В местах лишения свободы наряду со здоровыми отбывают наказание также люди с инвалидностью. Есть среди заключенных и слепые, и ампутанты (без руки или ноги), и колясочники. Как же соблюдаются их права в плане оказания медицинской помощи и организации МСЭ (медико-социальной экспертизы)?
Для заключенных, как и для других граждан, применяется общий порядок переосвидетельствования инвалидности.- За год освидетельствуем около 230-240 осужденных, - рассказала во время очередного заседания областного координационного совета по делам инвалидов руководитель и главный эксперт областного бюро МСЭ Зинаида Козырева. ‑ Все они закреплены за различными бюро. К примеру, бюро МСЭ № 3 занимается инвалидами с заболеваниями органов зрения, бюро № 23 ‑ больными туберкулезом. Кстати, по данным медицинской службы
УФСИН, сегодня в колониях находятся 383 заключенных с активной формой туберкулеза и 683 ВИЧ-инфицированных.
Экспертиза проводится обычно в течение 30 дней. Либо по месту нахождения самих бюро, либо в учреждениях УФСИН.
По словам З.Козыревой, в первом случае осужденных необходимо конвоировать, и с этим бывают трудности. В случаях же, когда специалистам МСЭ приходится выезжать в колонии, иной раз не бывает охраны и представителей медсанчасти, так что проходить по территории режимных объектов им зачастую приходится самостоятельно.
- Уже полтора года остается проблема с организацией поездок для переосвидетельствования инвалидов в Киржачскую тюрьму, - озвучила ситуацию Зинаида Козырева. - Дело в том, что в местном МСЭ работают совместители, и они не соглашаются выезжать в места лишения. Тем более что в случаях, когда решения не устраивают заключенных, с их стороны бывают угрозы членам МСЭ о преследовании экспертов и членов семей.
- Пришлось несколько раз побывать в колониях. Не подозревал, что люди с тяжелыми формами инвалидности отбывают срок наказания, - заметил председатель областной общественной организации ВОИ Михаил Осокин. - Видел и слепых, и ампутанта - со спальным местом на втором ярусе. Можете ли вы разрабатывать ИПР (индивидуальную программу реабилитации) для заключенных с инвалидностью, перечисляя рекомендации?
- Мы и разрабатываем ИПР, однако указывать учреждениям УФСИН, как их выполнять, мы не можем. Наши требования носят рекомендательный характер, - ответила З.Козырева.
«Существует ли вообще взаимодействие у МСЭ и УФСИН?» ‑ задались вопросом участники координационного комитета. Оказывается, существует. Об этом взаимодействии рассказал и.о. начальника медицинского отдела УФСИН по Владимирской области Денис Лохаев. Он же ответил на претензии руководителя областного бюро МСЭ.
- За этот год осуществлено более 300 конвоирований осужденных, - сказал он. ‑ Выезды бывают по нескольку раз в день. Что касается охраны представителей МСЭ, то обычно их сопровождает кто-то из медработников, одетых в форму с погонами. Угрозы со стороны осужденных, согласен, бывают, однако ни одна из них пока не была исполнена.
- Встречаются среди отбывающих срок инвалиды-колясочники, слепые, - подтвердил Денис Лохаев. ‑ Сегодня, к примеру, освобождается женщина, инвалид I группы. Однако не уверен, что за ней по возвращении домой будет такой же уход, какой был в колонии.
Всего за 10 месяцев этого года из мест лишения освободились 54 престарелых человека с ограниченными возможностями, и неизвестно, есть ли у них родственники, которые смогут за ними ухаживать. Инвалиды в колониях, по словам Д.Лохаева, имеют возможность работать, находятся на полном государственном обеспечении: не платят за белье, за коммуналку. Денег сегодня достаточно для приобретения протезов, слуховых аппаратов, лекарств. Однако для проведения обследований средств выделяют мало. Между тем люди месяцами лежат в реанимации, к примеру, с инсультами, - платить за них должны учреждения УФСИН. Недавно, правда, стали выдавать медицинские полисы тем заключенным, у кого есть паспорт.
Был поднят вопрос о том, что иногда случаи переосвидетельствования заключенных с инвалидностью задерживаются. В результате люди теряют дополнительный источник к существованию после выхода на свободу, не получая положенных государственных выплат, и это, увы, подталкивает их к новому преступлению. Участники координационного совета выработали рекомендации по всем спорным моментам и высказали мнение, что в вопросах медицинского обслуживания людей с инвалидностью, вышедших на свободу, взаимодействие УФСИН должно быть отлажено не только со службами МСЭ, но еще и с учреждениями здравоохранения. Вице-губернатор области Сергей Мартынов предложил рассмотреть этот вопрос на заседании координационного комитета по взаимодействию между федеральными и региональными органами власти.