В театре-студии «Новая сцена» сыграли два мини-спектакля по рассказам сербского писателя Милорада Павича «Есть люди с особо чувствительной кожей - их лучше не трогать. Они не похожи на всех остальных». Это отрывок из одного из самых популярных стихотворений сербского автора. В нем он, вероятно, четко определил круг людей, которые становятся героями его книг.
Возможно, это лишь догадки. А по-другому, кроме как «на ощупь», с этими сочинениями нельзя. Милорад Павич - автор прозы нелинейной, имеющей свой особый алгоритм. Чтобы его вычислить, необходимо прочитать не одну книгу творца. Прочитать не только вдоль, но и поперек, прочитать по диагонали...Студиец Александр Усов пошел дальше. Он не только зачитывался прозой Павича, но и решил связать с ней свой режиссерский дебют. Около двух лет актер «Новой сцены» вынашивал эту идею. Наконец зритель смог увидеть два глубоких и оригинальных мини-спектакля, основанных на рассказах Павича «Занавеска» и «Плакида».
Герои постановки Александра Усова «История бумажного театра» (рабочее название спектакля было более прозрачным - «Две истории о двойниках») явились, без сомнения, людьми с той самой «особо чувствительной кожей». Но не только это близкое и неоспоримое сходство между идеями Павича и воплощением их героями мини-спектаклей - роли исполнили Елена Чиркова и сам режиссер-постановщик Александр Усов - может заметить талантливый зритель. Сама попытка режиссера перенести эту непростую прозу на сценические подмостки - сродни подвигу сербского писателя, который начал публиковать в конце двадцатого века рассказы, признанные литературой будущего, литературой века двадцать первого. Поняты же они будут, вероятно, еще позже... Претендует ли, в свою очередь, Александр Усов на звание режиссера-новатора, покажет время. По крайней мере, для владимирцев, которые на главных театральных сценах родного города подобного увидеть не смогут еще долго, он явился открывателем чего-то нового. Малая сцена - здесь прошел его дебют. И он запомнился гостям вечера надолго.
Эти откровенные истории, признаться честно, можно сыграть даже в маленькой комнате одному. Лучше вместе со своим отражением в зеркале, чтобы попытаться осмыслить идею двойственности и иллюзорности окружающего. Александр Усов предпочел «вглядываться» в пришедших на премьеру зрителей, вынеся свои чувства и эмоции на их суд. Декораций минимум: четыре ярко-красные занавески для первого мини-спектакля и стул на металлических ножках - для второго. Костюмы исполнителей - белые пижамы. На сцене происходит не так много событий. Главным остается то действо, что рождается в головах зрителей. Фантазия и интуиция - вот на что делаются ставки. Рациональное объяснение всему этому найти невозможно. Ведь рассказы Павича строятся наоборот: сначала крыша, а потом фундамент. Так построены и два мини-спектакля Александра Усова. И этот театр, что важно, - отнюдь не для удовлетворения амбиций режиссера, не для самовыражения актера, он, в первую очередь, для талантливого зрителя.