Так считает заслуженный деятель искусств России, академик, реставратор Игорь Столетов, отметивший на днях свой 80-летний юбилей. Игорь Александрович - один из тех специалистов, которые на протяжении нескольких десятилетий «стоят стеной» за сохранение исторического центра Владимира. И особым провинциальным изяществом города, его неповторимыми архитектурными особенностями из глубины тысячелетий, что современные горожане могут наблюдать, мы обязаны в том числе и ему. Вот только «сила противодействия», кажется, не сбавляет оборотов. По пальцам уже не пересчитать те непоправимые градостроительные ошибки, что откровенно уродуют древний город. С кого спрашивать, если многие проекты уже давно утверждены и должны работать?
- Игорь Александрович, как вы знаете, у Владимира - новый глава, который пообещал основное внимание обратить на генплан города, решение насущных градостроительных вопросов. Какой совет вы можете дать ему?- Совет дать трудно, работа эта не сиюминутная. Я очень хотел бы, чтобы новое руководство города серьезно относилось к проблемам сохранения исторической части города. Руководство области, в свою очередь, в этом заинтересовано, я уверен. По городу очень много есть наработок, они совершенно четкие, предписывающие определенное поведение в городе, то, что в ряде случаев не соблюдается.
- Вы говорите о деятельности предыдущего градоначальника?
- Безусловно, вспоминается опыт предыдущего мэра, который открытым текстом и заинтересованно говорил о приведении города в порядок, это было у всех на слуху, обсуждалось активно. Но, увы, в последние годы его деятельности эта работа сошла совершенно на нет. Появилось безразличие. Стали делаться вещи, которые вначале казались недопустимыми. Начинать теперь придется практически с нуля, поскольку предыдущее руководство в сумме своей не выполнило ничего.
- Есть мнение сегодня, что один центр - хорошо, а два - лучше. Как вы относитесь к застройке территории напротив «белого дома», на пересечении улицы Мира и Октябрьского проспекта?
- Пока есть просто суждения, разные и противоречивые. Еще в послевоенное время генпланом закладывались сразу два центра. Исторический центр надо было «лелеять». Очень многие города совершенно потеряли свой облик в то время, посмотрите, что сделали плохого с Тулой, Рязанью... Владимир остался национальным достоянием. А вот строительство нового его центра до сих пор не начато. Там сейчас пустыня. Задача ее освоить интересная, необычная и очень трудная.
- Многие против застройки торговыми и выставочными площадями, нельзя ли основать лишь парк?
- Просто парком не решить вопрос и просто строительством тоже. Те, кто ищет решение, надеюсь, понимают свои задачи. Там вполне может быть интересный блок застройки. Там огромное пространство и его нужно формировать.
- Но как не испортить эту зону?
- Там не может быть пустыря, где ветер гуляет, это однозначно. Там нет людей. Центр без людей - не центр. Он должен иметь соответствующую загрузку. Соответственно должен решать и административные функции. Офисные помещения вполне могут быть. Должны быть разные элементы, притягивающие людей сюда. Современный центр должен иметь насыщенную полнокровную систему. Думаю, специалисты сделают все грамотно.
- И все же каждый раз владимирцы переживают за возможные строительные ошибки...
- Да, потому что сегодня есть здания, возведенные не по закону. Построили, например, дом напротив ликероводочного завода. Недопустимо совершенно. Там древние валы, которые охраняются всеми нашими законами. Дом не мог там быть ни по каким канонам! Или, скажем, два дома за кинотеатром «Мир», абсолютно бездарные. Как они там возникли? Их там не могло быть, а они стоят. Это, к слову, о поведении руководства города. Если будущее будет вот таким, придется жестко говорить о недопустимости этих процессов.
- В свое время хотели застроить высотками и центр города, чему удалось противостоять...
- В Москве в 1972 году был сделан проект, согласно которому весь исторический центр Владимира - от Золотых ворот до площади Фрунзе - подлежал сносу, за исключением храмов. Было предложено построить пяти- и девятиэтажные панельные дома. В частности, от церкви на Никитской, где мы сейчас находимся, до Золотых ворот должно было стоять шесть панельных девятиэтажных башен. На таком небольшом расстоянии. Сносилась система кварталов, они нещадно сметались. И на территории исторического центра - а это всего 1,5 процента от общей площади города - проект уже начали было осуществлять. Мы вмешались, пытались доказать, что старые здания могут великолепно служить сегодняшнему дню. Они сохраняют энергетику и привлекательность для туристов. Нам удалось это доказать, предложения были приняты. К сожалению, о чем приходится вновь говорить, проект реконструкции исторической части сейчас практически забыт и мы вынуждены возвращаться на тридцать лет назад. Многое растеряли, и это упущение градоначальников в том числе.
- Неужели сегодня некому заступиться за достойный облик города?
- В этом должен быть главный интерес профессиональных архитекторов. У нас, к сожалению, очень мощное лобби заказчиков, у которых желание связано только с их большими денежными возможностями. Иногда они пользуются этим. Просто «покупают» архитекторов, которые делают то, на что профессионал не имеет права. Те примеры, которые я привел, их много. Работает как раз эта схема. Этому надо противостоять.
- Значит, ведущую роль играют инвесторы?
- Вы слышали об идее построить аквапарк в Клязьменской пойме, что простирается от Владимира до Коммунара? Не дай бог там начнется застройка. Мы создадим то, что с ужасом воспринимают в Москве, мы создадим там владимирскую Рублевку. Богатых людей много, и им не важны те вещи, о которых мы говорим. Они построят там свои особняки, причем такого вида и характера, что это будет кошмар. И если эта пойма превратится в то, что я называю Рублевкой, - надо будет кричать «караул».
- Тогда мы оставим южную сторону города практически без зеленых зон...
- Вы посмотрите на склоны: несколько лет назад взяли и обстригли, срубили зеленую полосу, которая немного закрывала Палаты - спорное здание и по сегодняшним, и по старым понятиям. Потому что это сооружение несколько «перебивает» два храма, которые расположены по флангам. Когда Палаты были немного прикрыты полосой зелени, то храмы становились главными в этой композиции, а что сейчас?
- Идея со строительством Лыбедской магистрали нашла должное воплощение, на ваш взгляд?
- Я всегда говорил, что внимательно нужно относиться к
рельефу. Лыбедская долина, которая превратилась в помойку - там когда-то была речка, которой уже никогда не будет, - требовала перемен. Она вполне заменялась хорошей дорогой, что решало часть проблем. Хотя магистраль вообще-то плохое слово. Пошумели там пять лет, сделали две развязки. На этом все кончено. Сама суть вопроса не решена. Теперь идея «висит» в воздухе. Такие полуфабрикаты «начиняют» город, который становится уродом. Владимир изуродовать трудно, но можно.
- Есть в этом вина и архитекторов, о чем мы говорили выше...
- Молодые специалисты нередко покупаются. Обычно ведь платят за то, что делать нельзя. Мир изменился и люди тоже, не мне вам об этом говорить. Подобные изменения - это минус городу, его идеологии. Не стал бы процесс этот неуправляемым. К сожалению, он захватил и профессионалов. Но надежда есть. Москва, например, озабочена этим. Там ведь прошел «каток» Лужкова. Это стало сигналом для многих, что мы не можем по этому пути бесконечно катиться. Многие дома взяты с картинок Буэнос-Айреса и Нью-Йорка. Но ведь это же не для нас. Там этим обеспокоены. А столица, как известно, многое диктует. Значит, это должно сказаться и на городах нашего объема и значения. Уверен, у нас тоже будут осторожнее.
- И сами творцы, вероятно, заслуживают должного отношения...
- Когда в 90-е годы изменилась обстановка у нас в реставрационной мастерской, одной из лучших в стране, мы уехали в Москву. Восстановили там палаты Гранатного двора ХVI века. Вот тогда был запущен процесс не только бережного отношения к старой Москве, но и процесс воссоздания тех утрат. Работали мы очень упорно, с утра до ночи, и бабушки приносили нашим рабочим по утрам торты или пирожки. Они тем самым поддерживали эти процессы, и это было правильно и приятно. И вообще я считаю, что город воспитывает тех, кто в нем живет.
- Значит, архитектурный фон влияет на мировоззрение?
- Народ в какой-то степени стал сегодня нигилистом. Он изменился. И это связано с архитектурой. Она совершенно точно обозначает и отражает состояние нации. Любое государство можно видеть по его архитектуре, какой характер у народа... Она формирует и будущее поколение людей. Владимирцы, к счастью, отличаются от людей других городов, которые выглядят архитектурно иначе. Нам больше повезло и мы более хорошие люди, люди другой психологии. И все то наследие, что у нас есть, должно сохраняться. Это не должно подменяться обходом законов, покупкой и продажей, забыванием той философии, которая существует.