Предновогодние предсказания представителей таксомоторных компаний о том, что после вступления с 1 января 2012 года новых требований к легковому такси этот вид общественного транспорта во Владимирской области вымрет, к счастью, оказались несостоятельными.
Волнение местных перевозчиков связано со вступлением в силу поправок в 69-й Федеральный закон, регламентирующий деятельность таксомоторных предприятий. Сам закон Госдума приняла в апреле 2011 года, в августе губернатор Николай Виноградов подписал закон о такси Владимирской области. Новые правила пассажирских перевозок вступили в силу с 1 сентября, а штрафы за их несоблюдение было решено ввести с нового года. Новогодний «подарочек» подразумевает, что все таксомоторы Владимирской области должны иметь спецсимволику в виде «шашечек» на борту машины и должны быть снабжены таксометрами и оранжевым опознавательным фонарем на крыше. Машина должна проходить контроль техсостояния перед каждым выездом на линию и гостехосмотр раз в шесть месяцев, а сам водитель ‑ обязательный предрейсовый медосмотр. А главное ‑ владелец должен иметь специальное разрешение на занятие этим видом деятельности, выдаваемое региональным органом власти.Штрафные меры за несоблюдение новых требований подразумевают, что за не выданный пассажиру чек водитель будет наказан на 1 тысячу рублей, а юридическое лицо ‑ на 30 тысяч рублей. За незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря водитель отделается штрафом в 2,5 тысячи, а за управление машиной с таким фонарем заплатит уже 5 тысяч рублей.
Но таксистов взволновали больше даже не сами штрафы, а поспешность принятия закона, большие затраты на переоборудование своих железных коней и, по их мнению, выдавливание малых компаний и частных извозчиков с рынка городских перевозок.
Представители ГИБДД с этими утверждениями не согласны, поскольку считают, что главная цель этого, пусть и «сырого», закона благая ‑ убрать с дорог перевозчиков-нелегалов. И что все возмущения таксистов ‑ это просто от недопонимания сущности закона.
Среди претензий, которые предъявляют таксисты не из областного центра, ‑ необходимость поездки за разрешением во Владимир. Разрешение на занятие этим видом деятельности действительно выдается в департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области при предъявлении определенного пакета документов и транспортного средства, оборудованного в качестве такси. Это подразумевается законом о такси Владимирской области.
Волнуются таксисты и из-за пункта, который предусматривает, что полученное разрешение действует лишь на той территории, где оно было выдано. По словам представителя одной таксомоторной компании города Александрова, дело складывается так: «Будем жить, как в резервации. Мы сейчас в Московскую область выехать не можем. Если выехали ‑ получается, что мы нелегальщина. Мы должны договоры заключать с другими областями. Выходит, что доехал до границы области, а там должна другая машина встречать, и клиент должен пересаживаться в нее». Согласно закону о такси, между соседними областями должны быть заключены соглашения о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. На сегодняшний день такое соглашение Владимирская область из пяти граничащих с ней областей заключила с Рязанской, Нижегородской и Ивановской. Но, например, александровских таксистов волнует в первую очередь принятие соглашений с Московской и Ярославской областями. Несмотря на то, что таковых пока нет, по сообщению сайта департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, типовое соглашение о взаимодействии проходит согласование в администрации области и в ближайшее время будет направлено для рассмотрения и подписания руководству двух этих областей. Так что в резервации александровские таксисты, а вместе с ними и их клиенты, не останутся.
Некоторых таксистов пугает установка таксометров, т.е. оборудования, предназначенного для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси, исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством. Теперь пассажир сможет выбирать ‑ ехать ли ему, исходя из времени или исходя из расстояния. Знакомый таксист рассказал, что он установил у себя в машине китайский электронный таксометр, который в зависимости от скорости машины работает по-разному: «Я газку дал ‑ у меня счетчик начинает быстрее работать. Скорость сбросил ‑ он медленнее работает. Вот если бы они были механические, как раньше, ‑ завел его, как будильник, и он щелкает». По его же мнению, поездка с таксометром пассажирам не выгодна. Тому подтверждение ‑ рассказ одного из пассажиров, который, сев в александровское такси и приготовив привычно традиционную сотку для расплаты, вдруг заметил табличку о том, что теперь можно заплатить за поездку, исходя из времени в пути. Решил ради любопытства попробовать, поскольку ехать было недалеко. По итогам поездки вместо 100 рублей пришлось оставить таксисту 140. Может, александровские пробки были виноваты, а может, установленный перевозчиком тариф, поскольку тарифы на проезд в такси в отличие от других видов общественного транспорта администрацией области не устанавливаются. А жаль. Ведь перевозчикам хоть и рекомендовано соблюдать предел рентабельности до 35% при установке тарифов, но как подсчитать этот самый предел. И кто даст гарантию, что местные таксисты не будут варьировать свои тарифы в зависимости от вида клиента, крутизны своей машины, времени суток и наличия больших праздников? И что не появятся тарифы на поездку в такси «VIP» (за кожаный салон в «семере») или «Новогодний» (потому что праздник)?