Как помочь сориентироваться современным школьникам в выборе будущей профессии? Проблема, с которой приходится сталкиваться выпускникам техникумов и вузов, не из приятных. После многих лет учебы оказывается, что на рынке труда они как специалисты не нужны и не востребованы.
Сегодня происходит профилизация обучения, и она, по мнению чиновников от образования, соответствует структуре образовательных и жизненных установок. Предпрофильной ‑ с 8 класса - и профильной ‑ с 10 класса ‑ образовательной подготовкой в школе сегодня уже охвачены 60% ребят.В 10 муниципальных образованиях представлены все направления профильной подготовки: естественно-математическое, социально-экономическое, гуманитарное и технологическое. За последний год на 6% увеличилось количество классов с технологическим профилем и одновременно уменьшилось число классов с естественно-математическим.
Однако четко определиться не только с будущей профессией, но и со своими наклонностями ребятам в таком возрасте трудно. Некоторым из них все направления интересны! По мнению ученого-биолога и разработчика КИМов (контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ) Георгия Лернера, большинство школьников лишь к 17-18 годам начинают осознавать, кем они хотят работать. Однако в современных условиях детям приходится делать выбор раньше ‑ к 15-ти, а то и к 14-ти годам (если речь идет о 8-м классе).
Всего с учетом профессиональных намерений и индивидуальных склонностей обучается сегодня 7012 учащихся 10-11-х классов. Больше всего разными формами профильного обучения охвачены старшеклассники в Коврове, о. Муром, Вязниковском, Ковровском, Селивановском, Камешковском районах. Меньше всего ‑ в Петушинском, Суздальском, Судогодском, Гусь-Хрустальном, Меленковском районах, г. Радужном и Владимире.
- У ребят, выбравших профиль обучения, естественно, выше учебная мотивация, потому и баллы у них выше во время итоговой аттестации, во время сдачи ЕГЭ, - отмечает заместитель директора департамента образования Ольга Беляева.
В 185 школах области в учебных мастерских и пяти межшкольных учебных комбинатах осуществляется профессиональная подготовка около 6 тысяч учеников 10-11-х классов. Из них 14,2% составляют ребята из сельской местности.
Треть выпускников школ в 2010 году получили удостоверения государственного образца об овладении профессией. 35,5% - операторов ЭВМ, 14% - водителей, 7,7% - трактористов, 6,2% - машинисток, 3,3% - продавцов, 2,9% - швей.
Однако проблем с организацией профессиональной подготовки немало. Требует укрепления материально-техническая база общеобразовательных учреждений. Сегодня 5 городских и 25 сельских школ не имеют никаких мастерских. Только в небольшой части сельских школ есть подсобные хозяйства, и только в каждой четвертой - трактор. По современным требованиям такие школы, в которых не созданы соответствующие условия, должны быть реорганизованы.
Есть проблемы и с кадровым обеспечением. Большинство учителей технологии ‑ пенсионного возраста. Причем 15% из них не имеют высшего образования. 21 вакансия учителей технологии была на начало этого учебного года, а в школы пришли только три специалиста.
- Для профориентационной работы используются тестирование, соцопросы, ярмарки, выставки технического творчества, - рассказывает начальник отдела департамента образования Любовь Пимкина. - Ребят информируют о том, насколько востребованы на рынке труда те или иные профессии. Ежегодно департамент образования области издает вестник для выпускников школ со сведениями об образовательных учреждениях, в которых можно получить профессию.
Анализ самоопределения выпускников школ на примере прошлого года показывает, что большинство из них стремятся повысить образовательный уровень. 95,1% продолжили обучение. Причем 74% - в вузах, 17% - в учреждениях среднего профессионального образования и лишь 3% - в профессиональных училищах и лицеях.
Ежегодно департамент по труду и занятости населения области проводит мониторинг потребности в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для отдельных сфер экономики, чтобы скорректировать отраслевой заказ. После этого департамент образования утверждает контрольные цифры приема учащихся. Между учреждениями профессионального образования и работодателями заключено более 650 договоров о социальном партнерстве при подготовке кадров.
И некоторые положительные результаты есть. К примеру, удалось стабилизировать подготовку кадров по таким востребованным профессиям, как мастер столярно-плотничных и паркетных работ, монтажник сантехнических и вентиляционных систем, станочник, слесарь, сварщик.
Однако перекос в сторону подготовки специалистов с высшим образованием, особенно экономистов и юристов, очевиден. И даже определяясь в учреждения среднего и начального образования, выпускники школ и их родители выбирают специальность, больше ориентируясь не на рынок труда, а на «престижность». Кто и как должен сегодня вести профориентационную работу? Да так, чтобы она не существовала отдельно от рынка труда? Очевидно, объединить усилия нужно и образовательным учреждениям, и сотрудникам служб занятости, и работодателям.