Во Владимирской области с двухдневным визитом побывал уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Во второй день пребывания в нашей области Павел Астахов проинспектировал несколько детских учреждений Суздальского района, Кольчугинский дом-интернат и посетил квартиру, приобретенную для детей-сирот негосударственным фондом «Надежда». Осмотрел помещения, условия проживания, побеседовал с сотрудниками и воспитанниками. Впечатления от увиденного он выложил в твиттере, и они были положительными.
В Барско-Городищенской коррекционной школе-интернате учатся 68 детей с задержкой развития и умственной отсталостью. Несколько зданий, мастерские, есть подсобное хозяйство. Уполномоченного смутило расположение в помещении бывшего храма детской столовой. Перед началом уроков у всех детей получасовое чтение вслух ‑ для развития речи и навыков чтения. В классах по 6-7 учеников. Павел Астахов поинтересовался, почему ученик пишет на доске красным мелом и есть ли в классе «отличники». Оказалось, мел - для удобства, отличников нет, а вот хорошистов двое.Понравилось Павлу Астахову и в Суздальском детском доме № 3, где занимаются ранней реабилитацией и обучением детишек с задержкой развития и сложными диагнозами заболеваний. Многим недавно сделаны необходимые операции… В младшей группе тепло и уютно, море игрушек, новая мебель, есть фонтанчик, развивающие игры, огромный аквариум и попугай. С трехлетней Кристиной Павел Астахов нанизал на веревочку несколько игрушечных бусинок. Результаты работы сотрудников детского дома поразительны. В этом году они добились 90-процентной реабилитации детишек, чтобы те в дальнейшем смогли учиться в школе, а четверых малышей даже перевели в обычный детский дом. Каждый год ребят из этого детского дома усыновляют, к сожалению, правда, в основном иностранные семьи.
Павел Астахов против того, чтобы его называли омбудсменом, считая это неправильным, ведь он не парламентский уполномоченный. Павел Астахов величает сам себя как «комиссионер» и это написано даже на его визитке. Он объехал уже 70 регионов страны - наша область оказалась 71-м ‑ и везде «комиссионер» выступал с резкой критикой. Потому досталось и нам. Павел Астахов и его «детский спецназ» посетили более 50 объектов соцзащиты, здравоохранения и образования области.
По мнению Павла Астахова, у нас в области нет системного межведомственного взаимодействия, отсутствуют комплексные программы, помогающие бороться с детским неблагополучием, заниматься семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлением семей.
- Ребенок должен жить в семье, - категорично заявил П.Астахов. - Департамент соцзащиты имеет прогресс в сопровождении ребенка и семьи, но проваливается раннее выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Потому что нет взаимодействия с департаментом здравоохранения. Не ведется статистика по отказным детям в роддомах. Есть комиссия по делам несовершеннолетних, но она устранилась от ведения банка данных по неблагополучным семьям. К тому же заниматься она должна и текущими проблемами, и видеть перспективы. Почему при отсутствии психологической службы не создаются службы примирения, в которые бы входили родители и дети? Почему в детских образовательных учреждениях не выбирают из числа заслуженных людей уполномоченных по правам ребенка?
П.Астахов высказал еще ряд критических замечаний.
Уполномоченный обратил внимание, что сегодня в области в срочном порядке нужно принимать региональную программу по профилактике абортов. Необходимо работать с матерями, отказывающимися от детей.
Свою критическую позицию П.Астахов высказал и по поводу выделения сиротам жилья.
- 787 сирот стоят в очереди на жилье. Из них 463 в возрасте 18-22 лет и 93 - старше 23 лет. С каждым годом число выделяемых сиротам квартир снижается: если в 2008 году давали 123, в 2009-м году - 129, то в 2010 году только 102 квартиры.
Однако здесь можно и возразить: почему государство федеральных денег на эти цели выделяет так мало? Кстати, еще пять лет назад сиротам в нашей области давали примерно по 20 квартир в год (в 2006 году ‑ 18), сейчас по 100-130 в год. Причем большую часть средств выделяет областной бюджет. Последние три года ‑ по 82 млн рублей. Квартиры в этом году получат 130 ребят.
Для сравнения: в Ивановской области в очереди стоят 2444 сироты, областной и местные бюджеты выделяют по 29 млн рублей в год, естественно, и квартир меньше, в прошлом году ‑ 78. В Костромской области в очереди 1247 человек, на жилье сиротам областной бюджет выделяет по 50 млн рублей в год, в прошлом году приобретено всего 38 квартир.
Детский правозащитник объявил, что у нас в области нет ни одной социальной гостиницы. Однако и это не так.
Павел Астахов одной из важных проблем детства назвал отказ от детей.
- В России один сирота на тысячу населения. Неужели не найдутся люди, готовые взять такого ребенка в семью? Может быть, стоит вспомнить истину о том, что русские своих не бросают? В Ненецком автономном округе, где население-то всего около 50 тысяч человек, каждую неделю жители оставляют в среднем по два ребенка. Неблагополучная ситуация и в других регионах, - сказал он во время встречи с курсантами Владимирского юридического института.
Так вот у нас, к примеру, в Покрове, для того, чтобы воспитанницы детдомов, сами ставшие мамами, не отказывались от своих малышей ‑ это называется термином «вторичное сиротство», относятся с особым вниманием. При Покровском детском доме открыта социальная гостиная для девушек-сирот, родивших детей и не имеющих жилья. Четыре молодые мамы, которые жили здесь в 2008-2009 годах, получили собственное жилье и благополучно воспитывают своих малышей. На базе трех детских домов созданы семейные детские центры ‑ для выпускников детских домов, которые учатся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Лично сама я знакома с подобным опытом в Юрьев-Польском районе, где девчата, студентки педколледжа, живут вместе с приемными родителями дружной семьей. А еще подобные семейные центры есть в Лакинске и Покрове.
- В Чечне люди искренне считали, что у них на всю республику всего четыре ребенка-сироты. Когда «спецназ» обнародовал, что сирот около 200 человек, президент республики распорядился, и всех детей разобрали по семьям, - привел пример решения устройства обездоленных детишек П.Астахов.
А как вам такой факт про Владимирскую область: в глубинке, в Селивановском районе, где живут люди со скромным достатком, несколько лет назад проблему с сиротами решили сотрудники социально-реабилитационного центра. Они по собственной инициативе и доброй воле разобрали их, в том числе и с задержкой развития, и инвалидов, по своим семьям!
Безусловно, критика по поводу условий и порядков в Покровском спецучилище для девочек и неудовлетворительного состояния детского санатория в Болдино справедлива. Кстати, об этих проблемных учреждениях рассказывала на своих страницах и наша газета.
- Разве у нас в области все так уж плохо? Как мы выглядим по сравнению с другими регионами? - поинтересовались на итоговой пресс-конференции владимирские журналисты.
- Вы не хуже, но и не лучше, - не стал делать сравнений Павел Астахов.
Но отметил, что хорошее есть. В частности, назвал уникальным опыт наставничества мальчишек подросткового возраста с трудной судьбой во Владимире и Лакинске.
- В регионе силами общественного фонда «Надежда» налажено постинтернатное сопровождение детей-сирот. Ведь ребятам после детского дома очень сложно определиться в жизни, построить карьеру и создать семью. Мало где есть такой опыт, - отметил комиссионер.