Московский музыкальный театр Алексея Рыбникова представил на владимирской сцене рок-оперу «Юнона и Авось». Самая сильная и мужественная и в то же время невероятно сентиментальная история любви шестнадцатилетней испанки Кончиты и сорокалетнего графа Николая Резанова вот уже три десятка лет бередит души поклонников, режиссеров, музыкантов, поэтов и самих артистов. Не только в России, но и во всем мире. В этом году у рок-оперы знаменательный юбилей. Премьера ее состоялась в 1981 году на сцене Ленкома.
Судьба у этой постановки, как, вероятно, у большинства из тех, что становятся легендами, трудная. После премьеры в западной прессе появились скандальные статьи, которые «кричали» о том, что спектакль носит антисоветский характер. Автор слов, поэт Андрей Вознесенский был признан человеком, с которым и вовсе опасно иметь дело. Впрочем, постановка режиссера Марка Захарова в Ленкоме, главные роли в которой исполнили Николай Караченцов и Елена Шанина, все же выдержала многочисленные испытания на прочность. Зарубежные гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, а затем в Германии, Нидерландах и других странах состоялись тогда благодаря Пьеру Кардену и имели значительный успех. Согласно приметам того времени, сначала за рубежом, а потом уже на российской сцене рок-оперу приняли.Сегодня у «Юноны и Авось» поклонников бесчисленное множество. Молодое поколение привлекает скорее реалистичность рассказанной трагедии и печальный, что сегодня редкость, конец. Тех, кто постарше, - стихи поэта Андрея Вознесенского и музыка композитора Алексея Рыбникова. И в классику жанра вмешиваются лишь режиссеры-постановщики, не более того...
Вот и столичный театр Алексея Рыбникова представил во Владимире новую авторскую постановку рок-оперы, естественно, сохранив знакомую мелодию и текст. И этот спектакль стал серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра. В рок-опере сочетается и массовая «городская» музыка, и русская духовная. На сцене горели свечи, артисты стояли на коленях, но спустя секунду они начинали «бушевать», словно шторм поднимался на ласковом и спокойном море, и молитвы сменялись криками и свистом. Во главе с графом Резановым они рвали на себе рубахи, стучали плетьми по инсценированной палубе, не забывая славить Господа и царя. Они плыли под девизом «авось», имея мертвую хватку, умея постоять за себя. Они и влюблялись на «авось», преодолевая любые барьеры, возрастные, языковые, политические.
Магнетизм и потрясающая энергетика спектакля сделали его поистине вечным. И каждый раз, как в первый, признавались владимирцы, ждешь, что граф Резанов поборет болезнь и все же приплывет обратно к своей возлюбленной Кончите. И в тот самый момент подпевают артистам до боли знакомые строчки: «Ты меня никогда не забудешь, я тебя никогда не увижу». А храбрые русские моряки исступленно кричат, дергая за канаты, словно предвидя трагедию: «В море соли и так до черта, морю не надо слез. Наша вера верней расчета, нас вывозит «Авось». И только зритель снова не смог сдержать слез...