С 1 сентября этого года по новым федеральным стандартам начнут учиться все первоклассники области. Их, кстати, в этом учебном году больше, чем в прошлом, примерно на 700 человек.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования был утвержден приказом Минобрнауки России. В нашей области с 1 сентября 2010 года его испробовали первоклассники 46 классов в 22 пилотных общеобразовательных учреждениях области: по одному в каждом муниципальном образовании и в областной санаторной школе-интернате г. Вязники.Подготовкой педагогов области занимался ВИПКРО (Владимирский институт повышения квалификации работников образования), проводя семинары для педагогов, руководителей образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС, управленцев в сфере образования, муниципальных методических служб. В этом учебном году подготовку прошли 170 учителей, обучавших второклассников и третьеклассников, - тех, кто в перспективе примет первоклашек.
- В чем же особенность новых стандартов? Что отличает их от прежних?
- Самое главное, чтобы из школы выходил человек, умеющий получать знания и активно пользоваться ими, - утверждает заместитель директора департамента образования области Ольга Беляева. - Отсюда практикоориентированность, использование в учебном процессе разных форм работы, в том числе лабораторных исследований, проектов.
- Изменяются подходы к обучению, - поясняет специалист ВИПКРО Елена Кабанова. - Мы уходим от традиционных методов, к примеру, жесткой классной схемы: учитель объясняет - ученик слушает. Акцент делается на включение самого ребенка в проектную деятельность. Учебные комплекты переработаны, и нынешние первоклассники будут учиться по новым учебникам.
- В новые стандарты включена внеклассная внешкольная деятельность для удовлетворения потребностей ребенка, - говорит начальник отдела департамента образования Любовь Пимкина. - Несколько часов будет отводиться в школе на развитие ребенка во второй половине дня. Школьнику и родителям предоставлена возможность выбрать направление, которым можно заниматься после уроков.
ОКОНЧАНИЕ на 3-й стр.
НАЧАЛО на 1-й стр.
Направлений в приказе министерства прописано пять: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Школа должна предложить детям целый спектр возможностей. К примеру, программы занятий в спортивных секциях, кружках, музеях, библиотеках, выходы на экскурсии, в театры. Причем вся эта работа «должна быть направлена на достижение конкретных результатов». Для этого будут также привлекать воспитателей групп продленного дня, работников учреждений дополнительного образования, дворцов культуры, клубов по месту жительства. Все - для развития ребенка, с учетом его пожеланий и бесплатно для родителей.
Государство будет финансировать отпущенные на внеурочные занятия часы и оплачивать их педагогам.
Конечно, вопросов в связи с нововведением возникает много. Первоначально предполагалось, что изменения будут более масштабными, приказы обозначали увеличение внеурочной деятельности с 5 до 10 часов, продляя нахождение ребенка в школе. Речь шла о проекте «Школа полного дня». Готовились, а теперь приняты новые СанПиНы, новые типовые положения о школе, включающие требования к режиму и организации жизни школьника.
Задумка неплохая, особенно для детей тех родителей, которые целый день на работе и за ребенком некому присмотреть, в результате он остается предоставлен самому себе. Сколько моих знакомых озадачивались тем, кому встречать и куда определять после школы первоклашку-малыша. Кто-то привлекал бабушек и дедушек, кто-то уходил в декрет, чтобы родить еще одного ребенка и быть дома. Однако немало и таких семей, в которых за ребенком присматривать после школы некому. А ведь дети-то наши в первый класс теперь поступают нередко в шесть лет, и самостоятельность развита у них в разной мере. Многие, к примеру, даже сами дверь в квартиру открыть не умеют, некоторые - зажечь газовую плиту, дотянуться до звонка или завязать шнурки.
Безусловно, для них и их родителей обновленная «продленка» или режим «школа - детский сад» - выход. Тем более если у ребенка появится возможность развиваться и реализовывать свои творческие способности бесплатно. Другой вопрос, смогут ли сегодня все школы обеспечить комфортные условия для ребенка после занятий. Дополнительные часы занятости по интересам, число которых в новых приказах сократили с 5-10 до 2-4, можно проводить после перерыва и отдыха. Значит, нужно обеспечить минимум трехразовое питание, прогулку и сон. Как организовать это, к примеру, в школе с учебой в две смены? Где взять оборудованные помещения? Построить новые «школы будущего»? До этого еще далеко. В нынешних условиях финансирования мы и старые-то школы отремонтировать не можем. К тому же кто-то должен координировать эту работу, а при новых требованиях финансирования (в выполнении соотношения учителей и административно-хозяйственного персонала 60х40) в школах повсеместно произошли сокращения должностей завучей, психологов, воспитателей групп продленного дня. А ведь именно они и должны, по сути, заниматься внедрением новых стандартов.
- Центральным событием прошлого учебного года стало поручение Председателя Правительства РФ Владимира Путина по модернизации общего образования, - говорит Ольга Беляева. - Уже в 2011 году наша область получила субсидии из федерального бюджета в объеме 201,4 млн рублей. Всего на проект модернизации будет направлено 400 млн рублей. Деньги в том числе пойдут на приобретение оборудования, учебников и наглядных пособий, транспорта, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации педагогов. За прошлый учебный год число общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, увеличилось за год с 85 до 89 процентов. На 7 процентов уменьшилось количество школ, требующих капитального ремонта.
Неясно, как будет впоследствии организована занятость детей среднего и старшего школьного возраста - стандарты пока не разработаны. Для них несколько часов занятости во второй половине дня (которые будут обязательными и, по-видимому, будут оцениваться) проблематичны. Во-первых, основная школьная нагрузка сегодня и без того огромна. Во-вторых, многие посещают музыкальные, спортивные, художественные школы, танцевальные студии.
- Предполагается, что тем ребятам, которые занимаются самостоятельно в учреждениях дополнительного образования и специализированных школах искусств, эти дополнительные часы будут засчитываться, - говорит Елена Кабанова. - Как правило, родители этих детей платят за обучение. Преимущество новых стандартов в том, что занятыми в свободное время окажутся дети из тех семей, в которых нет средств, чтобы оплачивать занятия танцами, рисованием или музыкой.
Хорошо, если все задуманное будет реализовано с умом и организовано четко и талантливо. Безусловно, это потребует от школ серьезных усилий.