23 августа 2011 в 00:44

Легко ли сложить бабочку из виртуальных листьев?

Фото: В.Смирновой.
Традиционная августовская конференция педагогических работников Владимирской области накануне начала нового учебного года прошла в режиме видеоконференции Вживую общались лишь главы муниципальных образований области, а остальные участники, в том числе и руководители учреждений и управлений образования, - виртуально. Главной темой стало законодательное обеспечение и развитие образования области в условиях модернизации. Сегодня меняются задачи, стандарты, технологии, оценка и контроль.  
Школа ‑ центр инноваций
С 1 сентября все первоклассники начнут учиться по новым образовательным стандартам, которые революционно отличаются от старых.
- Школа станет центром инноваций, - заявил директор департамента образования области Михаил Корешков. ‑ Прежде всего в материально-техническом плане.
- Задача органов местного самоуправления ‑ обеспечить выполнение комплекса мер по модернизации системы образования, - подчеркнул на совещании вице-губернатор области Сергей Мартынов.
Основные направления модернизации общего образования ‑ это повышение заработной платы учителям, приобретение оборудования, учебников и учебно-наглядных пособий, автобусов для подвоза детей к месту учебы, развитие школьной инфраструктуры, создание на базе школ центров дистанционного обучения, повышение квалификации педагогов.
Как сообщил директор департамента образования Михаил Корешков, первый транш - более 201 млн рублей - область уже получила. 600 млн рублей будет направлено в следующем году, еще 400 млн рублей ‑ в 2013 году. Теперь важно грамотно эти день­ги потратить.
Презентация, похожая на мечту
Какое же обновление ожидает обычные школы? Для глав городов и районов была устроена презентация современных технологических достижений в образовании.
Например, для учеников предусмотрены специальные парты, за которыми можно работать стоя, ‑ это вовсе не наказание, просто маленьким школьникам так удобнее, да и двигательная активность не подавляется, а развивается. Кроме рабочей для ученика появится еще зона отдыха. Естественно, с комфортными условиями, по-современному оборудованная и обставленная новой мебелью.
Рабочую зону учителя в ближайшей перспективе предполагается насытить цифровыми технологиями. Интерактивную доску учитель сможет даже носить с собой, легко вписав ее в пространство любого класса. Сильное программное обеспечение такой доски гарантирует развитие и продвижение вперед личности ученика. К примеру, в режиме творческой мастерской все виртуальные предметы можно передвинуть, увеличить или составить из них фигуры и образы, скажем, бабочку. Специальные наборы позволяют принять участие в эксперименте даже вне стен школы. Во время опыта можно самому измерить температуру жидкости, в которую бросили кусочек льда, или измерить силу звука, который издает тот или иной объект. Значительно упрощается контроль учителя за усвоением знаний учениками. Например, после изучения темы урока в виде путешествия или эксперимента учитель сразу же может предложить детям ответить на вопросы о пройденном нажатием кнопки. Результат будет получен через несколько минут. И никаких тебе изнуряющих проверок тетрадей!
Кстати, часть уникального суперсовременного оборудования, представленного на презентации, уже используется в проекте дистанционного образования детей с инвалидностью: джойстики, роллеры, выносные кнопки, накладки (если плохо работают руки), специальные дисплеи для незрячих с датчиками движения и измерения расстояния.
За демонстрацией различных видов интерактивных досок, а также электронного микроскопа, необычного робота-конструктора, сенсорной клавиатуры и других чудес техники главы муниципальных образований наблюдали молча. Очевидно, раздумывали над тем, в какие суммы обойдется модернизация школ. И только глаза выдавали восхищение увиденным. Всем ясно, что с подобным оборудованием, которое позволяет ученику самому познавать и исследовать мир, всем детям будет учиться интересно и продуктивно.
Талантливых ‑ поддерживаем!
О государственной политике в сфере образования и президентских инициативах «Новой школы» рассказала заместитель директора департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Светлана Тетерина. Введение новых образовательных стандартов, совершенствование учительского корпуса, финансовые проекты по привлечению в школы молодых специалистов, создание педагогических ассоциаций, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, обеспечение горячим питанием, введение третьего часа физкультуры… Светлана Тетерина отметила, что по некоторым направлениям Владимирская область работает энергично и успешно. В частности, по программе поддержки талантливой молодежи, по привлечению школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Неплохо обстоят в области дела и с обеспечением школьными автобусами. К концу 2010 года 172 автобуса перевозили 99,5% учащихся сельских школ.
Доступность, безопасность, результативность
Директор областного департамента образования Михаил Корешков заострил внимание участников конференции на том, какой должна быть современная школа и какие проблемы предстоит решать.
Доступность, безопасность, результативность школ, удовлетворенность жителей области образовательными учреждениями ‑ вот главные критерии, по которым оценивается работа системы образования.
- Все школы обязаны обучать детей качественно, - отметил М.Корешков. - Если учреждение системы образования эту задачу не выполняет, то оно не нужно. Тогда это все что угодно ‑ учреждение общественного призрения, приют, камера хранения детей, но не школа!
В прошлом году неэффективные расходы в системе образования удалось снизить на 650 млн рублей. Однако картина по муниципальным образованиям разная. Далеко не везде школы укомплектованы учащимися по нормативам. На 1 июня 2011 года сельских малокомплектных школ ‑ 209. Больше всего их в Селивановском и Муромском районах. В 245 классах области учатся от одного до пяти учеников. Причем 67 малочисленных классов приходятся, к примеру, на Петушинский район. Нерационально формируется и штатное расписание, а подход в муниципалитетах разный. Отсюда и разница в учительских зарплатах в разных муниципальных образованиях. Например, в Судогодском районе средний размер зарплаты ‑ 9965 рублей, в Камешковском ‑ 17 тысяч рублей. В сельской местности практически нет лицейских и гимназических классов. Что уж говорить о состоянии медицинских кабинетов и библиотек, отсутствии раздевалок и спортивных залов, других условиях, никак не соответствующих представлениям о новой школе!
О темпах и пессимизме
Непросто будет проводить модернизацию в районах, где из-за ухудшения демографической ситуации идет реструктуризация образовательных учреждений. Сейчас все силы идут на то, чтобы справиться с этой задачей. К примеру, в Муромском районе за последние пять лет количество школьников уменьшилось на 19%. Похожая ситуация в Селивановском и Гусь-Хрустальном районах.
- Чтобы привести материальные базы наших школ к евростандартам, нужны огромные средства, - высказал свое мнение глава г. Гусь-Хрустального Юрий Гришкин. ‑ К примеру, нашему муниципальному образованию при существующем финансировании потребуется около 40 лет. Мы должны получить твердый источник финансирования. Может быть, пока подумать о создании модернизированных межмуниципальных образовательных центров? К примеру, одного на четыре района?
- Не разделяю вашего пессимизма, - ответил Сергей Мартынов. - Темпы модернизации образования заданы правительством страны и президентом. Очевидно, и средства на это будут. Я доверяю и правительству, и президенту. Можно было бы попробовать создать межмуниципальный центр, но, думаю, тогда детей придется собирать и учить в интернатной форме, а это не лучший путь. Будем решать проблему комплексно!



^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…