Хористы спели о предательстве и трагической гибели Андрея Боголюбского
«Тут музыка рождается из слова. Смысл этого текста ‑ поразительный, слова ‑ душераздирающие!» Эта реплика композитора «Плача по Андрею Боголюбскому» Владимира Генина запомнится вокалистам Владимирского камерного хора надолго. Недавно маэстро специально приезжал из Мюнхена в областной центр на репетицию.
...А уже 13 мая в Зале классической музыки состоялась премьера уникального произведения. Премьера двадцать лет спустя. «Плач по Андрею Боголюбскому» был написан еще в 80-е годы по просьбе основателя Владимирского камерного хора народного артиста РФ Эдуарда Маркина. После чего это хоровое действо выдержало более 60 постановок в России, исполнялось во время концертного турне Владимирского камерного хора под управлением Эдуарда Маркина по западному побережью США, от Сиэтла до Сан-Франциско. Музыка неоднократно использовалась на радио и телевидении, было раскуплено более 20 тысяч экземпляров виниловых пластинок.
Сегодня «Плач» возрожден в связи с памятной датой - 900-летием со дня рождения Андрея Боголюбского. И вновь на глазах у зрителей разворачивается житие князя и символические картины народной жизни, почти театральная сцена убиения и омытое слезами отпевание. Хор в данном случае выступает как полноправный участник действа, свидетель всего происходящего, своего рода живая декорация. И если слушать исполнителей с закрытыми глазами, то перед тобой очень явно встают сцены из очень далекого прошлого. Удивительное дело, но перед глазами проносятся те события, которые раньше ты и видеть не мог, ведь речь идет о двенадцатом столетии. Становится очевидным, что главное тут не личные воспоминания каждого, которых относительно этого исторического события и быть не могло, но память всенародная.
Многие картины всплывают на подсознательном уровне. Все мы знаем народную притчу о том, как предали Боголюбского. Хористы исполняют ее пронзительно, в их «Плаче» отражено все - от душераздирающей тоски до светлой грусти. Кульминацией становится молитва «Сладость какая».
Особую благодарность следует выразить молодому хормейстеру Максиму Миронову, который отлично справился с нелегкой задачей - дирижировать столь непростое произведение. Повествуя об убиении князя, хористы не забывали петь гимн всей русской земле. Правда, не той, на которой мы сегодня живем. Казалось, что это гимн той Руси, тому государству, которое могло бы быть, если бы Боголюбский успел завершить задуманное. Это был плач и по несбывшейся России.