Несмотря на окончание учебного года, в сфере образования продолжают происходить важные и значимые события. Об этом корреспонденту «ВВ» рассказал директор департамента образования Михаил Корешков.
Новый министр и новый законНазначен новый министр образования РФ - 45-летний Дмитрий Ливанов, бывший ректор МИСИС (Московского института стали и сплавов), сформировано новое министерство.
Кроме того, опубликованы два важных документа, один из которых - Указ Президента. Оба касаются того, чем и как в ближайшее время будет жить образование. Прежде всего закончится неопределенность с важнейшим законом «Об образовании».
- Важнейшим ‑ потому что он затрагивает интересы практически каждой семьи, - уточняет Михаил Корешков. - В июне планируется внести обновленный проект закона в Госдуму с последующим его принятием. Проект неординарный и сильно поменяет всю систему образования.
Во-первых, по новому законопроекту, выстраиваются новые отношения между муниципалитетами и субъектом в области дошкольного образования. Во-вторых, реформируется система начального и среднего образования. В-третьих, поднимается статус педагогической профессии и учителя.
Курс на укрупнение
Второе направление этих документов - автономизация учреждений и сведение к минимуму неэффективных расходов в сфере образования.
- Мониторинг, проводимый в рамках проекта «Наша новая школа», очень четко показал, где же и как «лежат» эти неэффективные расходы, - говорит Михаил Корешков. - Пару лет назад мы говорили о критической ситуации ‑ в областном образовании они составляли 1,5 млрд рублей. Сегодня мы сумели снизить их в два раза, так что по итогам 2011 года наша область заняла достойное 13-е место среди 83 субъектов РФ.
Сейчас взят курс на создание мощных учебных центров в сфере профессионального образования на всех уровнях. Непродуктивные учреждения, естественно, попадут под реорганизацию. Не рассматриваются перспективными и маленькие сельские школы с небольшим количеством учащихся, где учатся, к примеру, по два человека в пятом и шестом и девятом классах и ни одного в седьмом. К тому же они дают низкий уровень образования. Однако начальные школы на селе по возможности будут сохраняться.
Школы ждут молодого пополнения
- Один из самых серьезных вопросов ‑ это кадры. Нас очень заботит ситуация со старением кадров в отрасли в целом и то, что молодежи приходит очень мало. Но тем не менее попытки привлечь молодые кадры предпринимаются: начиная от повышения зарплаты до установления льгот. Новые документы детализируют эти направления. К примеру, речь заходит о переходе на срочные контракты работающих педагогов-пенсионеров, о материальном поощрении кадров, работающих с особыми категориями детей ‑ с инвалидностью, с особенностями развития, из асоциальных, неблагополучных семей, а также с одаренными ребятами. Кроме того, мы собираемся развивать ипотечную программу, в которой могут участвовать молодые учителя в возрасте до 35 лет. По федеральному проекту для выпускников вузов четверо молодых педагогов, которые выбрали работу в сельских школах, получили жилье и по полмиллиона подъемных рублей.
Реформы «кузницы» рабочих кадров
Новая система профессионального образования ‑ один из итогов образовательных реформ.
- Рад, что мы предугадали, в каком направлении нужно двигаться, - говорит Михаил Корешков. - Учреждения начального профессионального образования мы присоединяем к техникумам. На их базе создаем двухуровневую многопрофильную систему непрерывного образования. Для тех, кто хочет учиться, предусмотрен технический бакалавриат. Те, кто стремится получить профессиональную подготовку и побыстрее пойти работать, должны иметь такую возможность.
Напомним: к 1980 году во Владимирской области работало 41 профессионально-техническое училище, с контингентом более 20 тысяч человек, шла подготовка кадров по 124 профессиям.
После последней реорганизации областная «кузница кадров» состоит из 24 учреждений начального профессионального образования и 7 - среднего профессионального. Идет подготовка по 88 профессиям. Ежегодно училища и колледжи выпускают около 5 тысяч высококвалифицированных рабочих.
За последние два-три года появились новые направления. К примеру, в колледжах и техникумах стали обучать специалистов для работы в правоохранительных органах, в системе ЖКХ, подразделениях МЧС. Никологорское училище выросло в аграрно-промышленный техникум, который оказался победителем нацпроекта «Образование» и привлек 60 млн рублей на развитие. Путем объединения появились многопрофильные техникумы в Гусь-Хрустальном, Александрове, Гороховце. Семь училищ и лицеев обучают по различным специальностям детей-инвалидов.
Заказ на рабочие кадры небольшой, некоторые территории, к примеру, Суздаль, Суздальский и Селивановский районы, недотягивают в заказах до 40 человек. Трудовые мигранты покрывают спрос на работников в пищевой, строительной, перерабатывающей отраслях. Однако к 2018 году ожидается рост и стабилизация количества девятиклассников.
Про ЕГЭ и модернизацию
- Надо заканчивать все разговоры по обсуждению ЕГЭ, - заверяет Михаил Корешков. - Магистральный путь выбран. Нужно только совершенствовать КИМы (контрольно-измерительные материалы) и вносить ответственность, в том числе и уголовную, за нарушения и подтасовку результатов во время экзаменов.
В ближайшие три года в систему образования области благодаря программе модернизации будут «закачаны» большие деньги. Всего предусмотрено 1,5 млрд рублей. Первый транш уже потрачен. Прежде всего на бесплатные учебники для учеников начальной школы, интерактивные доски, в результате чего в классах теперь другая обстановка. Ученикам интересно учиться, а учителям ‑ учить. Деньги модернизации пойдут также на ремонт, приобретение 59 школьных автобусов, улучшение организации питания в 183 образовательных учреждениях, установку пластиковых окон ‑ примерно в 50 школах. Кроме того, 31 млн рублей будет направлен на закупку учебников и повышение квалификации педагогических кадров.