4 августа 2011 в 00:39

Затерянный мир

Фото: Адольфа БУРЕЕВА
Как известно, лето ‑ пора отпусков, а следовательно, и туризма. Хотя, на мой взгляд, с этим термином еще разобраться надо. 
Мне кажется, что так называемый организованный туризм, да еще международный, когда люди ездят в комфортабельных автобусах, останавливаются в звездных гостиницах, а достопримечательности осматривают, шествуя толпой по специально проложенным дорожкам в сопровождении красноречивого гида, ‑ это вовсе не туризм. Солидная многоэтапная экскурсия, не больше.
Туризм в моем понимании ‑ это когда с увесистым рюкзаком по малохоженым тропам, пешком или на велосипеде. То же самое, то есть используя лишь свои собственные силы, - на утлом плавсредстве по незнакомой реке. Туризм ‑ это вовсе не легкое развлечение, тем более с сервисом по принципу «все включено», а проверка на выдержку: преодолеваешь не только маршрут, но и свои слабости, ночлег ‑ в палатке, ужин ‑ обычная каша, сваренная на костре или походном примусе «Шмель». Ну а впечатления ‑ это что сам сумел открыть-разглядеть, сравнить с ранее вычитанным, узнать от встреченных чабанов…
Впрочем, жизнь бывает настолько разнообразно непредсказуемой, что под определение туризм иной раз могут подпасть ее эпизоды и даже целые периоды, которые к категории «отдыхательно-развлекательных», казалось бы, ни по каким формальным признакам отнесены быть не могут. И тем не менее… Особенно если постараешься совместить серьезное дело ‑ работу - с заветным увлечением.
Вот один из таких эпизодов, который, согласно своей «классификации», осмелюсь отнести к категории действительного туризма. Хотя организован он был по чисто служебному поводу.
…Заканчивался уже третий год моего пребывания в Южном Йемене, а я так еще и не побывал на таинственном острове Сокотре в Индийском океане. Наконец нашел повод:
- Ни в газете «Эр-рая» («Знамя»), ни в журнале «Эль-гюнди» («Солдат») о сокотрийском гарнизоне уже давно ни строчки нет! Предлагаю организовать туда «журналистский десант».
И вот с одним из подсоветных (я был советником по печати при Политуправлении ВС НДРЙ) старшим лейтенантом Абдулатифом Али Абдуллой летим на Сокотру. Служебные дела завершаем быстро: поприсутствовали на учебной тревоге, побывали на тактическом занятии в окрестностях пальмового леса, наблюдали проверку надежности обороны побережья ‑ кстати сказать, осуществлявшейся с помощью установленных в капонирах наших безотказных Т-34… Материалов собрано ‑ на несколько номеров. Теперь можно с чистой совестью подумать и об осуществлении заветной мечты: по легендарному острову попутешествовать.
Говорю коменданту Сокотры майору Ахмеду Муксейну Саиду:
- Вы давно свое хозяйство не осматривали? Ну, не только воинские подразделения, но и поселки, побережье. Ведь нужно же всю местность хорошо знать, чтобы в случае чего…
Идея майору понравилась: почему ж не развлечься поездкой? Он тут же связался по рации с министерством, получил «добро» - и мне:
- Утром ‑ в путь. Вижу, фотоаппараты с блокнотами у вас наготове. А вот юбку-футу и мужской платок я вам ссужу: без них в условиях здешней дикой природы не обойдешься.
В этом я убедился. В футе не только в жару удобнее, но она же при ночлеге «спальной принадлежностью» служит: развернул запасливо подогнутое на поясе ‑ и вот тебе снизу простыня, а сверху ‑ укрытие от москитов. Умело повязанный же наподобие тюрбана арабский платок голову от палящего солнца почище «колонизаторского» пробкового шлема защищает.
…Это было путешествие не только, по сути, в далекое прошлое ‑ почти в каменный век, но и в настоящий затерянный мир. Воду пили из пересохших ручьев ‑ на острове уже полтора года не было ни единого дождя, многие деревья посбрасывали листву, как у нас бывает на осень-зиму. Спали на голой земле. За все время не видели ни крошки мучного - не раз вспомнилось недоуменно-детское: «Как же пираты и путешественники поджаренное на углях мясо диких животных без хлеба едят?».
Однако особенно запомнился такой момент.
- Мы должны обязательно побывать на южной стороне острова, - сказал комендант. ‑ Я там сам еще ни разу не был, а из европейцев ты будешь первый после англичан. Да и они туда с таким ли трудом попали…
Оказывается, южная часть острова была еще совсем недавно абсолютно недоступной для «северян», а тем более ‑ для всего остального мира. С суши ее отделяли островершинные, совершенно неприступные горы, а с моря ‑ настоящий лабиринт коралловых рифов. Англичане, господствовавшие в Йемене почти полтора столетия, поставили задачу освоить весь остров, для чего решили проложить туда дорогу. Несколько лет специальная бригада с помощью динамита пробивалась сквозь горы ‑ наша «тойота» как раз и карабкалась по получившемуся серпантину: то над глубокой пропастью со всей осторожностью ехали, то над плескавшимся далеко внизу морем. Ощущения были весьма своеобразные! Зато когда оказались на южном побережье… В настоящем «Затерянном мире»!
Вот только один эпизод. Наш проводник сержант Хусейн, из местных островитян, объяснил:
- Жители этой деревни очень плохо говорят по-арабски, а мы их язык почти не понимаем. Они ведь здесь многие столетия совершенно одни прожили. Совсем в диком виде! Так что если бы мы лет десять-пятнадцать назад сюда приехали, то их голыми увидели бы. Ну, не считая набедренных повязок…
Излишествами в одежде жители деревушки и сейчас не страдали. Однако при нашем приближении даже бегавшие до того голышом дети мигом облачились в на удивление яркие, почти новые платья-рубашки. А малыши так вообще стали на сувенирных кукол похожи. Что, кстати, помогло мне сделать несколько снимков такой крошки, а заодно ‑ и ее мамы, которая уворачивалась от фотообъектива, словно от чего-то невыразимо ужасного. Ведь смотреть на женщину ‑ даже на ее изображение! ‑ не должен никто, кроме мужа. Уговорил ее с превеликим трудом:
- Я только твою такую нарядную дочку сфотографирую!
Мой обман она все-таки в последний момент «скомпенсировала»: кивком головы закрыла лицо густой прядью волос (см. фото).
А фотографировать в деревне было что! Ну, жалкие хижины из пальмовых листьев, примитивная утварь вроде сделанных без гончарного круга горшков, деревянная мотыга и прочая экзотика ‑ это само собой. Но люди!.. Особенно ‑ женщины: словно ожившие античные скульптуры. Стройные, без всякого преувеличения - изящные, хотя и почти чернокожие от загара. Но, признаюсь, сравнение со скульптурами возникло у меня отнюдь не от оригинальности восприятия. Просто я уже прочитал где-то, да и от знающих людей слышал, что англичане, получив доступ в южную часть Сокотры, снарядили туда солидную антропологическую экспедицию. Местные жители и в «мое» время как о некоем чуде вспоминали о возимом исследователями громадном, размером с шифоньер, холодильнике, работавшем на керосине. Там ученые хранили образцы крови, волосы, даже кусочки кожи аборигенов. И один из выводов англичане сделали ‑ поистине примечательный. Вернее, они научно подтвердили старинную легенду-предание.
Суть же ее вот в чем.
В древние времена в средиземноморских городах Европы чрезвычайно ценился как целебное средство сок гигантских алоэ, привозимый купцами с Сокотры. И якобы сам Александр Македонский распорядился послать на остров два корабля с семьями греков: чтобы они поселились там и снабжали метрополию драгоценным лекарством. Корабли подошли к острову, высадили колонистов и благополучно ушли. Но это был единственный случай, когда океан подпустил людей к тому берегу. Все последующие попытки навестить поселенцев заканчивались тем, что суда разбивались о коварные рифы, которые бывают мало-мальски проходимыми даже не при всяких приливах. Наши вездесущие в то время рыбаки, которых я расспрашивал, подтверждали, что к южному побережью острова они тоже остерегаются подходить.
Таким образом, колонисты оказались в ловушке: и географической, и временной. Постепенно они одичали ‑ впали в настоящий каменный век. Даже когда я там был, никто из расспрашиваемых мной с помощью проводника-сержанта жителей не имел представления не то что о книгах или газетах (о школе и грамотности они даже не слышали), но и о радио, хотя уж транзисторные-то приемники вместе с нарядными рубашками привезти туда не являлось проблемой. Правда, в конце концов о радио все-таки вспомнили:
- Это ящичек такой, который красиво играл и говорил что-то? Но он очень скоро замолчал, и мы из него разные штучки полезные сделали…
Ясно! Батарейки сели. А одну из «полезных штучек» я увидел: блестящая радиодеталька красовалась на шее женщины в качестве «составной части» самодельного ожерелья…
…Сделанный же английскими учеными вывод с полным правом можно считать не просто сенсационным, но и оригинальным. Согласно ему, истинные, чистокровные эллины сохранились сейчас только на диком острове в Индийском океане! В Греции же даже в самых глухих, исконно (извините за тавтологию) греческих деревнях их обитатели давно уже породнились, смешались с представителями других, самых разных племен и народов.
Так что кто это там из наших загрантуристов в своих путевых заметках хвастает, будто он посмотрел, как живут настоящие греки?..
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:00 Один человек погиб и трое пострадали в аварии на трассе под Судогдой
В субботу, 20 апреля, на 47 километре трассы «Владимир - Муром» (в районе Судогды) произошло лобовое столкновение автомобиля «ВАЗ-2115» и автофургона «Мерседес Атего». В аварии погиб водитель отечественной легковушки.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…