12 августа 2011 в 01:10

Гусь-футбольный

Взгляд в историю самой популярной командной игры Дискуссии вокруг поддержки областной команды «Торпедо», громко зазвучавшие этим летом, вновь дают повод обратиться к истории футбола на Владимирской земле. Автор предлагаемого читателям материала ‑ депутат областного Законодательного Собрания Виктор Шохрин. Статья является газетным вариантом одной из частей его исторического исследования о гусевском футболе. Однако автор показывает факты футбольной истории на широком фоне политических и социальных процессов в стране, губернии, Гусь-Хрустальном. Чему же учит история футбола? Судите сами.  
1922 год.
По старым рельсам
Пятый год советской власти стал фактически последним полноценным футбольным годом, в котором играли «буржуазные» клубы с прежней структурой и организацией. Одновременно новые физкультурные власти впервые сделали попытку организовать первенство России после катастрофических потрясений гражданской войны и ее страшных последствий. Народ задыхался от безысходности и страданий, от голода и повальных болезней и находил отдушину в спортивных состязаниях, первым из которых был, безусловно, его величество Футбол.
Весенним чемпионом Москвы стала команда ОЛЛС (Общество любителей лыжного спорта), а осенью, что считалось более престижным, первенствовал многократный чемпион московской футбольной лиги ЗКС (Замоскворецкий клуб спорта).
Петроградский футбол по-прежнему держался обособленно, отметившись лишь традиционным матчем с москвичами, в котором, впрочем, победил четвертый год подряд.
Так что полноценного и объективного общероссийского турнира провести тогда не удалось. Зато состоялись первые международные матчи. В гости к молодой Советской республике пожаловали финские соседи из сборной команды Финского рабочего клуба (ТУЛ). Кстати, через четыре десятка лет представители этого клуба прибудут на Гусевскую землю для соперничества с местными любителями, но не мяча, а шайбы. Четыре встречи в Москве закончились убедительными победами хозяев, в Петрограде после крупного поражения от сборной гости одержали победу над скромным клубом «Красный путиловец».
Футбольный Владимир
Число футбольных команд росло по всей стране, и для организации большого и важного дела, а в этом власть уже не сомневалась, предпринимались попытки придать процессу системный характер. С этой целью в начале июля во все губернии Всевобуч, назначенный «партией и правительством», наряду с комсомолом, ответственным за спорт, направил депешу следующего содержания: «Футбольное первенство России в 1922 году… Устроители первенства просят все спортивные организации… наладить окружные игры для дальнейшего участия в первенстве, сообщив об этом руководителю на местах». Обратите внимание на тон документа: пока еще просят, скоро большевики закрутят гайки, и циркуляры будут исполняться совсем в ином ключе.
Но дело двигалось туго, и региональное первенство во Владимире состоялось позднее московских матчей, однако старания победителей не прошли даром.
«В среду, 12 июля, в восемь часов вечера на спортивной площадке Спортклуба происходило футбольное состязание Владимир ‑ Москва. Со стороны Владимира выступила сборная команда. Состязание привлекло массу зрителей. Результат ‑ 1:3 в пользу Москвы. Московская команда была безукоризненна, у владимирцев хороша защита, но плохое нападение, за исключением центра».
Однако уже 23 июля со страниц «Призыва» на организаторов спортивной жизни и спортсменов выдается серьезная порция критики: «За прошлые годы много работы проделано Клубом спорта и Домом физической культуры, в особенности за 1921 год. Этого отрицать нельзя. Но где же теперь наш спорт, где наши спортсмены, где их инициатива? Как же бьется пульс нашего клуба, где радостные живые лица, где организация? Поражаешься, видя заросшую легкоатлетическую площадку, полнейшее отсутствие школы плавания. Только футболисты иногда покажутся на горизонте. Чем объяснить все это? Мещанством города или мещанством спортсменов... Необходимо подтянуться, взять себя в руки». Вероятно, материал корреспондента под звучным псевдонимом «Рог» и директивы из центра побудили спортивных руководителей взяться за порученное дело с большим усердием.
Губернская олимпиада
«16 и 17 сентября в день «Юношеского движения» прошла Олимпиада, организованная Губвсевобучем. Несмотря на пасмурную погоду и сильный ветер Олимпиада прошла удачно и привлекла массу публики. После перерыва (с 20-го года, т.к. в 21-м году Олимпиады не было. - В.Ш.) уезды подтянулись, и можно констатировать факт, серьезно занялись спортом. Главное внимание зрителей было сосредоточено на финальном матче по футболу «сборная Владимира» против «сборной Коврова». Излишняя самоуверенность, и «сборная Владимира» на этот раз потерпела фиаско, а первенство взято «сборной Коврова».
Интересно, что в 1920 году футбольный турнир областной Олимпиады не был доигран, поэтому ковровчан можно объективно считать первыми чемпионами Владимирской губернии. К сожалению, узнать остальных участников турнира нам не удалось, но судя по «репортажам с мест» в отчетном году в Олимпиаде принимали участие муромская и гусевская сборные. На тот момент это были сильнейшие коллективы губернии, не считая московского «крыла» (Покров, Киржач, Александров и др.), которое соревновалось больше в московско-ореховской зоне.
Не забудем вспомнить добрым словом главного организатора, тренера и капитана ковровской «Волны» Михаила Александровича Шеффера. Основу команды составляли работники инструментального завода, вскоре получившего имя В. Дегтярева.
Запоздалый
реванш
Две недели спустя, по инициативе владимирских футболистов, тяжело переживавших досадное поражение, в Ковров была командирована 2-я сборная губернского центра с твердым намерением взять реванш. Владимирцы победили 2:1 и, видимо, переживавший за честь губернской столицы корреспондент, отметил, что «ковровская команда играла в том же составе, при котором она одержала победу над вышедшей в финал 1-й сборной г. Владимира за исключением тов. Фирсова, замененного другим, достойным его». Для нас вызывает интерес опубликованный состав Владимирской 2-й сборной, ведь в нем - братья Николай и Владимир Соловьевы. Оба играли более десятка лет до этого за гусевскую сборную, а 30-летний Владимир был в ее составе и в 1922 году, работая преподавателем в местной школе.
«Приходится отметить, что губернские спортивные состязания дали толчок делу увлечений спортом широких слоев населения и соревнования между уездами губернии», - подводит итог корреспондент губернской газеты. В подтверждение сказанному в областной и местной печати появляются материалы о футбольных матчах в Муроме, Вязниках, Камешкове, Ярцеве и других населенных пунктах.
Гусевская
жизнь
Публикации в губернской прессе и разного рода архивные документы помогут нам окунуться в сложные перипетии того времени.
«Лето всегда было тяжелым временем в работе Гусевской организации. Остановка предприятий, отход многих ребят и рабочих на близкие отхожие промыслы, главным образом на недалеко лежащее торфяное болото, совхозы, усиленная работа по обработке огородов ‑ все это являлось причинами, приводившими к распаду ячеек и отходу ребят от
РКСМ. Начиналось это обыкновенно в мае, продолжалось до августа, в сентябре начинался подъем. Все это было весьма ярко показано летом 1921 года. Райкомол очутился перед разбитым корытом, но на ошибках мы учимся. Апрель 22-го года Гусевская организация смело может назвать месяцем подготовки к лету. Вся очередная работа была сокращена; активисты покрепче возили бревна для союзного сада, поменьше ‑ убирали, мели и вообще приводили его в порядок...
Через неделю приехали товарищи, посланные в Москву за мячами ‑ привезли 5 покрышек и 11 камер. Наступил в организации «футбольный кризис», - «не ходящий на собрание, да не играет в футбол», эта «евангельская» истина укрепляет ячейки».
Этот майский репортаж некоего Н.Миславского в «Красной молодежи» однозначно указывает на «футбольный» характер комсомольской дисциплины и, как бы сейчас сказали, административный ресурс.
Не будем забывать про разруху и голод, царившие в стране. Вполне понятно желание людей выжить, используя летние месяцы для добычи пропитания и, что не менее актуально, топлива на холодную зиму.
Но главным организатором футбольного дела оставалась «старая гвардия» во главе с англичанином, главным фабричным механиком Джозефом Эджем, которого в Гусе давно уже называли, на русский лад, Осипом Васильевичем. Многие футболисты трудились у него в механической мастерской и имели возможность не только заработать, но и выкроить время для тренировок на известной на всю область тяжелой песчаной «поляне». С раннего утра до позднего вечера здесь проходили баталии местных команд, для игры использовались все свободные пятачки на улицах и лужайках рабочего поселка. Из списка учредителей «Гусевского Клуба Спорта» 1913 года в строю остались лишь двое ‑ сам Эдж и его зять - врач Федор Иванович Мохнин.
17 сентября, в объявленный международным день юношеского движения, состоялись праздничные мероприятия, призванные продемонстрировать успехи политики большевиков в деле воспитания подрастающего поколения будущих строителей коммунизма. Остановимся лишь на вечерней культурной программе праздника: «В 5 часов футбол между командой комсомольской ячейки 24-й казармы и ячейкой 5-й казармы. В 9 часов в летнем саду спортивное выступление, в 11 часов спектакль «Крестьяне», ставит отдел милиции».
Несмотря на помпезность и поддержку власти, авторитета у комсомольцев в то время в набожном Гусе не было, а вот доверие к православным ценностям, несмотря на террор и пропаганду, увеличивалось пропорционально прозрению и пониманию народа относительно истинных целей и способностей «новых русских».
Старое
и новое
На следующий день, 18 сентября, «на общих собраниях рабочих текстильных предприятий было постановлено, 21 и 22 сентября (четверг и пятница. - В.Ш.), в дни Рождества Богородицы и Акима и Анны, праздновать, и просить правление комбината удовлетворить просьбу рабочих. Если же со стороны правления будет отказано, все же в эти дни не работать. Просить исполком со своей стороны повторить запрос телеграммой Губисполкому». Все усилия представителя укома партии, пытавшегося убедить рабочих в недопустимости нарушать советский кодекс о труде и колдоговор, где нет такого праздника, оказались тщетными. «Отсталые невежественные трудящиеся» постановили отдыхать на престольный праздник. Уважение к богу пока сильнее страха перед большевиками.
Рассказать о событиях 1922 года и ни словом не обмолвиться о «революционном» юбилее было бы неправильно. Тем более что в Гусь-Хрустальном 5-й Октябрь был отмечен выходом «однодневной газеты «Красный Октябрь», первого самостоятельного издания, напечатанного в местной типографии. Формат современного официоза тиражом в одну тысячу публикует кроме традиционных призывов («В пятилетнюю годовщину бойко смотри за врагом, рабочий, крестьянин и красноармеец», «Будем давить международный капитал путем поднятия производительности своего труда» и т.п.) и нескольких передовиц, сообщение о «переименовании бумаго-ткацкой фабрики Нечаева-Мальцова-наследника в государственную фабрику Красного Профинтерна». Но футбольная команда еще не скоро получит одноименное название.


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…
34 минуты назад Во Владимире открылась обновленная экспозиция музея МЧС
25 апреля, в преддверии Дня пожарной охраны Российской Федерации, который ежегодно отмечается 30 апреля, состоялась презентация обновленной экспозиции музея Главного управления МЧС России по Владимирской области. На меро…