В области разработана комплексная программа модернизации профессионального образования. При этом учтены специфика социально-экономического развития региона и рекомендации Министерства образования и науки РФ.
- Программа направлена прежде всего на то, чтобы удовлетворять потребности рынка труда, - говорит заместитель директора департамента образования Светлана Болтунова. - Стабилизация числа выпускников девятых классов после демографической «ямы» ожидается, но не ранее 2018 года.
Суть модернизации ‑ в обновлении содержания образования и образовательной среды ‑ при помощи разработки новых стандартов и использовании электронных ресурсов. Готовить кадры будут с учетом новых научных идей и на новом оборудовании. Для этого будут созданы ресурсные центры, производственные площадки и многопрофильные учреждения, продуманы поддержка кадрового потенциала и создание независимой системы контроля качества образования с помощью рейтингов.
К переменам в системе начального и среднего профессионального образования подтолкнули сначала проект нового федерального закона «Об образовании», где уровня начального профессионального образования вообще нет, а потом, по приказу министра образования, объединение двух главных университетов ‑ ВГГУ и ВлГУ. В итоге всех преобразований в области должна появиться новая система профильных институтов, многопрофильных колледжей, объединенных под эгидой университета. Среди прочих будут вычленены два технических, педагогический, гуманитарный институты. Причем в институты, повысив свой статус, превратятся и некоторые учреждения среднего профессионального образования. К примеру, институт сельского хозяйства планируют создать на базе Владимирского аграрного колледжа, институт стекла ‑ на базе Гусевского колледжа. Институт культуры и искусства должен объединить факультет бывшего ВГГУ и два областных колледжа ‑ музыкальный и культуры и искусства. В многоуровневых колледжах, в состав которых войдут бывшие училища и лицеи, образование и профессиональную подготовку смогут получать выпускники 9 классов, дети с ограниченными возможностями и даже гастарбайтеры.
Когда программу модернизации разъяснили на последнем расширенном заседании коллегии департамента образования области руководителям образовательных учреждений, то кто-то из них засомневался:
- Слишком много реформ переживаем в образовании, может быть, пора приостановить, притормозить эксперименты?
- Задумана непростая реформа. Большая нагрузка падает на университет, но альтернативы-то у нас нет, - заявил ректор ВлГУ Валентин Морозов. - В разработке программы модернизации нельзя опаздывать. Иначе ссузы будут переводить на региональные бюджеты и могут возникнуть проблемы с финансированием. В результате всех преобразований должен получиться научно-образовательный кластер, который будет способствовать развитию региона.