Проект для отказных младенцев обсуждают врачи, священники и общественники. В отделениях областной детской клинической больницы (ОДКБ) практически всегда есть особенные маленькие пациенты - отказные детишки. И пусть истории детей различаются, есть в них общее - всех оставили на произвол судьбы их собственные матери. Выдержать страдальчески-пронзительные взгляды малышей, оставшихся без мам и оказавшихся в больничных кроватках, непросто…
От кого-то отказались прямо в роддоме, кого-то подбросили к крыльцу больницы или подобрали замерзавшим на улице возле мусорного бака.В областной детской больнице к подобным пациентам относятся по-особенному: каждый из сотрудников стремится уделить побольше внимания, подержать малыша на руках, порадовать игрушкой.
Ради спасения жизни младенцев-подкидышей ОДКБ готова взять на себя ответственность за реализацию нового проекта по открытию на базе приемного отделения специального помещения «бэби-бокса».
- Практику «бэби-бокса» мы увидели в одном из регионов, - поясняет директор департамента здравоохранения области Владимир Безруков. - В специальное окно, доступ к которому есть с улицы, можно анонимно положить младенца-подкидыша. В нем находятся специальная шлюзовая камера с кроваткой, в которой поддерживается комфортный температурный и воздухообменный режим. Звуковой сигнал оповестит медперсонал о происшествии. Хотелось бы, чтобы родители, решившиеся отказаться от ребенка, его не умерщвляли, а дали шанс жить.
По официальной статистике, в нашей области ежегодно находят по 2-3 трупа младенцев. Можно предположить, что реально таких случаев больше…
- В приемном отделении у нас всегда дежурит обслуживающий персонал, есть удобное помещение. Понимаем, что в случае реализации проекта мы берем на себя большую ответственность, - говорит главный врач ОДКБ Светлана Макарова. - Однако если спасем хотя бы одну жизнь за год, сделаем большое дело. Ведь сколько беременных женщин и девочек таятся, не наблюдаются, не стоят на учете в женской консультации. Для них это выход избавиться от младенца, избежав преступления.
Пока проект с «бэби-боксом» - на стадии обсуждения. Речь не идет о финансовых средствах - их уже готов выделить спонсор, пожелавший остаться неизвестным. Главный аспект обсуждения - нравственный. Мнения представителей общественных организаций, отвечающих за благополучие детей, о появлении такого проекта в нашей области, пока разделяются.
Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области:
- Проблема неоднозначна. Вызывает тревогу то, что три региона - Санкт-Петербург, Пермь и Красноярск, где проект с «бэби-боксом» уже внедрен, - одобряют ювенальные технологии. Вопрос - кто спонсирует такие проекты? Думаю, что для нашей области такое введение рановато. С социально-психологической точки зрения оно будет формировать отношение безнаказанности. На маргинальную же часть населения подействует как призыв о том, что можно избежать ответственности. В результате увеличится количество брошенных детей. А те родители, которые совсем опустились, если уж задумали, все равно ребенка убьют.
По мнению Геннадия Прохорычева, с одобрением «бэби-боксов» государство распишется в своей беспомощности. А ведь можно же направлять деньги проекта и другие резервы на помощь многодетным и малообеспеченным мамам.
Отец Сергий:
- Жизнь - священный дар. Новое веяние требует изучения почвы. В нем есть позитивные зернышки. До христианства тоже была жестокость. Вспомнить хотя бы царя Ирода, приказавшего истреблять младенцев. Женщины должны рожать во все времена, они рожали детей и в войну. По-моему, проект, только под другим названием, должен жить. Какой-то части населения он поможет.
Лидия Мордасова, председатель регионального отделения Российского детского фонда, член Общественной палаты Владимирской области:
- Владимирская область одной из первых приняла закон о разрешении браков с 14 лет. И это было правильное решение прежде всего для новорожденных детей. Сначала таких пар было по 15-16 в год, потом все сошло до 2-3 пар в год. Сколько матерей сегодня оставляют своих детей и сколько отказываются? По 75-80 в год. С ними надо работать. Не породим ли мы с «бэби-боксами» криминальный подход к утаиванию беременности? Не безнравственно ли предложение принести и оставить ребенка? А что, если это перерастет в массовое явление и приведет к социальной безответственности? Создание множества таких мест может привести к непредсказуемым последствиям, к примеру, торговле детьми.
Татьяна Сидорова, председатель ассоциации «Семья - Отечество»:
- Инициативу департамента здравоохранения и детской больницы поддерживаю. Подкидыши были во все времена. Моя бабушка воспитала близнецов, которых ей подкинули на порог дома в 1942 году. К ювенальным технологиям эта инициатива никакого отношения не имеет. Это гуманный проект, который станет дополнительным резервом для защиты детей и принесет только благо для области.