Раскрыть талант каждого молодого человека и помочь найти ему свою нишу в этой жизни ‑ так определил одну из главных задач модернизации отрасли директор департамента образования области Михаил Корешков во время августовского совещания с работниками системы профессионального образования. Об этом же свидетельствовала развернувшаяся в бывшем профлицее № 7 выставка достижений коллективов училищ, техникумов и колледжей.
Последние пять лет в области энергично идет реформирование и оптимизация системы начального и среднего профессионального образования. Главными причинами этого стали демографический провал и в связи с этим незаполненность учебных площадей, а также стремление удовлетворять потребности рынка труда. Наиболее востребованы последние годы были специалисты с начальным профессиональным образованием: слесари, швеи, станочники, повара-кондитеры, электромонтеры, сварщики, токари. Со средним профессиональным: медсестры, воспитатели детских садов. С высшим профессиональным: технологи машиностроения, педагоги начальных классов и психологи, инженеры автомобильного и тракторо-строения.К новому витку преобразований подтолкнули сначала проект нового федерального закона «Об образовании», где уровня начального образования вообще нет, а потом, по приказу министра образования, объединение двух главных университетов ‑ ВГГУ и ВлГУ. В итоге всех изменений в области должна появиться новая система профильных институтов и многопрофильных колледжей, объединенных под единый университет. Среди прочих будут вычленены два технических, педагогический, гуманитарный институты. Причем в институты, повысив свой статус, превратятся и некоторые учреждения среднего профессионального образования. К примеру, институт сельского хозяйства планируют создать на базе Владимирского аграрного колледжа, институт стекла ‑ на базе Гусевского колледжа. Институт культуры и искусства должен объединить факультет бывшего ВГГУ и два областных колледжа ‑ музыкальный и культуры и искусства. Основной упор делается на учреждения среднего профессионального образования, которые заменят сразу две ступени существовавшей системы.
ОКОНЧАНИЕ на 2-й стр.
НАЧАЛО на 1-й стр.
В многоуровневых колледжах, в состав которых войдут бывшие училища и лицеи, образование и профессиональную подготовку смогут получать выпускники 9 классов, дети с ограниченными возможностями.
К началу нового учебного года несколько таких колледжей уже созданы и готовы реализовывать новые образовательные программы, в том числе и по подготовке кадров в сокращенные сроки. Всего же в системе пока сохранены 22 учреждения начального и 44 - среднего профессионального образования. 15 августа все они были приняты надзорными органами и комиссиями к новому учебному году.
144 предложения внесли работники системы профобразования нашей области в Закон «Об образовании». Однако будут ли услышаны все предложения? Какая судьба в дальнейшем ожидает профессиональные училища и лицеи? Это определит новый федеральный закон, который, очевидно, будет принимать Госдума РФ в новом составе.
- Прошлый учебный год был для системы профессионального образования региона переходным, создан задел для выполнения новых задач, - отметила заместитель директора департамента образования области Светлана Болтунова. ‑ Мы переходим на новые образовательные стандарты и программы, которых в системе профобразования будет 287.
В области была разработана комплексная программа модернизации профессионального образования. При этом учтены специфика социально-экономического развития региона и рекомендации Министерства образования и науки РФ.
И вот получен значимый результат ‑ Владимирская область победила во всероссийском конкурсе! Мы вошли в число тех девяти регионов, которые получат поддержку из федерального бюджета. Наша область ‑ 200 миллионов рублей. Еще более 80 миллионов будет направлено на модернизацию профессионального образования из внебюджетных средств, 66 миллионов составит бюджетное софинансирование области. Программа рассчитана на три года и реализация ее начнется уже с 1 сентября.
- Программа направлена прежде всего на то, чтобы удовлетворять потребности рынка труда, - говорит Светлана Болтунова. - Учитывается также взаимодействие с бизнес-сообществами.
Стабилизация числа выпускников 9 классов после демографической «ямы» ожидается, но не ранее 2018 года.
Суть программы модернизации ‑ в создании системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, обновлении его содержания ‑ при помощи разработки новых стандартов и использовании электронных ресурсов. Готовить кадры будут по-новому, с учетом новых научных идей и на новом оборудовании. Для этого будут созданы ресурсные центры, производственные площадки и многопрофильные учреждения, продуманы поддержка кадрового потенциала и создание независимой системы контроля качества образования с помощью рейтингов.
По итогам 2010-2011 учебного года выросло количество выпускников, получивших повышенные разряды квалификации. Более пяти тысяч жителей области прошли переобучение на базе областных учреждений. Увеличилось количество трудоустроившихся выпускников, соответственно уменьшилось число стоящих в службе занятости как безработных.
Активно реализовали программы профессиональной подготовки с детьми-инвалидами ПУ № 11 г. Кольчугина, ПЛ № 39 г. Владимира, ПУ № 14 г. Радужного, ПЛ № 16 г. Коврова.
Качество полученного образования ребята подтвердили во время олимпиад профессионального мастерства. В областных олимпиадах участвовали более 350 обучающихся. Победители приняли участие во всероссийских и привезли победы. В этом году I место по профессии завоевал станочник Юрий Глушец (ПУ № 1, г. Ковров), он же стал победителем конкурса «Мастер огненного шва». Илья Спирин из Никологорского промышленного техникума занял II место во всероссийской олимпиаде по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Алексей Головлев из ПУ № 1 г. Коврова ‑ III место в отраслевом конкурсе Союза машиностроителей России по профессии фрезеровщик. Студентка Юрьев-Польского педагогического колледжа Наталья Дубровина награждена серебряной медалью на всероссийском конкурсе «Мир молодости», а коллектив ПУ № 14 г. Радужного - золотой медалью за разработку образовательных программ по самореализации молодых людей с ограниченными возможностями.
С началом нового учебного года всех работников системы профобразования поздравили Михаил Корешков, председатель обкома профсоюзов работников образования и науки Лидия Кирячкова, заместитель председателя ЗС области Ольга Хохлова, ректор ВГГУ Виктор Малыгин. По традиции награды и почетные грамоты были вручены лучшим директорам, педагогам, мастерам производственного обучения и учреждениям.