Создать равные возможности для получения образования инвалидами реально. Почему так мало людей с инвалидностью идут учиться в вузы? Высшее образование получают лишь 0,4% от общего числа людей молодого и зрелого возраста. Между тем как в западных странах этот показатель составляет примерно 5%.
Вредит не только отсутствие лифтов и пандусов, но и гиперопекаПо словам председателя областной общественной организации ВОИ Михаила Осокина, студентами могли бы потенциально стать около 1,5 тысячи молодых инвалидов из нашей области. Причин такой неактивности несколько, как выяснила в своем социологическом исследовании муромлянка, аспирантка Российского государственного университета туризма и сервиса Екатерина Воеводина, кстати, сама с ДЦП и группой инвалидности.
Во-первых, препятствие создают ограничения организационного характера. К примеру, студентам с ограничением в передвижении приходится буквально «переползать» по ступенькам вуза. Между тем проблему можно решать, организовав занятия на первом этаже.
Во-вторых, мешает пространственная действительность, отсутствие оборудованных учебных мест, социальной адаптации. Одна из моделей восприятия инвалида - отношение к нему как к человеку, которого надо вылечить. Между тем современный гуманитарный подход говорит о том, что люди с ограниченными возможностями должны чувствовать себя равными среди других. А для этого нужно создавать доступную среду. Улицы, общественный транспорт и здания вузов должны быть доступны и приспособлены.
Главная же проблема, почему инвалид не спешит поступать в вуз, заложена в его голове с детства. Гиперопекой сначала занимается его семья, потом школа и друзья. В результате они «лепят» человека, не готового войти в мир, где его могут обидеть, причинить боль. И не понимает он, что учиться нужно не только для себя, а для того, чтобы быть полезным обществу.
Дополнительного финансирования для центра нет
Профессиональной подготовкой ребят с ослабленным слухом еще в советские времена занимался авиамеханический техникум. Традиции продолжил ВлГУ. Уже 17 лет здесь работает центр профессионального образования инвалидов под руководством профессора Игоря Егорова, а в 1999 году состоялся первый выпуск слабослышащих и глухих ребят. Центр уникален. По России вузов, которые бы готовили специалистов из студентов с ограничением здоровья, немного, буквально можно по пальцам сосчитать: МВТУ им. Баумана, Новосибирский университет, вузы в Челябинске и Казани. В нашем владимирском университете для образования инвалидов выстроена полная цепочка: колледж ‑ вуз ‑ аспирантура. Кстати, один из выпускников в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию, еще один собирается поступать в аспирантуру.
Дополнительного финансирования центра нет, и это является основной проблемой. Хотя здесь учатся ребята со всех концов России. Был ряд приказов Министерства образования и науки, центр получил статус базового, но вопрос с материальной поддержкой так и остался нерешенным. Преподавателям за работу с «особенными студентами» университет платит надбавку в 10%. Учебный план такой же, как и на всех остальных факультетах. Однако для обучения студентов с нарушением слуха уложиться в количество предлагаемых часов невозможно. Нужно оставаться с ними после занятий.
Образование плюс реабилитация
- У ребят, приходящих учиться на I курс, в сознании заложено, что они не такие, как все, - считает проректор ВлГУ Владимир Немонтов. - Если к V курсу наши воспитанники будут считать, что они такие же, как все остальные, значит, свою главную работу мы выполнили.
Как правило, сначала слабослышащие студенты держатся особняком. В МВТУ им. Баумана один год ребята с ограничением по слуху учатся по программе довузовской подготовки все вместе, затем ‑ в обычных учебных группах, но их продолжают курировать сотрудники центра реабилитации. У нас в университете таких возможностей нет. Хотя порядка 30% всех студентов совсем не слышат. И у них большие проблемы с речью: либо совсем не говорят, либо говорят невнятно или тихо. Естественно, возникают проблемы с их обучением. За последние годы ВлГУ принимает на обучение по 70-90 слабослышащих студентов в год. Причем из многих регионов России, с разным уровнем подготовки. Некоторые ‑ с неполным средним образованием, так что приходится организовывать их дополнительное обучение.
Подготовка идет по техническим специальностям: автоматизация производственных процессов, технология и автоматизация машиностроительных производств, информационные системы и технологии.
После окончания вуза выпускники разлетаются по всей стране. Часть трудоустраиваются, часть находят себя в социальных структурах, некоторые успокаиваются, получив образование только для себя. Учатся и семейные пары, и люди в возрасте 45-48 лет.
- Мечтаем добиться введения таких должностей, как сурдопереводчики, специалисты по адаптации, воспитатели, тьюторы, специалисты по обслуживанию, методисты, - говорит Владимир Немонтов. - С особенными ребятами работают сегодня только психологи. Переломным является второй курс. Преподаватели могут ставить и незачеты, и двойки, но дают возможность пересдать, стараясь не отчислять.
Активность студентов и преподавателей
Кроме учебы ребята занимаются наукой, участвуют в общественной жизни университета, входят в состав студсовета, профкома. В сентябре для новичков устраивают День первокурсника. Уже два года команда центра профессионального образования инвалидов участвует в фестивале «Студенческая весна». Когда они поют жестовые песни, весь зал приветствует их стоя, у многих на глазах выступают слезы.
В минувшем году в Турцию на международный фестиваль творчества в составе делегации от ВлГУ ездил студент с ослабленным слухом. В Тольятти, на всероссийском конкурсе научных работ, студент Максим Зимин, инвалид по слуху, с проблемами передвижения, занял второе место.
Проблема, с которой тяжело справляться и преподавателям, и студентам, ‑ ограничения жестового языка. Специальных технических терминов в нем нет. Пробовали создать словарь терминов по специальным дисциплинам, основу создали. Однако это оказалось очень сложным делом: разрабатывать новые жесты и внедрять их трудно.
- Сам несколько лет преподавал у слабослышащих ребят, - делится впечатлениями Владимир Немонтов. - Сохранилось воспоминание: рука отваливается, потому что практически все нужно писать мелом на доске. Сегодня стало легче - на помощь приходят информационные технологии.
В связи с присоединением ВГГУ университет получил мощную базовую поддержку в лице кафедр дефектологического образования, специальных коррекционных технологий для лиц с ограничением слуха, зрения.
Осваивая новые направления
- Мы стараемся расширить направление работы со студентами с ограниченными возможностями, - рассказывает Владимир Немонтов. - Входим в международную сеть глухих, которая поддерживается учеными из разных стран. Однажды даже финансирование получили из Японии. В прошлом году впервые по договору с Ивановским радиотехникумом набрали группу ребят с неврологическими проблемами. Попробуем набрать группу со слабым зрением, сотрудничая с интернатом для слабовидящих детей. Конечно, хотелось бы получить государственное финансирование. Мы попытались запустить проект для обучения ветеранов боевых действий, инвалидов-колясочников. Но вынуждены были отступить ‑ из-за того, что многие проживают в зданиях старой постройки, не всем удалось провести Интернет.
К сожалению, по результатам опроса 60% студентов сегодня считают человека с инвалидностью бедным, несчастным и полагают, что от него следует держаться в стороне. Добровольных помощников, готовых сопровождать особенных студентов, немного, и над преодолением психологического барьера нужно работать.
Между тем вопросы социальной адаптации и создания условий для образования инвалидов сегодня выходят на первый план. Появляются новые компьютерные технологии, устройства, лифты, средства реабилитации. В Послании Федеральному Собранию президент страны Дмитрий Медведев сказал, что вопрос доступности образования инвалидов будет держать под личным контролем. А формированием милосердного отношения к инвалидам пусть займутся волонтеры и общественные организации.