Во Владимире завершает свою работу первая российская киношкола «Права человека». «Круглые столы», занятия-лекции на заданную тему - это все привычные формы разговора о правах человека и его же обязанностях. Кому-то такой способ общения может показаться отнюдь не интересным. Куда оригинальнее поговорить о насущном на языке кино...
Ежедневно с экрана телевизора, реже с экранов кинотеатров с нами ведут беседу. А вот получается ли конструктивный диалог? Впрочем, выбор за нами - смотреть или не смотреть, в том наша свобода и наше право. Кстати, о правах. У Гильдии кинорежиссеров России родилась идея основать первую российскую киношколу с актуальным названием «Права человека». В качестве лекций - киносеансы. Причем демонстрируют исключительно картины - призеры престижных фестивалей. Поддержку проекту оказал и Европейский Союз. Поэтому в программе киношколы - не только российское авторское кино, но и картины европейских режиссеров. К слову, многие считают, что разговор о правах человека - прерогатива как раз-таки Запада. Своими наблюдениями поделилась с владимирцами гость киноклуба «Политехник» доктор искусствоведения, член Союза кинематографистов России Ирина Гращенкова:- Мне часто говорят, что права человека - это западноевропейская модель отношений государства, общества и личности. И это правда. Но почему же нам не воспользоваться тем лучшим, что дает нам эта модель отношений, рожденная в Западной Европе в век просвещения?
Наверное, потому, что многие поколения россиян выросли в стране, очень отличающейся от многих других стран, и, надо думать, до сих пор растут, несмотря на заимствованные извне технические новшества и пресловутую мобильность. Для нас разговор о наших правах сложен. В менталитете русского человека заложено, что права большинства, нужды государства и общества важнее, чем личные наши проблемы. Возможно ли изменить этот менталитет? Наверно, для этого нужно поступить в «первый класс» школы прав человека.
На первом киносеансе киноклуба «Политехник», который и стал партнером по проведению киношколы в областном центре, в стенах Владимирского государственного университета показали картину режиссера Светланы Проскуриной «Перемирие». Это фильм 2010 года, который уже успел объехать ряд зарубежных кинофестивалей. Светлана Проскурина - российский режиссер, признанный, в первую очередь, западными критиками. И это уже не в диковинку поклонникам авторского кино. Ее фильмы «видят свет» чаще всего в Европе. Что ж, оно и понятно, когда режиссер не просто рассказывает о людях российской глубинки, но делает это реалистично, цинично, обнаженно, глубоко. И есть в этом что-то некрасовское, автор словно задается вопросом: кому на Руси жить нормально? Фильм тяжелый, грузный и шокирующий. Но, вне сомнения, «Перемирие» - картина о правах человека, именно поэтому она попала в список тех фильмов, что будут показаны в рамках дебютирующей киношколы. И как часто происходит с авторским кино, о правах не столько главного героя завязалась дискуссия после просмотра. Многие старались говорить о том, а имеет ли право режиссер показывать такую нагую и глупую глубинку, этих бросающихся в объятия парней в день знакомства девушек, этого незадачливого и в то же время опасного пустослова в накладной бороде, воображающего себя Емельяном Пугачевым? В картине много голого тела, крови, нецензурных выражений. Имеет ли право автор вот так хватать нас за сердце, за горло... Точки зрения были разные, отчего дискуссия получилась интересной.
Поступившим в «первый класс» киношколы владимирцам понравилось говорить о правах человека на языке кино, искусства. И если возвращаться к проблеме менталитета русского человека, то возможно ли было создать авторам подобные картины, живя в другом обществе и в другой стране? И есть ли что-то новое в идее создать подобную киношколу, когда мы все читали классику, Достоевского, Толстого и помним, как они заступались за отдельного человека и ставили вопросы его прав и свободы. Идея, конечно, не нова. Но со временем она не теряет своей актуальности. И главный посыл этой киношколы - привлечь зрителя к хорошему кино, которое заставляет одних спорить и говорить, а других замолчать.