В нашей области продолжается общероссийский проект для детей-сирот «Видеопаспорт». Участниками его стали и воспитанники Камешковского детского дома, где корреспондент «ВВ» побывала вместе со съемочной группой Первого телеканала.
Шанс на семью для тех, кто старше 7 летПроект «Видеопаспорт» работает шесть лет. За это время было снято 1907 видеопаспортов и устроено в семьи 1190 детей. Важно, что не было ни одного случая возврата ребенка в детский дом.
В марте этого года проект, который реализует ведущий программы «Пока все дома» Первого канала Тимур Кизяков, поддержал губернатор Владимирской области Николай Виноградов. По его просьбе кондитерская компания «Ферреро» стала спонсором проекта. В детских домах области были отсняты видеопаспорта на 37 детей-сирот младшего возраста. В результате 15 малышам удалось найти приемных родителей. Четверо детей теперь будут жить в Москве, пятеро ‑ в Московской области, трое ‑ во Владимире и один ‑ в Петушинском районе.
У ребят постарше, тем более - школьников, шансов на усыновление меньше. Однако надежда должна быть у каждого ребенка. Тем более что заветной мечтой и главной ценностью для воспитанников детских домов является хорошая дружная семья. Потому съемочная группа Первого телеканала продолжила работу над видеопаспортами детей-сирот от 7 до 11 лет, давая им шанс отыскать новых маму с папой.
В последние несколько дней съемки проводились в Карабановском, Юрьев-Польском и Камешковском детских домах. На очереди ‑ Муромский и Ляховский.
На видеосъемку каждого ребенка ‑ три-четыре часа
- Плохих детей не бывает, каждый индивидуален, к каждому нужно найти подход, - говорит телеоператор и технический директор программы «Пока все дома» Дмитрий Борисов. ‑ Главное в нашей работе ‑ познакомиться с ребенком, подружиться.
Сам Дмитрий воспитывает сына и признается, что во время съемок ему часто приходится слышать признания - «я так хотел бы такого, как ты, папу!».
- Видеопаспорт стал популярен, - говорит режиссер проекта Наталья Феоктистова. - Потенциальные приемные родители с его помощью могут утвердиться в выборе, многое узнав о ребенке-сироте. Где и чем он живет, какими чертами характера и способностями обладает, чем увлекается, во что любит играть. Его снимают за столиком, во время выступления или занятия. У нас нет цели «выбить слезу» или сделать из ребенка идеального. Мы показываем детей, живущих нормальной жизнью. Острые моменты, конечно, обозначаем, но корректно. Сегодня воспитанники детдомов не бедные сиротки, они живут хорошо. Педагоги их многому учат.
На съемку видеоматериала о каждом ребенке уходит в среднем по три-четыре часа. Мы увидели, как это происходит.
В актовом зале Камешковского детского дома звучит музыка. «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!» - старательно выводит четвероклассник Саша. Он репетирует песню для съемки видеопаспорта. С каждым дублем у него получается все лучше. Музыкальный руководитель говорит, что с Сашей легко из-за хорошего слуха и крепкой памяти. За одно занятие удалось выучить сразу три песни. Саша ‑ маленький, вдумчивый, прыткий. С карими живыми глазами и открытой обаятельной улыбкой. Кроме музыки любит рисовать пейзажи и много читает. Достает толстенные книги-альбомы про животных и готов рассматривать их часами. Любимым школьным предметом для Сани является окружающий мир, а вот с задачками по математике пока не все гладко. Мальчик живет в детдоме всего четыре месяца, его родители лишены родительских прав.
- Проект ‑ это очень хорошее дело, - говорит учитель Саши Надежда Павловна Куликова. ‑ «Видеопаспорт» дает взрослым представление о ребенке. Важно, чтобы все дети нашли свою семью, ведь они только об этом и мечтают.
10-летняя Яна сначала смущается при виде направленных на нее камер. На занятии по рисованию прячет глаза, так что видны только косички и огромные белые банты. Однако после того, как краски убраны, она начинает общаться.
- Сниматься мне понравилось, - говорит Яна. ‑ Хочу стать гимнасткой!
Кстати, видеопаспорт оформляли не только на Яну, но и на ее младшую сестренку Машу, которой 8 лет и которой очень понравилось быть в центре внимания.
Как живет
детский дом
В Камешковском детском доме сегодня 40 ребят от 8 до 11 лет. Причем 19 человек только числятся за детдомом, приходят туда на занятия и праздники, а сами живут в семьях. Патронатное воспитание как форма устройства осиротевших ребятишек прижилось здесь с 1999 года.
Директор детского дома Татьяна Пластинина рассказывает, что вначале нередко были случаи возврата детей из патронатных семей, что наносило им серьезную психологическую травму. Это потому что не были развиты службы сопровождения. Теперь к делу подбора потенциальных родителей относятся очень внимательно. На базе детского дома создан Центр сопровождения приемных семей района, причем при поддержке Московского института педагогики и психологии.
- У нас уже большой опыт в патронатном воспитании, и мы можем подсказать, кто из детей подходит тем или иным приемным родителям, а кто нет, - говорит Татьяна Пластинина. ‑ Каждый ребенок имеет право выбора ‑ жить либо в детдоме, либо в семье.
Особенно тяжело привыкать в новой семье детям подросткового возраста. Был такой паренек в Камешковском детдоме, который по этой причине несколько раз уходил с вещами из патронатных семей. И только в 14 лет все же захотел поселиться у приемных родителей.
Сама Татьяна Алексеевна ‑ мама, воспитавшая пятерых ребят. Старшие уже приезжают в гости с внуками. И сегодня у нее кроме родного сына еще двое приемных ‑ 14-ти и 15-ти лет.
18 лет назад директору детского дома было непросто, ведь из 30 воспитанников 19 состояли на учете в детской комнате милиции. Один даже отбывал срок в колонии. Так что сначала к детдомовцам относились настороженно не только сотрудники ОВД, но и жители Камешкова. Пока не подружились. Уже много лет шефы детдома ‑ сотрудники УВД Владимирской области и Владимирского юридического института. Устраивают праздники, встречи с интересными людьми, рассказывают о своей службе. Теперь мальчишки, воспитанники детдома, мечтают получить профессию военных или полицейских.
- Проект с «видеопаспортами» - хорошее дело, - уверена директор детдома. ‑ Нужно рассказывать про детей, которые ждут родителей.