На прошлой неделе, 17 мая, свой профессиональный праздник отметили врачи-пульмонологи-терапевты, специализирующиеся в диагностике и лечении заболеваний дыхательной системы человеческого организма. Хороший пульмонолог всегда знает, что сложности с легкими могут быть весьма тяжелыми.
По прогнозам специалистов, к 2020 году среди причин смертности четвертое место займет ХОБЛ ‑ хроническая обструктивная болезнь легких. Можно ли приостановить это коварное заболевание и чем располагают врачи, чтобы помочь больным? На эти вопросы отвечает главный пульмонолог области, заведующий отделением ОКБ, врач высшей категории Михаил Владимирович Смирнов.
- Какие проблемы волнуют вас как главного пульмонолога больше всего?
- В первую очередь беспокоит проблема обеспеченности пациентов основными препаратами для терапии хронических легочных болезней ‑ бронхиальной астмы и ХОБЛ. Больных с каждым годом становится все больше, и не хватает бесплатных ингаляторов и лекарств. Много лет работаю над программой лечения дыхательной недостаточности. К сожалению, на местах медработники не всегда могут обеспечить своевременную диагностику и адекватную терапию. Потому необходимо обучать врачей первичного звена, повышать их квалификацию в области пульмонологии. Для этого мы активно сотрудничаем с кафедрой Ивановской медицинской академии.
- Сколько лет существует служба пульмонологии?
- Отделение в ОКБ организовано в 1991 году, а служба пульмонологии начала развиваться с 1985 года параллельно со всероссийской. Начинали с нуля. Сначала входили в состав торакального отделения, наблюдали гнойные плевриты, абсцессы ‑ когда легкие расплавлены. В дальнейшем этот опыт помог в работе. Сегодня наряду с открытиями в области пульмонологии мы разрабатываем свои протоколы, то есть направления диагностики и лечения. Многие наши специалисты ‑ члены Европейского респираторного общества.
- Каков сегодня уровень оснащенности врачей-пульмонологов в области?
- Уровень оснащенности на сегодня достаточный, чтобы диагностировать и лечить основные легочные заболевания. При необходимости направляем больных на консультацию в Московский институт пульмонологии, которым руководит академик Александр Чучалин.
- Михаил Владимирович, какие новые технологии используются при диагностике и лечении легочных больных?
- Огромным достижением современной пульмонологии, безусловно, является высокоточная компьютерная томография. До 90% сложных диагнозов мы ставим, анализируя данные этих исследований. Активно используем различные виды функциональной диагностики, к примеру, для определения функции внешнего дыхания боди-камеру и спирографию ‑ это метод оценки состояния легких путем измерения объема и скорости выдыхаемого воздуха. Важный метод ‑ кардиореспираторное мониторирование. Это когда одновременно идет запись работы сердца, дыхания и насыщения крови кислородом. Благодаря программе модернизации здравоохранения для точной оценки состояния больного и выбора тактики лечения мы начали использовать анализ газового состава крови.
- Какие заболевания вы лечите? От чего люди страдают чаще всего?
- Приоритет - пациентам с тяжелыми формами заболеваний ‑ ХОБЛ, альвеолитами - тяжелыми поражениями легких из-за сбоя в иммунитете. Лечим различные формы дыхательной недостаточности, в том числе во время сна.
Ежегодно лечим больных с пневмонией. Это всегда инфекционное заболевание. А к нам в основном попадают пациенты с пневмониями в тяжелой форме, затяжными, трудно диагностируемыми.
После пребывания в нашем отделении пациенты знают, как контролировать свое заболевание.
- Действуют ли в области и ОКБ школы здоровья?
- Стационарные школы для больных бронхиальной астмой есть в нашей больнице и в Муроме. Каждый доктор работает с пациентом все 14 дней его пребывания в больнице. Ведь у каждого больного своя астма ‑ она может быть разной и меняться на протяжении жизни. Это зависит от профессиональных, бытовых условий. Просветительской работой занимаются сегодня и открывшиеся Центры здоровья.
- Какие методы лечения вы используете, чему обучаете больных?
- Во-первых, ингаляционный метод, с использованием топических средств, когда происходит непосредственное воздействие на бронхи. Используем и метод самоконтроля ‑ пикфлоуметрию. Больной сам, при помощи аппарата для контроля за выдохом, составляет график своего состояния и знает, какую дозу лекарства нужно принимать. Это сугубо специфические методики. Между тем вылечиться от бронхиальной астмы полностью нельзя.
Пациентов с дыхательной недостаточностью мы обучаем методике искусственной вентиляции легких в домашних условиях, длительной кислородотерапии на дому. И это действительно мировой уровень лечения дыхательной недостаточности.
- Что такое ХОБЛ? Можно ли вылечить ее?
- Хроническая обструктивная болезнь легких ‑ это прогрессирующее заболевание, которое можно лечить. По прогнозам специалистов, ХОБЛ к 2020 году выйдет на четвертое место в мире среди причин смертности ‑ за счет прогрессирующей дыхательной недостаточности.
ХОБЛ ‑ особое заболевание, возникающее при контакте человека и его органов дыхания с окружающей средой. Причиной ее развития могут быть неблагоприятные экологические условия или условия труда, а также длительное табакокурение, причем пострадать могут пассивные курильщики: женщины и дети при курящих мужьях и отцах.
Как правило, пациенты с таким заболеванием обращаются поздно. Одышка ‑ это симптом дыхательной недостаточности. Повлиять на развитие болезни мы можем при условии отказа пациента от курения.
- Может ли быть раннее ХОБЛ у некурящих?
- Может, если есть врожденная патология легких. Генетически обусловленные заболевания ‑ это муковисцидоз и первичная эмфизема легких (одышка раннего возраста). Диагностику проводит врач-генетик Ольга Завадская.
Вообще патология органов дыхания требует участия врачей многих специальностей.
Потому мы кроме специалистов ОКБ привлекаем докторов противотуберкулезного и онкодиспансера.
- Вы руководите лабораторией по излечению пациентов от храпа? Расскажите немного об этом.
- Громкий прерывистый храп ‑ основной симптом тяжелого заболевания ‑ синдрома обструктивного апноэ сна. Эта болезнь опасна для жизни пациентов и часто приводит к инвалидизирующим осложнениям ‑ инфаркту, инсульту, сахарному диабету. Лечением данной патологии мы занимаемся с 2002 года, и в нашей области, в одной из первых в России, удалось создать так называемую Лабораторию сна. С тех пор сотни пациентов получили возможность избавиться от храпа и наслаждаться здоровым крепким сном.
- Вы передаете опыт работы молодым специалистам?
- На базе нашего отделения набираются опыта врачи-интерны Ивановской медицинской академии, повышают квалификацию врачи-пульмонологи из других лечебных учреждений.
А еще мы ждем пациентов, готовы их принимать, диагностировать и лечить.