1 ноября 2012 в 01:02

Сквозь Смуту - к народному единству

400 лет назад русский народ преодолел Смуту ‑ время гражданских войн, интервенций, лжецарей и полной неясности, чья возьмет. И только 1612 год пояснил, кто оказался национальным героем, а кто прихвостнем иноземцев и предателей. А многое так и осталось неоднозначным. Владимирская земля оказалась в самом центре тех противоречивых событий. 
Скопин-Шуйский и его Каринское поле
Это было за три года до окончательного освобождения Москвы от поляков. На Каринском поле под Александровом осенью 1609 года состоялось одно из решающих сражений между русской армией князя Скопина-Шуйского и войсками гетмана Сапеги, осаждавшего Троице-Сергиев монастырь.
Полякам удалось сбить русскую конницу с поля боя, но она успела укрыться в укрепленном лагере.
Сапега раз за разом бросал свою блестящую кавалерию в атаку. Но, путаясь в надолбах и рогатинах, она раз за разом попадала под губительный ружейный и артиллерийский огонь русских из-за укрытий.
Каждый раз отбитого неприятеля преследовала прятавшаяся за частоколом и спинами стрельцов русская кавалерия. Сапега нес неоправданно большие потери, в конце концов его войска не выдержали, сломались фактически без генерального сражения и «ужаснулись и устрашились, затрепетали и побежали, и, словно дым, исчезли. С того времени охватил все польские и литовские полки страх и ужас».
Сапега ушел с остатками войск под Троице-Сергиеву лавру. Часть сил интервентов рассеялись по стране, и везде они терпели поражения в боях с отрядами Скопина-Шуйского. Сам он руководил боевыми действиями из ставки в Александрове. Там же продолжал неустанное обучение войск, формировал новые полки из пополнения. Заказывал вооружение и требовал от всех городов и земель «наемных денег» для ратных людей. Так описывает те события московский военный историк полковник Сергей Куличкин.
Но вот владимирский доктор исторических наук, профессор Андрей Тихонов не склонен к пафосу:
- На Каринском поле все-таки была одержана победа не над основными силами, а над отрядом поляков-литовцев. Дело в том, что этот передовой отряд, условно говоря, прокладывал дорогу остальным. Он смотрел, все ли спокойно, а те, кто шел за ним, в основном грабежами занимались. Когда этот отряд наши остановили, стало ясно, что дальше поляки уже не пойдут. Набеги прекратились. Это был шаг к преодолению Смуты, не такой уж решающий, а один из серьезных моментов, который позволил нам оградить земли к северо-востоку от Москвы от грабежей.
В современной энциклопедии читаем: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 ‑ 1610) ‑ русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времен польско-литовской интервенции.
Кстати, он из рода суздальских князей Шуйских, настоящих Рюриковичей.
Вот что пишет полковник Куличкин: «Скопина нередко противопоставляют князю Дмитрию Пожарскому, который не «запятнал» себя службой Лжедмитрию или Семибоярщине. Но при этом старательно умалчивают вот о чем: видя, как и Скопин, спасание России только в настоящем самодержавном царе, Пожарский ради этого выступал даже за то, чтобы возвести на престол шведского принца».
Организатор Первого ополчения Ляпунов посылал к Скопину посольство с заверением, что вся Русская земля хочет избрать его в цари и никто более не способен занять трон. Тот отказался...
Откуда взялись поляки в Москве?
Историк Андрей Тихонов уточняет:
- У нас иногда примитивно на Смутное время и на события 1612 года смотрят. Говорят: русский народ-герой сбросил иноземцев. Это было не совсем так. В стране шла гражданская война. Часто, сплошь и рядом - руские против русских. Просто часть боярства привлекла на свою сторону поляков, а часть выступала против них.
- Можно ли поляков считать интервентами?
- Все очень неоднозначно. В то время Речь Посполитая (объединенные Польша и Литва) находилась в состоянии войны со Швецией. Фактом является приглашение шведского войска под начало Скопина-Шуйского для борьбы с Лжедмитрием II. А в войске Лжедмитрия было много поляков, но как бы «неофициальных» - тех, которые были в его войске с целью разжиться за счет грабежей.
Но Речь Посполитая истолковала приглашение шведов так, что мы стали союзниками Швеции, враждебного ей государства. Король Польши объявил нам войну, в сентябре 1609 года прислал свои войска под Москву и в ряде сражений разбил войска царя Василия Шуйского.
Получилась ситуация - с одной стороны от Москвы находился Лжедмитрий, с другой ‑ поляки, уже официальное войско. Шведы, чтобы не вступать в конфликт с поляками, ушли на север и заняли Великий Новгород. То есть фактически устранились. Скопин-Шуйский, которого прочили в блестящие полководцы, был отравлен - как сейчас предполагают, братом царя Дмитрием Шуйским.
В этих условиях бояре свергли Василия Шуйского и устанавили правление семи бояр. Все они понимали, что ни один из боярских родов другого не пропустит на трон, и решили править коллективно. Именно Семибоярщина приняла решение пригласить на престол королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. В этом ничего страшного для людей того времени не было. Приглашение государей из других стран было в порядке вещей. Но «импортный» государь должен был принять веру той страны, в которой собирался править. Тогда было неважно, какой ты нации, главное - какой ты веры.
Владиславу поставили условие - он должен был принять православие и обязался не назначать поляков на государственные должности. Поляки согласились.
В то же время назревала опасность захвата Москвы Лжедмитрием, защищать Москву было некем. И тогда обратились к этому польскому войску, которое находилось под Москвой, - мол, надо разбить войска Лжедмитрия в обмен на присягу Владиславу как русскому царю. Когда поляки разбили Лжедмитрия, его лагерь распался, он сам был убит.
Но что затем делают поляки? Они закрываются в Кремле и Китай-городе, а Владислав отказывается принимать православие.
Вот здесь поляки поступили вероломно: в случае занятия нашего престола Владислав становился бы католическим царем и Россия стала бы частью Польши. А тогда главную роль играл принцип веры. После этого как раз и началось то, что мы называем вытеснением поляков из Москвы силами ополчений. Заметьте, это инициировала православная церковь. Церковь же понимала, что с приходом католического царя ее положение в государстве будет незавидным. Значительная часть населения всех сословий на эти призывы церкви откликалась - но не все население.
Владимирская земля и ополчение Пожарского
- Как сегодня оценивается роль Владимирских земель в событиях Смутного времени и формировании народного ополчения? Первое ополчение было сформировано в Рязани, Второе, во главе с Мининым и Пожарским - в Нижнем. Оно пошло на Москву через Ярославль. А мы как-то в стороне оказались от основных событий. Так ли это?
- Нет, Владимирские земли в стороне не остались. Во-первых, одним из руководителей ополчения был наш суздальский князь Пожарский. И его территории тоже приняли участие в этом походе.
Правда, большая часть земель Владимирского края присягнула Лжедмитрию II, потому что тут его считали истинным царевичем Дмитрием, и не выступили в поход с ополчением. Но другая часть Владимирских земель, которая зависела от Пожарского, как раз и приняла участие в походе.
Раньше ведь как было принято? Если господин поддержал чью-либо сторону, то все его люди, слуги должны поддержать его сторону. Так и произошло. Все люди Пожарского пошли в ополчение.
В 1609 году, когда уже начали возникать сомнения в истинном происхождении Лжедмитрия, произошло такое знаменательное событие: владимирский воевода, по-современному - мэр города, - присягнул Лжедмитрию, в чем признался на исповеди. А когда у священника спросили, кто враг, он показал на воеводу. Мол, Вельяминов присягнул не настоящему государю, а самозванцу. Народ поколотил воеводу до смерти и бросил его тело в Клязьму. Вот такой у нас был «акт гражданского волеизъявления» во время Смуты.
- Князь Пожарский воспринимается сегодня как патриот, верный законной власти. Так ли это? Как повлияло на его положение то, что он относился к партии Бориса Годунова?
- Заметьте, когда встали на престоле Романовы, Пожарские куда-то исчезли. Все дело в том, что это сейчас мы смотрим, кто за Отчизну, а кто против. Тогда отношение было другим. Тогда было важнее, чья партия победит, кто в итоге будет на престоле. И каждый поддерживал своего. Возьмем тех же Романовых. Ведь отец будущего царя Михаила Романова Филарет был патриархом у Лжедмитрия, династия потом этот факт тщательно скрывала.
Да, Пожарский был человеком Годунова. Поляки во многом ассоциировались с Лжедмитрием II, и с Пожарским их ничего не связывало. На борьбу с поляками-католиками призывала православная церковь. Ведь поляки вели дело, условно, к перекрещиванию русского народа. То есть в таком случае население переводилось бы в католическую веру, а наше духовенство лишалось бы всякой власти, как в свое время ее были лишены языческие жрецы.
Естественно, духовенство активно выступало против этого. Многие его поддержали, в том числе и те, кто стоял за Годунова. В том числе Пожарские. А Романовы были из противоположного лагеря.
В ополчении Минина и Пожарского во многом объединились те, кто был более верен православию, и те, кто от поляков ничего не получил. Им ведь нужно было каким-то образом спасаться, и они понимали, что если победят поляки и посадят своего царя, то они ничего не получат, а их земли раздадут другим.
То есть в основе ополчения были не только интересы защиты Отечества, как говорят сейчас, интересы защиты веры, но и боязнь потерять свое имущество и власть.
Та часть знати, которая получила от поляков значительные преференции, поддержала интервентов. То есть общее самосознание, которое было присуще нашему народу, скажем, уже в войне с Наполеоном 1812 году, 400 лет назад не всегда присутствовало. Многие исходили из своих интересов.
- Когда Пожарский с Мининым повели второе ополчение к Москве, там в окрестностях еще стояли остатки первого ополчения 1611 года, в рядах которого Пожарский был ранен.
- Да, рязанский воевода Прокопий Ляпунов в 1611 году возглавил первое ополчение. В нем участвовал и Пожарский. Но оно не смогло выбить поляков из Москвы. Поляки отбились, а ополчение распалось, потому что там начался конфликт между казаками и дворянами. Казаки занимались грабежами, дворяне выступали против этого. И в один прекрасный момент казаки перерезали дворян, и ополчение распалось, а казаки занялись грабежами.
И вот тогда появилось знаменитое Второе ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским.
После выступления в поход какое-то время оно стояло под Ярославлем. А потом из Ярославля пошло на Москву. Когда поляки запросили помощи, к ним двинулся польский отряд под руководством гетмана Ходкевича. Ополчение встретилось с этим отрядом и разбило его. А основной отряд поляков снова спрятался за кремлевскими стенами.
- Так в какой день была освобождена Москва? Об этом тоже спорят.
- В то время Кремль взять было невозможно, это была очень мощная оборонительная система. Войскам второго ополчения удалось взять Китай-город. Как раз 26 октября (4 ноября - по новому стилю). Это был день Казанской иконы Божьей Матери. А через три дня поляки сами оставили Кремль. У них наступил голод, и они сдались. То есть, по большому счету, освобождение Москвы от поляков произошло 7 ноября. Но этот день ассоциируется у нас с днем Октябрьской революции, приходом большевиков к власти. Я думаю, именно поэтому празднование Дня народного единства перенесли на 4 ноября.
- Сегодня ярославцы тоже относят свой город к историческим столицам России, так как ополчение там долго стояло, монеты чеканили. Это обоснованная претензия?
- На роль исторической столицы претендуют Нижний Новгород, Ярославль и даже Казань с Екатеринбургом. В том, что Владимир не всегда упоминают в качестве исторической столицы, мы виноваты сами. К нам в прошлом году приезжал президент Дмитрий Медведев по случаю организации 1150-летия российской государственности во Владимире. Но конференцию, на которую съехался весь свет исторической науки России, провели в Великом Новгороде. И за этим городом осталось право считаться исторической столицей. Ведь нужно не просто ждать, когда про Владимир вспомнят, а что-то делать, работать в этом направлении. Ярославль тоже проводит какие-то особые торжества. Даже торжества по случаю 900-летия Боголюбскому стали, по сути, нашим местным праздником.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
сегодня в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…