Почему медработники 15 учреждений вышли из традиционного профсоюза? В январе этого года в нашей области появился альтернативный ‑ «социальный профсоюз работников здравоохранения». Сегодня в него входят уже 1600 медицинских работников из 15 первичных профорганизаций Владимира, Коврова и Ковровского района.
Началось все с того, что в декабре 2010 года восемь первичных профсоюзных организаций учреждений здравоохранения города Владимира вышли из состава областной организации профсоюза работников здравоохранения, входящей в ФНПР, и организовали городскую организацию альтернативного социального профсоюза. Причиной массового выхода медработников из традиционного профсоюза послужило, по словам их лидеров, «нежелание более мириться с политикой, проводимой председателем обкома профсоюзов Светланой Солохиной».Главные претензии, которые ей предъявляют бывшие члены областной организации, - неисполнение главной функции профсоюза ‑ защиты прав и гарантий людей и отсутствие юридической поддержки рядовых членов. Судебными делами, которые необходимы в вопросах отстаивания прав, профсоюз больше не занимается, - возмущалась часть медиков.
Кроме того, по словам альтернативщиков, львиная доля средств, получаемых от членских взносов, идет на содержание аппарата областной профорганизации работников здравоохранения, а не на помощь и дополнительные льготы членам профсоюза. Так, в предоставленном ими финансовом отчете по результатам прошлого года значится, что на материальную помощь членам профсоюза израсходовано 0,04% средств, или 29 тысяч рублей. В то время как расходы на содержание аппарата областного комитета профсоюза здравоохранения составили 36,9%, или 2 миллиона 870 тысяч рублей. То есть по 240 тысяч рублей на четверых в месяц! Кроме того, 1,65% расходов ‑ около 100 тысяч рублей ‑ составили отчисления в фонд ветеранов ЦК профсоюза, куда, по словам альтернативщиков, входит лишь один ветеран ‑ сама Светлана Георгиевна Солохина.
Несмотря на то, что заработная плата медицинским работникам в 2010 году не повышалась, работникам аппарата обкома должностные оклады были увеличены со второго полугодия 2010 года на 15%.
При областной организации создано несколько профсоюзных фондов, они существуют за счет дополнительных отчислений, но выплаты из них идут минимальные. Все предложения городских профсоюзных организаций о разрешении кризисной ситуации с членством упирались в вопрос С.Солохиной: «А где взять деньги?».
Однако сама она ответа на вопрос о том, куда делись деньги после продажи в 2006 году единственной крупной собственности областной профорганизации - детского оздоровительного лагеря «Солнечная поляна», - якобы не дает. Даже членам президиума обкома профсоюза С.Солохина не только не показала договора о купле-продаже, но и не назвала организацию, купившую лагерь. Известно только, что чистая прибыль от продажи лагеря составила 3,5 миллиона рублей и была разложена по фондам областной организации профсоюза.
Так как лагерь являлся общей собственностью всех членских профорганизаций области, а до 1990 года более трех десятилетий находился на балансе городского комитета профсоюза, городская профорганизация посчитала данное решение обкома профсоюза, мягко говоря, несправедливым и потребовала от обкома поделить полученную прибыль. Однако все деньги от продажи лагеря остались в распоряжении обкома профсоюза.
Продажа лагеря, отсутствие поддержки рядовых членов
профсоюза, постоянные поездки С.Солохиной и ее приближенных по стране и за границу (кстати, один из сюжетов об отдыхе профсоюзных лидеров на Кипре, где в то время была и С.Солохина, был показан по Первому каналу ТВ), неуемный аппетит в повышении зарплаты аппарату обкома и нескудное премирование опять же «своих» сотрудников и привели к окончательному решению ‑ выходу восьми профсоюзных организаций лечебных учреждений Владимира в альтернативный профсоюз. Среди них ‑ коллективы городской больницы № 4, городской станции скорой помощи, детского санатория № 3, роддомов № 1 и № 2, стоматологической поликлиники № 2, студенческой поликлиники.
Городской альтернативный социальный профсоюз во Владимире возглавляет Валентина Васильевна Назарова, которая 20 лет была председателем профкома горбольницы № 3 и руководителем владимирского горкома профсоюза. А председателем областной альтернативной организации недавно была избрана Татьяна Уланова, которая сама много лет работала в обкоме профсоюзов
ФНПР и некоторое время являлась заместителем С.Солохиной.
- Каковы ваши задачи сегодня? ‑ поинтересовались мы у лидеров альтернативного социального профсоюза.
- Защищать права медицинских работников и добиваться, чтобы первичные профсоюзные организации имели средства к существованию: на проведение праздников, чествований ветеранов труда и на оказание материальной помощи тем, кто в ней нуждается, на дополнительные льготы, экскурсии и подарки. Уже сегодня у нас 75 процентов средств остается в первичках. Надеемся, наш профсоюз пополнится новыми людьми, даже несмотря на то, что Светлана Георгиевна Солохина предпринимает решительные действия по возврату городских профорганизаций в свой профсоюз. Ведь зарплаты ее и аппаратных работников напрямую зависят от количества первичек и профсоюзных взносов.
Мы не могли не выслушать вторую сторону в этой спорной ситуации и попросили комментария по поводу появления альтернативного социального профсоюза у самой Светланы Георгиевны Солохиной.
- Считаю, что интересы работников здравоохранения наиболее грамотно представляет наш отраслевой профсоюз, - заявила она. ‑ У нас большой опыт работы, мы грамотно разъясняем все реформы, расход средств контролирует ревизионная комиссия. К альтернативному профсоюзу отношусь антагонистично ‑ документы они не оформляют, у них все бесконтрольно, в том числе и расход средств. Да, я ринулась в первичные профсоюзные организации ‑ для сохранения тех, что остались в нашем профсоюзе.
- На поддержку рядовых членов профсоюза, а именно на адресную материальную помощь, за два с половиной года израсходовано
2 млн 500 тысяч рублей, - приводит свои данные С.Солохина. - Делаем скидки до 80 процентов на путевки для членов профсоюза. 0,04 процента прошлогодних средств, о которых вам рассказали, ‑ это расходы на неработающих членов профсоюза или председателей первичных организаций. Застрахованные члены профсоюза имеют право на получение беспроцентных ссуд до 10 тысяч рублей ‑ по решению президиума.
- Да, получилось так, что у нас долгое время не было юриста, - в то же время признает С.Солохина. - Но интересы в судах представляли председатели первичек, технический инспектор обкома или же мы оплачивали юридические услуги.
Комментарий С.Солохиной по поводу продажи лагеря «Солнечная поляна» был таким:
- В.Назарова сама была членом президиума, предложила продать лагерь сама. Обратилась московская фирма ‑ мы вынесли рассмотрение на президиум, собирались три или четыре раза. Продали «Солнечную поляну» за 5 миллионов рублей. 1,7 млн рублей отдали налогов, 800 тысяч рублей возместили профсоюзному бюджету. Большую премию, по тому времени, ‑ 5 тысяч рублей ‑ дали Назаровой. Остальные деньги распределили в фонды областной профсоюзной организации ‑ в фонд стимулирования профактива, фонда «Солидарность» и «Оздоровление».
А вот что пояснила С.Солохина по поводу поездки профсоюзных лидеров на Кипр:
- Наш профсоюз ‑ участник международного движения. В начале 90-х годов была напряженная ситуация с выплатами заработков. Готовилась акция протеста. Совещание по протесту решили провести на Кипре. Мне как члену профсоюза прислали вызов. Оплатили командировку международный профсоюз и ЦК. Разъяснения по этому поводу я дала тогда в профсоюзной газете «Солидарность».
Дала Светлана Георгиевна разъяснения и по поводу зарплаты профсоюзного аппарата: должностной оклад председателю областного профсоюза работников здравоохранения утверждает президиум ЦК профсоюза, входящего в ФНПР. Он составляет 25 тысяч рублей. Плюс 10 тысяч - доплата за выслугу лет, плюс 9 тысяч рублей ‑ за ветеранство… Вот и получается в среднем по 44-50 тысяч в месяц ‑ скромная зарплата.
Организацию альтернативного профсоюза медработников С.Солохина считает местью ей за то, что ни Валентина Назарова, ни Татьяна Уланова не были избраны на пост председателя областной организации во время последних выборов.
Как будут разворачиваться события дальше в профорганизациях медиков ‑ покажет время. Понятно, что «не все спокойно в датском королевстве» и у лидеров двух профсоюзов свои аргументы в пользу своих позиций. Однако не поспоришь с тем, что медицинские работники сами вправе выбирать, в какой профсоюз вступать, кому платить членские взносы и доверять защиту своих прав и интересов.