В первую неделю нового учебного года наш собеседник ‑ священник, директор Владимирской православной гимназии Алексей Головченко, обладатель премии «За нравственный подвиг учителя», педагог, музыкант, сценарист.
Фаталист- Я по первому образованию ‑ музыкант. Учился в Ставропольском музыкальном училище. Играю на многих инструментах, в общем, человек-оркестр. Фортепиано, гитара ‑ любимые. Когда служил в армии ‑ играл на тубе, самом большом духовом инструменте. Служил в армии в двух местах. Сначала в Кировской области, в музыкальном взводе, а затем - 2 месяца в Чернобыле. Когда произошел взрыв на АЭС, нас туда послали. Хотя в сентябре 1986 года был уже приказ на дембель. Посадили нас в эшелон и повезли. Тогда мне был 21 год. Музыкой мы провожали и встречали героев Чернобыля.
Радиация ‑ это не что-то страшное, лохматое, с клыками, которое бродит по ночам по улице. Ее не видишь. Перед нами предстала тогда замечательная Украина. Мягкая удивительная осень. В садах - огромные спелые яблоки, виноград, падавший на землю. Честно скажу, долго мы терпели запреты, первым не утерпел я: полез и стал есть яблоки. А за мной все остальные…
Я - фаталист. Можно умереть, сидя в кресле, а можно пройти все и остаться в живых. Очень многие принимают смерть как наказание, как ужас. А церковь считает смерть как переход в особое состояние, когда откроется калиточка, и ты войдешь в Царствие небесное. Конечно, испытываешь грусть и печаль, когда расстаешься с близкими людьми. Но горе расставания не должно превышать осознания встречи с Богом.
Люблю притчу-метафору. Вот человек. Все его любят. Он ни в чем не нуждается, блаженствует. И вдруг ему становится тесно, неудобно, плохо, происходит изменение, которого он не желал. Понимает, что пришел конец всему. И в это время он рождается на свет. Он думает, что умер, а на самом деле родился! Проходит жизнь, и человек вновь чувствует боль и страх, неудобство, и он переходит в новое состояние.
Чем святой человек отличается от грешного? Решимостью к спасению своей души. Смерть ‑ великая тайна, которую не разгадать.
Молодежные субкультуры ‑ это бунт,
но и поиск
- В юном возрасте острота ощущений очень велика. Это как раз и выражается интересом молодых людей к различным субкультурам. Эмо, панки, хипстеры, поклонники «Нирваны»... Это бунт молодежи против традиций, отвержение, но и поиск. Период увлечения небольшой ‑ от 14 до 16 лет. Родителям надо относиться к этому очень внимательно, не потерять доверия и авторитета. Уметь выслушивать детей, их аргументы. Предлагать цель жизни, призывать к чему-то, показывая это на своем примере.
Но я категорически против суицидальных призывов уйти из жизни, которые дети видят на интернет-сайтах. Ведь человек сажает семечко, из которого вырастает росток. Цель родителей - не просто закалить ребенка от ветров и болезней, а так, чтобы он не сломался и не погиб от этих ветров и болезней. С ребенком нужно разговаривать не тогда, когда он собрался вешаться или бросаться с крыши. Значит, родители его уже потеряли, и он услышал ответы на задаваемые вопросы от других.
Все будет хорошо, если молодой человек правильно воспитан и в его жизни есть любовь, Бог, назидание. Родителям нужно вместе с ребенком страдать, переживать, принимать его увлечения. Хочет читать - надо подсказать, что читать. Хочет слушать рок ‑ пусть слушает. Я, к примеру, даже составлял фонотеку для своих детей, «подкидывая» им группы для прослушивания, формируя вкус.
У меня четверо детей. Все ‑ дочери. Две уже студентки, две - ученицы нашей гимназии: одна учится в четвертом, другая ‑ в седьмом классе.
О студенческих годах
- Я со школы писал рассказы, стихи. Сразу же после службы в армии поступил в Москве в Государственный институт кинематографии учиться на сценариста. Кстати, дочь Серафима в этом году окончила школу и тоже поступила во ВГИК.
На втором курсе женился. Жена Марина училась на киноведческом факультете. Вскоре родилась наша первая дочь, Елизавета. Жили мы в общежитии. ВГИК тех времен был фантастическим учреждением. Конец 80-х... Все решало студенческое сообщество ‑ студком. В том числе и социальные вопросы. Мы жили в 2-комнатной квартире. В одной комнате спали, в другой был рабочий кабинет, в котором мы по ночам собирались, спорили, писали, играли в монополию. На втором курсе уже снимался полнометражный фильм по моему сценарию. И вот грохнул 1990 год. Денежная реформа. К счастью, именно тогда мне удалось продать сценарий за 10 тысяч рублей. Большие деньги были по тем временам. Машина стоила 30-40 тысяч.
Первый фильм, как, впрочем, и все мои фильмы, был про любовь. Я считаю, что вся живопись и все искусство - про любовь.
Кино ‑ это своеобразная стенгазета. Сценарист придумывает историю и записывает ее по сценам. А потом уходит в сторону, становясь наблюдателем. Приходит режиссер, который все это читает и пытается стать соавтором сценариста. Но удивительное дело - именно он и становится автором кино. Есть здесь, конечно, какая-то несправедливость. Зачастую сценарист недоволен тем, что делает режиссер. Но, бывает, ждешь от просмотра одного результата, а получаешь другой.
Я доволен, как «Четыре возраста любви» сделал оператор Сергей Мокрицкий. Для меня сегодня писать сценарии для кино ‑ это хобби, отдохновение.
О работе с детьми
- Меня привлекают в работе с детьми в том числе и собственные дети. Так случилось, что в Москве познакомился с директором православной гимназии. И отдал туда учиться после окончания третьего класса свою старшую дочь. Позже решил создать гимназию во Владимире, на что получил благословение Владыки Евлогия.
В 2001 году мы открылись. Вначале была одна комната и класс первоклашек. Сейчас у нас есть свое здание и уже все классы ‑ с первого по одиннадцатый.
Мы работаем не только для того, чтобы дать детям знания, дублируя обычную среднюю школу. Но еще и для того, чтобы наши ученики стали православными христианами, познали понятия любви и жертвенности. У нас дети изучают Закон Божий, историю Православной церкви, катехизис, введение в литургику, церковнославянский и греческий языки. У девочек с 5-го по 8-й класс существует детское сестричество. Наши ученики регулярно занимают призовые места в предметных олимпиадах, становятся супер-финалистами олимпиады по основам православной культуры. Мы - участники программы модернизации образования. Есть в гимназии и компьютеры, и интерактивные доски.
За нашу проектную деятельность мы были награждены премией Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя». Мы используем методику проживания исторических событий. Но это не театр!
Каждый год новый проект посвящаем знаковому событию или теме. В 2010 году это было 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы объявляли «военное положение», жили в вымышленном городе Светлограде, пекли блокадный хлеб, устраивали для ветеранов концерт в бывшем госпитале, а на 9 Мая принесли к Вечному огню на площади Победы 65 свечей. С этим проектом мы победили на Всероссийском конкурсе Совета Федерации «Свой мир мы строим сами».
В 2011 году гимназия реализовала проект «Небеса», посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина в космос, и победила во Всероссийском конкурсе «Байконур. Земля. Вселенная».
В этом году наш проект «Ратное поле России» посвящен сразу четырем историческим датам: 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, 1150-летию российской государственности, 400-летию окончания Смутного времени, 770-летию Ледового побоища. Каждый раз гимназия входит в новое виртуальное историческое пространство. Наш вымышленный город Светлоград живет вместе с нами. У нас есть свой виртуальный храм, кинотеатр, музей, аллея памяти.
Наше учреждение имеет государственную аккредитацию. Ребята успешно сдают ЕГЭ. Многие поступают в Москву, в Свято-Тихоновский православный университет, на различные специальности, в том числе на филологический, социологический, исторический, миссионерский факультеты. Кроме того, на факультет церковного пения, так как мы даем хоровое образование. Хор гимназии выступал в Москве, в Храме Христа Спасителя. Наши выпускники поступают также во Владимирский университет, другие вузы. Одним словом, перед ними открыт весь мир…