Член Союза художников России Лилия Ратнер рассказала о своей творческой судьбе Лилия Николаевна привезла во Владимир свои работы, на которых изображены разрушенные святыни. По мнению творца, здесь им самое место. Городской выставочный центр находится прямо напротив монастыря, что очень символично, считает столичная гостья.
- Мы ходим по земле, которая пропитана кровью православных мучеников, - считает художница. - В Москве проходила выставка «Поруганные иконы», которые были изуродованы серпом и молотом, атеистические плакаты лежали внизу... Это меня очень тронуло, поэтому я решила создать серию работ «Великомученики», которая и представлена в этих стенах.Писать на церковные темы Лилия Ратнер стала совсем недавно. До этого ее разноплановые выставки проходили с успехом не только в нашей стране, но и за рубежом. Между тем судьба талантливого творца складывалась непросто. Лилия Ратнер попала в полосу гонений на художников.
- Жизнь и творчество всегда так или иначе переплетаются, - отмечает Лилия Ратнер. - Вот и я, будучи еще совсем молодой, попала в полосу гонений. Это было начало 60-х годов, мы открывали для себя современное искусство. Закончив институт, не знали ничего, кроме импрессионистов. Не было ни периодики, ни специализированных журналов, для нас было загадкой, что делается в мире большого искусства. А потом, уже будучи выпускниками, поняли, что кроме соцреализма есть много направлений.
Тогда по инициативе более опытного художника, знающего, что творится на Западе, была создана студия. Именно здесь начали разрушаться привычные представления молодежи о соцреализме.
- Это же было выдуманное направление в искусстве, в котором нельзя было критиковать, только лакировать действительность, - добавляет гостья. - В этой студии мы начали учиться современным методам. Плавали по Волге и Оке, писали города с натуры. Потом предложили Хрущеву устроить нашу выставку в Манеже. Союз художников тогда как раз отмечал свое 30-летие. На первом этаже были выставлены работы по заказу, а наверху - то, что написано нами от души. И вот мы ждем, должен прийти Никита Сергеевич. Подъезжают черные «Волги», выходят министр культуры Фурцева и Хрущев. Это был понедельник, зал закрыт для обычных посетителей. И тут Хрущев прямо с порога начал топать ногами и кричать: «Что это за мазня? Безобразие!». Пообещал всем нам выдать паспорта заграничные и выслать из страны завтра же.
Работы Лилии Ратнер были и на первом этаже, выполненные в духе соцреализма. Но за те полотна, что выставлены на втором, ее вместе с коллегами исключили из Союза художников.
- После этого были разборки, нас вызывали на бесчисленные комиссии, - вспоминает Лилия Николаевна. - А ведь столько знаменитых сегодня людей были там. Но надо было давать объяснения, как мы дошли до всего этого безобразия.
Те работы не пропали, но были в короткие сроки раскуплены иностранными дипломатами. После ухода Хрущева членство в Союзе художников восстановили. Но о том, что первыми это искусство признал Запад, Лилия Ратнер не жалеет. Похожая судьба у многих русских творцов, литераторов, режиссеров. Кстати, у художницы есть международный диплом за иллюстрации к повести Достоевского «Неточка Незванова». В Лейпциге проходил конкурс, посвященный 150-летию со дня рождения писателя. Эти работы в настоящее время хранятся в музее Достоевского в Санкт-Петербурге.
Владимирцы могут познакомиться с творчеством Лилии Ратнер, посетив Городской выставочный центр по адресу: Большая Московская, 59.