Современная экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах, потому тема социального партнерства работодателей с учреждениями образования актуальна. Вникнуть в проблемы и оценить современную систему начального и среднего профессионального образования попытались члены профильной комиссии Общественно-политического консультативного совета под председательством Сергея Цветкова.
Начало всему - «Трудовые резервы»За последние годы падение престижа рабочих специальностей и демографическая «яма» привели к тому, что количество абитуриентов училищ и лицеев резко сократилось. Если в 2005 году их было 16 тысяч, то в этом году уже около 6 тысяч. И до 2030 года, по прогнозам специалистов, роста выпускников школ не будет.
В учреждения СПО (среднего профобразования) идут учиться около 20% девятиклассников и 19-25% одиннадцатиклассников. В учреждения НПО (начального профобразования) ‑ около 19% выпускников девятых и 5-7% одиннадцатых классов. Причем учебу в лицеях и училищах выбирают лишь 2% владимирских школьников!
На днях исполнилось 72 года «Трудовым резервам», прообразу начального профессионального образования. Система подготовки рабочих кадров строилась на разумных принципах. Потому столь значителен ее вклад в развитие страны. К 1980 году во Владимирской области работало 41 профессионально-техническое училище с контингентом более 20 тысяч человек, шла подготовка кадров по 124 профессиям.
Однако постепенно оборудование периода 70-х годов, расцвета ПТУ, устарело. Среди преподавателей и мастеров каждый второй оказался предпенсионного или пенсионного возраста, а притока молодежи не было. Потому несколько лет назад и задумана была серьезная реструктуризация системы. В ней было задействовано 76% учреждений. Идея слияния непродуктивных училищ и образование многопрофильных колледжей и техникумов начала давать неплохие результаты.
Партнерство и модернизация
Многие учреждения профобразования сегодня успешно сотрудничают с предприятиями. К примеру, Вязниковский, Александровский, Ковровский, Гусь-Хрустальный, Муромский техникумы. Сотрудничество профлицея № 9 (бывшего № 33) с ОАО «Автоприбор» началось с 2004 года, когда был подписан договор об организации практики и социальном партнерстве. В 2007 году была открыта областная опытно-экспериментальная площадка, а в 2009 году училище получило грант по нацпроекту «Образование» на подготовку рабочих для высокотехнологичных производств машиностроения. С прошлого года лицей и завод стали участниками программы модернизации профобразования. На это было выделено 21 млн рублей из федерального бюджета, более 8 млн рублей ‑ из областного и 1,5 млн рублей собственных средств.
- У нас сегодня учатся 480 ребят, - говорит директор ПЛ № 9 Александр Уланов. ‑ Под наше крыло объединились 33, 30 и 37-е училища. Мы имеем 8 мастерских, станки с программным оборудованием, 28 кабинетов и 8 современных лабораторий (часть из них на заводе).
- К сожалению, в этом году вместо 220 запланированных мы набрали 130 ребят, - сетует А.Уланов. ‑ В основном из сельской местности, владимирских мало.
Ценим достигнутое ‑ строим будущее
Те ребята, которые здесь учатся, о своих перспективах и возможностях знают хорошо. Тем более о партнерстве с заводом «Автоприбор».
- Приходится бороться с мнением, что работать на заводе непрестижно. По сравнению с технологиями прошлого века у нас установлено оборудование нового поколения, с «высоким интеллектом», - рассказывает директор по персоналу ОАО «Автоприбор» Галина Мизелева. ‑ Заводу нужны новые специалисты, которые должны быстро впитывать знания и использовать их на практике. Поскольку система образования не успевает за потребностями рынка, мы договорились о создании площадки по подготовке кадров. Кстати, впервые с такой инициативой выступил губернатор области Николай Виноградов.
Учиться на современном оборудовании, размещенном на реальном производстве, ‑ интересно. Об этом рассказали сами ребята-практиканты. Федор Иванов наладчиком автоматов и полуавтоматов работает первый год, он ‑ выпускник лицея. Говорит, что в месяц зарабатывает больше 20 тысяч рублей и есть перспективы профессионального роста.
- Профессия ‑ востребованная. Потом попробую пойти в вуз и приду работать на завод, - говорит первокурсница Ира Алеевская, осваивающая профессию монтажника радиоэлектронной аппаратуры.
- Нам показали выстроенную цепочку ‑ от лицея до производства, - подвела итоги увиденному заместитель председателя комитета общественных связей и СМИ и член общественного политсовета Надежда Маркина. ‑ Будущее зависит от кадров, мы увидели, что их подготовкой занимаются увлеченные люди. Лицею, наверное, скоро придется давать статус техникума.