15 декабря 2011 в 01:27

Землемер, писатель, человек

Имя нашего земляка ‑ писателя Н.Н.Зла­то­врат­ско­го во Владимире известно немногим, хотя с историей этой семьи во Владимире связано немало событий. Родился Николай Николаевич в 1845 году в семье чиновника невысокого ранга, служившего в Дворянском депутатском собрании. Дед его был дьяконом Николо-Златовратской церкви. По семейному преданию, вместе с протоиереем этой же церкви И.Остроумовым он участвовал в тайном венчании А.Герцена и Н.Захарьиной в церкви Ямской слободы. Запись об этом венчании была сделана в метрической книге Николо-Златовратской церкви.  
Несколько поколений Златовратских проживало в небольшом доме на одной из окраин города, возле Зачатьевского вала на Малой Ильинской улице.
В 1864 году Златовратский окончил Владимирскую мужскую гимназию, потом двухгодичные землемерные классы, получив звание землемера-таксатора. Некоторое время работал землемером, что помогло ему хорошо узнать уклад жизни, быт российской деревни.
В родном Владимире ему пришлось видеть незабываемые картины: через весь город проходила Владимирка, по которой гнали осужденных в сибирскую каторгу и на поселения. Вот одна из таких картин, о которых он писал в своих воспоминаниях: «Посредине, рядами в несколько человек, шагали сотни молодых и старых крестьян в сопровождении конвойных солдат. Перегоняя друг друга, рыдая и причитая, бежали бабы, таща за собою за руки ребятишек, на них кричали солдаты и хожалые; из лавок и некоторых домов выбегали люди и подавали «кандальным» калачи, пироги, хлебы и деньги; за пешими тянулся длинный ряд телег, доверху наполненных мешками и узлами с одеждой, поверх которых сидели плачущие бабы с малыми детьми, над всей улицей висела густая туча пыли, сквозь которую несся сплошной гул невыразимо резавших ухо разнообразных звуков». Это событие произошло накануне отмены крепостного права, когда помещик, предводитель дворянства Судогодского уезда И.В.Задаево-Кошанский, переселял в Сибирь целую деревню.
С осени 1858 года во Владимире, как и по всей России, начал работу губернский Комитет по крестьянскому делу. В эти предреформенные годы дом Златовратских стал своеобразным центром общественной и культурной жизни города. Здесь собиралась прогрессивная интеллигенция, заходили студенты, приезжавшие на каникулы в родной город. Центром кружка были отец будущего писателя Николай Петрович, дядя Александр Петрович, дядя по матери Сергей Яковлевич Чернышев, а также Николай Яковлевич Дубенский, преподаватель семинарии, исследователь Владимирской губернии, общественный деятель. Отец писателя был привлечен к работе в Комитете по крестьянскому делу. Н.Я.Дубенский был назначен секретарем Комитета. В кружке единомышленников живо обсуждали события, связанные с подготовкой крестьянской реформы. Однако надежды на победу прогрессивных проектов освобождения крестьян оказались несостоятельными. Вскоре оба ‑ и Н.П.Златовратский, и А.Я.Дубенский - были отстранены от работы. Поводом для увольнения послужила напечатанная в журнале «Сельское благоустройство» статья Дубенского «О производительности, доходности и ценности земель Владимирской губернии», в которой он доказывал бесперспективность крепостного права. Обличительная брошюра Дубенского читалась в городе нарасхват. Против него ополчились все крепостники, дело доходило до прямых угроз. Николай Яковлевич был вынужден уехать из Владимира.
Большое влияние на юного Златовратского оказал его дядя, брат отца Александр Петрович, который учился в Петербургском Главном педагогическом институте вместе с Н.А.Добролюбовым. В августе 1861 г. Добролюбов заезжал к Александру Петровичу, где встретился с близкими к дому Златовратских представителями владимирской интеллигенции. Разговор, как вспоминает Николай Николаевич, шел об издании местной частной газеты «Владимирский вестник», разрешения на которую в это время добивался его отец. Добролюбов дал согласие на участие в предполагаемой газете. Надежды на свободу не только крестьянства, но и всего общества витали в воздухе. «В общей даже сугубо крепостнической атмосфере нашего города как-то подсознательно чувствовалось, что за этим «крестьянским» освобождением скрывалось нечто еще более глубокое ‑ какое-то иное, не только крепостное, но общее, духовное освобождение человеческой личности вообще», ‑ вспоминал Н.Н.Златовратский.
Образованная часть общества пыталась внести свою лепту в дело достижения этой свободы, направив свои силы на просветительство. Так, кроме издания частной газеты, Златовратские и их друзья задумали восстановить публичную библиотеку в городе, которая бездействовала 17 лет. Владимирцы читали мало: покупать книги было дорого, да и купить их было негде. Предлагалось за небольшую плату выдавать книги из библиотеки домой или читать в самой библиотеке. Н.П.Златовратскому было разрешено открыть библиотеку в одной из комнат Дворянского собрания. Кроме того, Николай Петрович добивался разрешения открыть и частную типографию, однако разрешения он не получил, хотя, как вспоминал писатель, типографский станок в дом Златовратских был уже привезен. Да и библиотека скоро была у него отобрана, Николай Петрович был отстранен и от работы в Комитете. Видимо, дружба с изгнанным из Комитета по крестьянскому делу и вообще из Владимира Н.Я.Дубенским не прошла даром.
Большое впечатление на молодого Златовратского произвело появление во Владимире пленных участников польского восстания 1863 года. Дело в том, что в 1864‑1868 годах во Владимире работала «Комиссия военного суда над польскими мятежниками», учрежденная «по высочайшему повелению» 5 ноября 1863 года. Пленных поляков вели от вокзала в арестантские роты, находившиеся за городом (будущий владимирский централ), по центральной Большой улице. Вот как описывает Н.Н.Златовратский впервые увиденную им картину: «Мы, прячась за калитками и заборами соседних домов, могли, к нашему изумлению, видеть, как прошла по Владимирке целая партия в тридцать таких же почти юнцов, как мы сами, и эти юнцы, окруженные конвоем с ружьями, крупно и бойко шагая, в ухарски надетых конфедератках, шли с такой юношески беззаветной и даже вызывающей бодростью».
С таким багажом впечатлений, знаний, жизненных наблюдений уехал молодой Златовратский из Владимира на учебу в столицу. Сначала он поступил вольнослушателем в Московский университет, но вскоре из-за материальных трудностей был вынужден прекратить учебу. Сделал попытку продолжить учебу в столичном Технологическом институте, но его тоже окончить не удалось. Средствами к существованию была только корректорская работа в журнале «Сын отечества» да небольшие гонорары, которые он получал в газетах и журналах. С 1866 года он начал помещать небольшие рассказы в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Будильник», «Неделя», «Русская мысль».
Имя и известность принесла Златовратскому повесть «Крестьяне-присяжные», написанная в 1874‑1875 гг. В этом и последующих произведениях ‑ «Деревенские будни», «Деревенский король Лир», «Устои» и других Златовратский нарисовал панораму крестьянской жизни в пореформенной деревне. Критически оценивая пореформенную действительность, тем не менее он идеализировал крестьянскую общину. Особенно большую роль отводил Златовратский основным «устоям» крестьянской жизни: общественным сходам, судам, переделам. В них он видел залог будущего России. В 1880-е годы писатель пережил глубокий кризис: жизнь опровергала его надежды на роль крестьянской общины, которая разрушалась в процессе расслоения крестьянства, «раскрестьянивания» деревни - все больше рабочих рук она отдавала развивающейся промышленности, что можно было наблюдать и во Владимирской губернии, где писатель с семьей проводил летнее время. Златовратские часто жили в окрестных деревнях недалеко от Владимира: в селах Добрынское, Устье, Лемешки и в некоторых других.
К этому времени относятся документы о Златовратском, хранящиеся во Владимирском госархиве. Дело в том, что правительственная реакция 1880-х гг. привела к закрытию ряда прогрессивных журналов, в том числе «Отечественных записок». За сотрудниками журнала, в числе которых был и Златовратский, установили полицейское наблюдение. Правда, формальное наблюдение давало сведения лишь о внешних моментах жизни писателя. Пристав, в обязанности которого входило наблюдение, очевидно, понимая, что опасность писателя исходит из того, какого рода «писанием» он занимается, вынужден был в одном из донесений ограничиться беспомощно-растерянной фразой: «Состоящий под негласным надзором полиции Николай Николаевич Златовратский занимается писанием сочинений, но каких именно неизвестно».
В 1880-е гг. дом Златовратских, как и в конце 1850-х гг., снова становится привлекательным ‑ уже для нового поколения владимирской молодежи, которая общалась между собой, спорила на темы общественной жизни. «Маленький домик семьи Златовратских на одной из Ильинских улиц, где мы часто собирались, ‑ вспоминает один из участников этого кружка С.П.Шестернин, ‑ обладал особо притягательной силой для молодежи. В те дни, когда писатель появлялся во Владимире, он был постоянно окружен семинаристами и гимназистами». У Златовратского была неплохая библиотека, молодежь беспрепятственно пользовалась ею, но самое главное ‑ у писателя молодые люди могли брать «Отечественные записки» и читать статьи и произведения Н.М.Михайловского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, самого Златовратского. Сильное влияние писателя способствовало тому, что молодежный кружок этих лет по своим взглядам был народническим. Только с появлением во Владимире в 1892 г. Н.Е.Федосеева, который быстро нашел путь к молодежному кружку, молодежь начала воспринимать марксистские идеи, устанавливать связь с рабочими.
В 1898‑1911 гг. Златовратский пишет «Воспоминания». Они представляют большой интерес для всех интересующихся историей города. Здесь нарисованы ярко и картины быта нашего города, и портреты людей, встречавшихся писателю в разные годы. В 1903 году Н.Н.Златовратский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
Умер Николай Николаевич Златовратский 10(23) декабря 1911 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. На его могиле памятник с барельефом, выполненный его сыном скульптором Александром Николаевичем Златовратским.
Семейное кладбище Златовратских на Князь-Владимирском кладбище находилось недалеко от церкви, к северо-западу от нее. Несколько лет назад там еще стояла железная табличка с именем Златовратского. Видимо, там были погребены многие члены семьи Златовратских. В настоящее время практически нет ничего, что напоминало бы об этом кладбище.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:23

Владимирцам рассказали, как спасти подмерзшую розу в саду

Розы отрастают.  Фото: Оксана Котова
Спасти розы, даже если они почернели после зимы, можно. Не стоит торопиться выкапывать и выбрасывать куст, ведь ко всему прочему многие сорта розочек сейчас и стоят весьма недешево. Специалисты филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Владимирской, Ивановской и Ярославской областям знают, как помочь чахлым кустам быстро выгнать побеги и пышно разрастись. Вот ряд профессиональных советов.

Если веточки сильно почернели, то для начала лучше проверить, жив ли куст. Для этого его нужно крепко взять за побеги и пошатать: если сильно шатается и его легко выдернуть из земли, то с высокой долей вероятности эту розу уже не спасти. Если же куст крепко сидит в почве, то все шансы на спасение есть.

Ранней весной, когда оттает земля, выполните следующие действия.

Почву возле роз тщательно и поглубже прорыхлите.

Срежьте у подмерзшего куста секатором все отмершие ткани - до здоровых светлых. Если куст чахлый - вырезайте до «пеньков», не оставляя даже сохраненные побеги. Затем возьмите обычную пятилитровую пластиковую бутылку с отрезанным дном и наденьте ее, как колпак, на «пеньки», вдавив во взрыхленную землю. Убрать парничок-бутылку можно, когда угроза возвратных заморозков минует, а уличная температура установится в пределах 15°C.

Нередко повреждения бывают так обширны, что обрезать кустик приходится практически полностью, на уровне почвы. Этого не стоит бояться, так как даже если надземная часть и погибла, при правильной посадке (с заглублением места прививки на 3-5 см) под землей должны остаться живые почки, из которых можно возобновить куст.

Обязательно после обрезки проводится подкормка, иначе растение может вовсе ослабнуть и погибнуть. Для первой подкормки нужно использовать либо карбамид, либо аммиачную селитру из расчета 30 граммов удобрения на 10 литров воды. На один куст рассчитывайте полведра воды. 

Обязательно перед подкормкой увлажните грунт для лучшего усвоения питательных веществ. Подождите примерно полчаса или час - и можно проводить подкормку.

Вторую подкормку проводят через 10 дней, используя уже органическое удобрение: например, Гумат+7 «Здоровый урожай».

Когда появятся первые листочки (но не раньше 12-14 дней после предыдущей подкормки), можно подкормить суперфосфатом (20-30 граммов на 10 л воды).

Для третьей подкормки - в период бутонизации - используем сульфат калия (20 г на 10 л воды) совместно с кальциевой селитрой (15 г на 10 л воды). Такая подкормка обеспечит хорошее цветение.

Не все также знают, как правильно открывать розы после зимовки. Это нужно делать постепенно, сперва с северной стороны, приоткрыв укрытие и пустив свежего воздуха, а через пару дней открыв все стороны кроме южной. Еще через пару дней можно уже снять укрытие с роз полностью.

Такие последовательные действия адаптируют растения к внешней среде и яркому солнечному свету.

Затягивать со снятием укрытия нельзя, поскольку, если будет тепло на улице, то под ним сформируется эффект парника, на побегах может начать развиваться грибная инфекция и в конечном итоге это все может привести к загниванию побегов. Если заметили плесень – протрите пораженные места концентрированным раствором перманганата калия (марганцовки).

После снятия укрытия разокучьте розы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 08:44

ФК «Муром» во Владивостоке довольствовался нулевой ничьей

5 апреля ФК «Муром» сыграл с самым отдаленным соперником по группе «Серебро» Второй лиги А, совершив вояж во Владивосток в гости к тамошнему «Динамо». В напряженном поединке гостям из Мурома не удалось забить, даже играя в большинстве. Так «Мурому» во Владивостоке удалось добыть только ничью 0:0 и одно очко.

Первый в истории двух команд матч между «Динамо-Владивосток» и «Муромом» начался необычно рано для гостей по московскому времени – в 6 часов утра. Однако скидки на это наставник «Мурома» Евгений Перевертайло не сделал.

- Игра для нас проходила в непривычное время, в шесть утра по Москве. Но тем не менее мы старались правильно рассчитать все наши подготовительные действия в игре: приезд, сон и, считаю, что в хорошем состоянии мы подошли к игре, - сказал Евгений Николаевич.

Однако добавил непредсказуемости игре дождь и сырое поле. Игра была очень интенсивной.

Судья Ваге Чичилян из Подмосковья не скупился на желтые карточки. Так на 32-й минуте «Динамо» осталось в меньшинстве. За второе предупреждение был удален игрок хозяев поля Игорь Шестаков. Кстати, первое ему досталось чуть ранее за симуляцию, которая могла привести к пенальти в ворота «Мурома».

Но только покинул поле удаленный, как повздорили динамовец Илья Сальников и Даниил Копылов из «Мурома». Причем Сальников в напряженном диалоге «боднул» Копылова лоб в лоб. Но удален не был, а желтые карточки за конфликт получили оба.

«Динамо», конечно, в меньшинстве стало играть больше от обороны, которую «Муром» так и не пробил. Да еще и не без труда справлялся с контратаками хозяев. 

В одном из многочисленных игровых столкновений получил травму капитан мурома Алекс Мацукатов. И доигрывал с обвязанной головой, напоминая уже регбиста, а не футболиста.

Потом мужественный муромский капитан с улыбкой объяснил: «Локтем попали в голову. Чуть-чуть рассечение, я так понимаю. Всё в порядке».

Желтые карточки продолжались и во втором тайме, причем одна из них досталась даже главному тренеру «Мурома» Евгению Перевертайло. Также ему пришлось заменить игроков с предупреждениями.

- Что касается замен, здесь я могу объяснить, - это манера судейства. Она диктовала эти замены в нашем исполнении. Желтые карточки, мы старались уходить от того, чтобы игроки не получали вторые. Так что эта ситуация немного вмешивалась в игровой процесс, - объяснил опытный наставник, вновь работающий в Муроме.

Так в большинстве «Мурому» забить не удалось. Но зато он и не пропустил в этом жестком поединке.

В итоге уже третья нулевая ничья по весне. 

И сожаление Алекса Мацкатова в блиц-интервью после матча:

- Окончательным исходом мы недовольны. Потому что хотелось и нужно было побеждать сегодня.

А вот что еще растолковал Евгений Перевертайло об этом матче: 

- Что касается хода игры, мы реализовали всё, что планировали, но опять же часто задают вопрос: «Какой был план на игру?». Я всегда говорю, что ценность тактического плана заключается не в нем самом, а в том, как его реализуют игроки команды. И сегодня реализовать в целом нам удалось, но не удалось качественно действовать в завершающей фазе. Это не новость для нас: мы очень мало забиваем, и не смогли реализовать преимущество в голы».

На будущее Перевертайло пообещал:

- Настрой у нас один всегда: выходить и побеждать. Но не всегда получается, поэтому будем с этой ситуацией дальше работать и улучшать свою игру. 

Наставник «Мурома» также особо поблагодарил двух верных болельщиков, которые прилетели болеть за команду во Владивосток.

Пока «Муром» остается на последнем месте в группе «Серебро», набрав за три нулевые ничьи три очка.

В следующем туре «Муром» 12 апреля примет на своем поле лидера группы «Серебро» - ивановский «Текстильщик».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 08:35

Один человек пострадал и один погиб на пожаре в посёлке Красный Октябрь

Фото: ГУ МЧС России по Владимирской области
Днём в субботу, 5 апреля, сотрудники МЧС России выезжали на тушение двухквартирного жилого дома на улице Пионерской в посёлке Красный Октябрь Ковровского района.

Как рассказали в пресс-службе Главного управления МЧС России по Владимирской области, площадь пожара составила 120 квадратных метров. Пострадал хозяин дома - мужчина 1988 года рождения. С ожогами лица, рук и ног он доставлен в больницу.

К сожалению, при разборе завалов на месте пожара позже было обнаружено тело погибшей женщины, её личность выясняется.

Дознаватели МЧС России устанавливают причины случившегося.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 15:51 Два воина одной семьи: от Великой Отечественной войны до СВО
Участник СВО Сергей Игнатьев поделился с «ВВ» рассказом о своем героическом предке – дедушке Николае Трофимовиче Мельникове.
сегодня в 12:23 Владимирцам рассказали, как спасти подмерзшую розу в саду
Спасти розы, даже если они почернели после зимы, можно. Не стоит торопиться выкапывать и выбрасывать куст, ведь ко всему прочему многие сорта розочек сейчас и стоят весьма недешево. Специалисты филиала ФГБУ «Россельхозце…

Новости партнеров
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.