Конфликт, возникший из-за передачи учреждений здравоохранения на региональный уровень, является информационной атакой на областные власти - На самом деле процесс в целом идет по плану и спокойно. За исключением областного центра, - считает директор департамента здравоохранения Владимир Безруков.
Переходный период
Владимир Безруков считает, что сегодня идет переходный период и возникающие проблемы решаются сообща.
- Главы районов относятся к реформе с пониманием и в помощи нам не отказывают. На последнем совещании с руководителями органов местного самоуправления мне не было задано ни одного вопроса - потому что все уже было не раз обговорено и обсуждено. Передача ЛПУ во всех муниципальных образованиях прошла безболезненно. За исключением Владимира, где с передачей важных объектов власти затянули, совершенно не думая о том, что нерешенные проблемы обрушатся на плечи жителей Владимира ‑ пациентов больниц и поликлиник, - уверен директор департамента.
Но развязан конфликт. Те, кто его развязал, даже призывают медиков на митинги в рабочее время, обещая за участие в них денежные компенсации. Кто развязал? По словам Безрукова, «некоторые депутаты горсовета, известные и неизвестные «ходоки».
Мол, в один момент с нового года абсолютно все стало плохо в здравоохранении Владимира. Дескать, медработники увольняются толпами. Очереди. Все платно. Скорая помощь вообще скоро «будет трупы собирать».
В чем же причина такого «наезда»? Ищи, кому выгодно! Ведь с передачей медицины с муниципального на областной уровень было разорено огромное чиновничье гнездо под названием «Управление здравоохранения города Владимира». А в нем работало столько же сотрудников, сколько и во всем областном департаменте. Была плохо организована система обеспечения жителей бесплатными лекарствами. Невовремя проводились торги по поставкам. В конце года на счетах учреждений обнаружились остатки неизрасходованных денежных средств, а в аптеках ‑ неотпущенные лекарства. И в то же время больные люди вынуждены были покупать лекарства на свои деньги.
- В целом система здравоохранения города Владимира оказалась недофинансированной на 900 миллионов рублей, - говорит Владимир Безруков. - Потому-то жители не получали медикаментов, перевязочного материала, достойного обслуживания. Игнорировались замечания нашего департамента по поводу вопиющей разницы в оплате руководящего персонала и рядовых сотрудников. Ведь средняя зарплата главврачей была почти 52 тысячи рублей, а врачей ‑ всего 15,9 тысячи!
Кому выгоден конфликт?
А кто же эти критикующие реформу депутаты? Есть, увы, среди них бывшие врачи и руководители медицинских учреждений, бросившие своих пациентов и профессию ради чиновничьей карьеры и власти. Лечить людей и отвечать за их здоровье и жизнь им показалось слишком тяжело.
Да и проблем медицины, по-видимому, ранее они не замечали. Тех же очередей. Не ремонтировавшихся годами зданий. Недостатка кадров. Взяточничества. Зато сегодня эти люди взялись критиковать все здравоохранение, лишь только с нового года ставшее областным.
- А где они раньше были? Не стыдно им, что многие больницы областного центра выглядели хуже районных? - этот невольный вопрос рождается у всех непредвзятых и думающих жителей города.
Как сказала заведующая одним из детских инфекционных отделений владимирской горбольницы № 2, детишек было страшно класть на лечение из-за ужасающих условий. А когда чиновники из администрации Владимира вместе с депутатами горсовета пришли посмотреть на эти «условия», то не нашли ничего лучше, как предложить построить под окнами фонтан...
Главврач детской горбольницы № 1 Татьяна Максимова в конце прошлого года поведала о том, как предложение о передаче в ведение больницы двух зданий, в которых находились спортивная школа и отделение выхаживания новорожденных, внезапно «затормозили» в мэрии. Мол, теперь все будет областным, зачем же мы будем здания в центре города передавать?
- А передать-то для чего собирались? Забыли? Для 22 тысяч детей города Владимира, которых обслуживает больница. Ведь не хватает помещений для ведения приема врачами-специалистами. В филиале больницы на ул. Нижняя Дуброва родителям с малышами приходится в очередях к врачам на улице стоять! Рождаемость увеличилась, детского населения прибыло, новорожденных много, - рассказывала Татьяна Максимова. ‑ Однако работать приходится в стесненных условиях. Есть оборудование ‑ некуда ставить. Есть специалисты ‑ нет кабинетов.
- Начаты прокурорские проверки ЛПУ города, - сообщил Владимир Безруков. ‑ Первые результаты шокируют.
Кадры решают
Обеспеченность кадрами ‑ и врачами, и медсестрами ‑ за последний год сократилась. Несмотря на повышение зарплаты, лечить больных и брать ответственность за их здоровье и жизнь соглашается все меньше медиков. Они уходят работать в другие сферы, а кадровый голод в здравоохранении растет. ЛПУ нашей области требуется 650 медицинских работников.
По словам Владимира Безрукова, разработан план действий по привлечению врачей в регион. Есть договоренность с ректором Ивановской медицинской академии. К тому же на федеральном уровне решается вопрос о частичном возврате системы распределения выпускников медицинских вузов. Собираются ввести отработку для «целевиков», учебу которых оплачивал бюджет. Медсестер готовят три медицинских областных колледжа, и договориться об их трудоустройстве будет легче.
Чем будут привлекать медиков? Социальными гарантиями, жильем, льготами. В Минздравсоцразвития направлено обращение о расширении списка претендентов на получение 1 миллиона подъемных. Есть надежда, что в него кроме врачей сельских амбулаторий включат и сотрудников ЦРБ. Это актуально для нашей области. Кстати, среднюю зарплату врачей в этом году собираются довести до 26381 рубля, среднего медперсонала ‑ до 14020 рублей, младшего персонала ‑ до 7229 рублей.
О платных услугах
По данным статистики, доля медицинских платных услуг, оказываемых в ЛПУ области, составляет 8,6%. В областной клинической больнице, где в большей мере оказывается консультативный прием специалистов, ‑ 27,2%. Но никак не больше 80%, как это «разносят» некоторые СМИ.
- Других цифр просто не существует, - подчеркивает руководитель департамента здравоохранения. И предлагает: ‑ Давайте примем закон о запрещении платных услуг. Кстати, у нас есть уже разработанный проект.
Однако пациенты, находившиеся по больницам, сами не желают полной ликвидации платных услуг. Это приведет к увеличению тарифов в платных клиниках. Люди считают, что услуги за деньги надо не отменять, а упорядочить.
- Мы хотели ограничить платные услуги по зубопротезированию в областной стоматологии. Так пошли слухи, что департамент хочет здание захватить, - рассказывает Владимир Безруков.
А еще многие пациенты путают платные услуги с вымогательством денег отдельными врачами и медсестрами. Требования эти незаконны, и нужно жаловаться на такие факты главному врачу. А еще лучше размещать фамилии этих медработников на сайте в Интернете в рубрике «Они лечат за деньги». Однако и сами больные виноваты, давая медикам деньги за уколы и операции, по старинке считая, что без этих вливаний их не вылечат…
- Главный смысл реформ здравоохранения заключается не только в денежных выплатах и повышении квалификации персонала, а прежде всего в качестве оказания медицинской помощи, которую нужно организовывать и контролировать, - утверждает Владимир Безруков. ‑ А порядок мы наводить будем, нравится это кому-то или нет.