22 апреля 2011 в 01:39

Красное село вчера и сегодня

Фото: Елена ХОЛОДНОВА.
К 20-летию открытия храма Михаила Архангела На крутой Красной горе областного центра стояло село Красное. Само название села означало, что издревле эту местность населяли славяне, и село расположено на высоком - «красном» - месте. Под горой и сейчас протекает речка Рпень ‑ местное название от перенесенного в XII веке из Киевской земли имени реки Ирпень.  
Впервые Красное село упомянуто в жалованной грамоте великого князя Московского Дмитриевскому собору от 1515 года. Название Красного селом указывает на то, что в это время церковь здесь уже была.
Деревянные храмы ветшали и перестраивались. Каменная же церковь в Красном селе выстроена в 1788 году на средства прихожан. Она была поставлена в центре села на возвышенном месте и богато украшалась. В начале ХХ века здесь находились 42 иконы древнего письма, Евангелие 1642 года, напечатанное при царе Михаиле Романове, а также Евангелия 1663-го и 1697 г. Хранились в церкви и метрические книги с 1789 года, и исповедные росписи с 1829 года.
В те времена Красное было одним из самых больших сел на Владимирской земле. В 1893 году в селе насчитывалось 1998 душ обоего пола, включая жителей двух приходских деревень - Михайловки и Архангеловки. Эти деревни выделились из Красного села в 1869 году после сильного пожара. Погорельцы не захотели строиться на прежних местах, но и далеко уходить не стали. Спустились они с Красной горы в низину, к речке Рпень и роще Кузячка, и стали в два порядка избы рубить.
Для Красного села, стоящего высоко над водой, самым большим бедствием были пожары. Об одном из таких пожаров писала газета «Владимирец» в 1907 году: «…Погорельцев было много; им оказывалась помощь в виде добровольных пожертвований. Больше других жертвовал известный меценат Александр Лукич Лосев, который передал деньги сам лично в руки пострадавших». На средства Лосева в 1903 году было построено и каменное здание школы в Красном селе ‑ при церкви Михаила Архангела. Это здание, частично реконструированное, существует и сейчас в качестве приходского домика, где проводятся занятия Воскресной школы.
В дореволюционные времена церковь для сельчан являлась духовным и образовательным центром. Настоятели храма Михаила Архангела были не только известными ревнителями веры Христовой, но проявляли себя и деятельными просветителями. Александр Григорьевич Попов, служивший протоиереем в Красном селе до 1904 года, изучал историю местности, исследовал перемены в жизни людей после отмены крепостного права, писал статьи и духовного, и научного содержания. Последним настоятелем храма был протоиерей Сергий Богословский ‑ человек исключительной честности и образованности. Открытый и простой в обращении, для жителей села отец Сергий был непререкаемым авторитетом. Он организовал церковный хор из числа местных жителей. С каждым из хористов Сергей Павлович занимался отдельно в своем доме по основам музыкальной теории. Красносельский церковный хор был одним из лучших во Владимире. Отец Сергий был увлечен передовыми для своего времени идеями сельскохозяйственного труда, выступал с лекциями по вопросам выращивания различных культур. Во время первой мировой войны ему удалось осуществить доставку кукурузы для голодавших сельчан на специально организованном для этого поезде. После Октябрьского переворота, не вмешиваясь в политическую жизнь, священник принимал активное участие в организации кооператива «Солидарность»…
В 1938 году сбили колокол со звонницы. Ценную церковную утварь увезли, а бесценные церковные книги и святые иконы сжигались в кострах у храма и в храме. Целую неделю черный дым окутывал церковь Михаила Архангела в Красном селе. Только деревянная скульптура Иисуса Христа, которая находилась в часовне возле храма, была спасена кем-то из прихожан и увезена в суздальскую глубинку ‑ село Санино, где и пребывает по сей день в одном из храмов Свято-Никольского женского монастыря.
Тогда же, в 1938-м, по ложному доносу отца Сергия арестовали. Он был помещен в камеру на территории бывшего Богородице-Рождественского монастыря. В дальнейшем его ожидали и тюремное заключение, и пять лет ссылки в Казахстане. В 1944 году отец Сергий был назначен настоятелем Свято-Успенского собора во Владимире, а последние годы жизни служил в Князь-Владимирской церкви. В 1955 году он был похоронен на Князь-Владимирском кладбище…
Михайловский храм, разграбленный и оскверненный, был превращен в слесарную мастерскую, а затем в соляной склад. Несмотря на то, что церковь подлежала охране как памятник архитектуры XVIII века, в советские времена реставрационные работы не проводились.
Но еще до открытия храма было положено начало его восстановлению. Памятуя о том, что в 1988 году красносельской церкви исполняется 200 лет, преподаватель истории Игорь Петров по собственной инициативе с небольшой группой студентов художественного училища и художественно-графического факультета пединститута предпринял попытки уберечь святыню от дальнейшего разрушения ‑ были поставлены леса и покрыта жестью алтарная часть Михайловского придела.
Красного села как такового уже не было. После войны оно вошло в черту города Владимира, и храм Михаила Архангела оказался на улице Красносельской. Красная гора застроилась типовыми многоэтажками, и на их фоне изящный силуэт церковки с красивой шатровой колокольней кажется сегодня необыкновенным чудом архитектуры.
День Святой Пасхи 1991 года ‑ «Праздников Праздник» - стал началом новейшей истории Михаило-Архангельской церкви. Прошло ровно 20 лет с того благословенного дня, когда в красносельском храме впервые после более чем полувекового перерыва была совершена Божественная литургия протоиереем Анатолием Карташовым.
Храм был передан верующим в плачевном состоянии: полностью отсутствовала кровля над трапезной, отсутствовали кресты и купола, пол взрыт, окна заложены кирпичом, своды побиты и выщерблены. Организация основных восстановительных работ легла на плечи настоятеля храма протоиерея Владимира Ловковского и старосты Валентины Тушиной. Так, постепенно, из года в год, трудами многих прихожан обновился храм. К 20-летию его открытия завершилась пятилетняя работа над новым иконостасом придела Архангела Михаила. Новый иконостас, как и старый, а также иконостасы к Покровскому и Преображенскому приделам выполнены плотником и резчиком по дереву Николаем Зайцевым и художником-иконописцем Игорем Дроновым.
Приход храма с каждым годом увеличивается и «молодеет». Целыми семьями приходят верующие на Божественную литургию по воскресным дням. Более 15 лет назад открылась и Воскресная школа для детей прихожан, где преподаватели знакомят своих воспитанников с основами православного вероучения и стараются привить им стремление к добродетельной жизни. Каждый год ученики Воскресной школы в Святочные дни навещают больных и обездоленных. Они бывали и в детском доме им. Карла Либкнехта, и в мужской исправительной колонии, и во Владимирском психо-неврологическом интернате.
Сегодня Раиса Загоденко, Валентина Белянина, Елена Тепфер, Татьяна Захаренко, Михаил Ломов проводят занятия с детьми, готовятся к праздникам, организовывают паломнические поездки. Каждый год сюда приходят новые ученики, меняется преподавательский состав, но неизменной остается атмосфера духовной близости и семейственности нашей общины.



Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…