2 ноября 2012 в 01:59
  1. Общество

Вязниковец спас маршала Тито

К 100-летию со дня рождения  Героя Советского Союза Александра Шорникова  В годы Великой Отечественной войны советские воины проявили массовый героизм. Миллионы защитников Отечества были награждены орденами и медалями СССР. Тысячи - удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе более 150 героев - уроженцы земли Владимирской. Жизнь каждого из них интересна и поучительна. Именно такой была судьба вязниковца - военного летчика Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии гвардии подполковника Александра Шорникова. Журналистские пути трижды дарили мне встречи с этим волевым человеком. Его рассказы о себе, о времени глубоко запали в память.
Александр Сергеевич Шорников родился 31 октября 1912 года в Вязниках. Там же окончил школу. Его мечтой была авиация. И когда по стране прокатился клич: «Комсомолец - на самолет!» - он в 1931 году поступил в Тамбовскую школу ГВФ. К началу Великой Отечественной войны за плечами пилота уже был девятилетний опыт летной работы.
Летом 1941 года Шорникова зачислили в Московскую авиационную группу особого назначения. На самолетах Ли-2 экипажи выполняли самые ответственные задания. Много раз пробивались в осажденный Ленинград, ходили к защитникам Одессы и Севастополя. Обеспечивали связь центра с партизанскими отрядами и соединениями. Доставляли разведчиков в глубокий тыл противника.
- Подобные полеты, - рассказывал Александр Сергеевич, - мы выполняли на протяжении первых двух лет войны. Их интенсивность была настолько велика, что когда мне вручили первый орден Красного Знамени, я затруднялся точно ответить, за какое именно боевое задание эта награда.
В начале 1943 года капитану Шорникову и еще нескольким летчикам была поставлена необычная задача - освоить воздушную трассу на Британские острова и пригнать оттуда торпедоносцы. Первый полет из Англии совершил экипаж Александра Шорникова. Более одиннадцати часов авиаторы находились в воздухе. Прошли над неспокойным Северным морем, над территорией Дании, Норвегии, Швеции. Затем через Балтику достигли нашей территории. В расчетное время обледеневший самолет грузно приземлился на Внуковском аэродроме, а капитан Шорников был удостоен второго ордена Красного Знамени.
Самые яркие страницы фронтовой биографии нашего земляка связаны с событиями 1944 года. Тогда ему выпала честь выполнять секретные задания высшего советского руководства по оказанию помощи Народно-освободительной армии Югославии. Для координации совместных боевых действий наших войск и частей НОАЮ, для прямой связи И.В.Сталина с маршалом И.Тито в Югославию отправилась военная миссия во главе с генерал-лейтенантом Н.Корнеевым. Майору Шорникову было приказано доставить ее в штаб маршала И.Тито. Маршрут лежал через Баку, Тегеран, Ирак, Египет, Тунис, далее - в Италию, а оттуда уже - в Югославию. Из Москвы вылетели утром 17 января 1944 года.
- Пока добрались до Италии, - вспоминал Александр Сергеевич, - режим полета меняли десятки раз. Когда опустились на аэродроме города Бари, где базировались англо-американские союзники, подумали, что самое трудное позади. Но вскоре поняли, что все еще впереди: это перелет через Адриатическое море и посадка на высокогорном аэродроме в Югославии. Все попытки югославских товарищей подготовить площадку для приема тяжелого транспортного самолета успеха не имели. Внезапные снежные заносы днем сводили на нет проделанную ночью работу.
В феврале советскую военную миссию все же удалось доставить в Югославию на планерах, буксируемых английскими самолетами.
А в начале апреля Шорников совершил первый разведывательный полет в этот горный район Югославии. Аэродром по-прежнему был завален снегом. Пришлось ограничиться выброской груза, возвратиться в Бари и снова ждать.
Наконец поступило сообщение: можно лететь! Прошли Адриатику и очутились над заснеженными горными вершинами, матово блестевшими под лунным светом. Ниже над районом посадки висела сплошная облачность. Условных сигналов не было видно. Снова набрали высоту, ожидая смещения облачности. С трудом заметили огоньки-ориентиры. Сели впритирку к кострам.
Крепкие рукопожатия и объятия. Машину быстро разгрузили. Примерно через час взяли обратный курс. С того момента полеты стали выполняться регулярно.
Верховный штаб НОАЮ, члены политбюро ЦК Компартии Югославии во главе с маршалом И.Тито несколько раз меняли место своей дислокации. В мае 1944 года они располагались в городе Дрвар. Гитлеровскому командованию это стало известно, и оно решило обезглавить освободительную борьбу югославского народа: выбросило десант, предварительно подвергнув район бомбардировке.
Десять дней велись ожесточенные бои. Оказывая упорное сопротивление гитлеровцам, югославские воины отходили в горы. Однако фашисты продолжали идти по пятам. Необходимо было вывезти штаб в безопасное место. Выполнение этой задачи было поручено экипажу майора Шорникова.
В ночь на 4 июня наш самолет с аэродрома Бари поднялся в воздух. Ориентировались с трудом. Еле отыскали свой главный ориентир - вершину в районе г. Купрес. Посадочных сигналов не видно - мешает густая облачность. Более получаса летали по замкнутому кругу, пока не обнаружили огни костров. Небольшой удар - это шасси коснулись грунта.
Подошли маршал И.Тито, работники штаба, генерал Н.Корнеев, сотрудники военных миссий союзников, поинтересовались, сколько человек можно взять на борт, какова погода на маршруте. Выслушав ответы Шорникова, они посовещались и решили, что в первой группе полетят двадцать человек. В самолет поднялись югославские руководители во главе с И.Тито, а также представители союзников.
Без осложнений оторвались от земли, набрали высоту и легли на знакомый курс - Италия, аэродром Бари. Во время полета И.Тито зашел в кабину и спросил у Шорникова, успеет ли экипаж в эту ночь совершить еще один рейс. Майор ответил, что постарается. Так оно потом и вышло.
Вывезенные из фашистского окружения югославские руководители переместились на остров Вис. Он был недоступен оккупантам и во время войны находился в руках югославских патриотов. Сюда членов отважного авиа­экипажа и пригласил И.Тито. Он встретил летчиков исключительно тепло. Здесь же было объявлено, что майору А.Шорникову, второму пилоту Б.Калинкину и штурману П.Якимову присвоены звания Народного Героя Югославии.
В дальнейшем экипаж находился в распоряжении Политбюро ЦК КПЮ и Верховного штаба. Война продолжалась. Продолжал выполнять боевые задания особой важности и экипаж Шорникова до полного разгрома немецко-фашистских захватчиков.
За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 20 июня 1944 года подполковнику Александру Шорникову было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Шорников до конца 1957 года продолжал службу в армии. Окончил высшие летно-тактические курсы офицерского состава ВВС. Выполнял правительственные задания, связанные с пребыванием высоких должностных лиц СССР в Германии, Франции, Англии, Венгрии и других странах. За безупречную службу и образцовое выполнение полетных заданий был удостоен третьего ордена Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды.
Перед увольнением из армии герой-летчик занимал должность заместителя командира 914-го авиаполка Харьковского училища штурманов. А потом работал в Министерстве гражданского флота СССР.
Умер А.Шорников в возрасте 71 года. Его именем названа улица в Вязниках, на Аллее Славы установлен памятный знак. Портрет Героя занимает достойное место в одной из экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
 
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:53 Владимирцев готовы проконсультировать по новым выплатам на детей в режиме онлайн
Отделение ПНФ по Владимирской области сообщает о работе онлайн-приемной ведомства, специалисты которой подробно расскажут о новой выплате для малообеспеченных семей на детей от 8 до 17 лет.
вчера в 18:02 Жителя Гусь-Хрустального осудили за убийство на почве ревности
Прокуратура Владимирской области сообщает о завершении судебного разбирательства в отношении 53-летнего жителя города Гусь-Хрустальный. Его признали виновным в убийстве.