2 июля 2013 в 17:53

Профилактика пожаров или борьба на уничтожение экономики?

Руководство ОАО «Муромский радиозавод» готово выступить в роли добровольного координатора и консультанта для бизнеса, страдающего от произвола некоторых представителей пожнадзора. Эта инициатива стала итогом противостояния завода и окружного надзорного органа.

Гильотина как лекарство
В апреле на Муромском радиозаводе территориальный отдел госпожнадзора по округу Муром и Муромскому району провел внеплановую проверку. Это при том, что в прошлом году та же контора проверяла завод аж дважды.
Вообще не очень понятно, почему вопреки законодательству предприятие, включенное в перечень «критически важных для национальной безопасности страны», проверяется не областным управлением МЧС, а территориальным органом. Возможно, поэтому ‑ в силу недостаточной компетенции ‑ акты проверки и предписания составлены со множеством нарушений, что позволяет заводским успешно опротестовывать их в суде.
- Только я уже не знаю, когда мне еще и работать - постоянно в судах, - сетует гендиректор ОАО «Муромский радиозавод» Лев Лазарев.
Ну, если целью неких сил является «обезглавливание» оборонного предприятия, то они на полпути к успеху. Конспирологическая версия происходящего подпитывается и другими фактами. Так, общая сумма штрафов, наложенных на завод, превысила 2 млн рублей. Производству, чудом пережившему период развала либералами советской промышленности, дефолт, а затем и мировой кризис, заведомо сложно конкурировать с предприятиями из более благополучных стран. От него требуется жесткая мобилизация ресурсов на быструю техническую модернизацию, да и просто на удержание квалифицированных кадров. Если каждая проверка будет оборачиваться штрафами в несколько миллионов, откуда этим ресурсам взяться? Может, инвестору дают понять: не вкладывайся ты в оборону России, невыгодное это дело? Еще пример: проверяющие без разрешения заводского руководства бросились фотографировать все и вся на мобильные телефоны и фотоаппараты, несмотря на режимность объекта. Ни к руководителям предприятия, ни к представителям 1-го отдела не прислушавшись ни разу. То ли промышленный шпионаж, то ли эпидемия твиттернутых инстаграммщиков. Конфликт разрешили только после вызова закрепленного за заводом куратора УФСБ.
Пару-тройку десятков лет назад такими проверяющими точно бы заинтересовались другие проверяющие органы. Но тогда интересы государства для большинства его граждан были одной из главных жизненных ценностей.
Кому гадость,
а кому радость
Впрочем, в нашем случае конспирология не нужна: никакой злокозненной диверсии здесь нет. А есть законодательный провал, который и привел к тому, что ведомственные интересы ставятся выше государственных. Тем более когда подкреплены они плохо выверенной личной мотивацией, отягощенной к тому же личными обидами.
Сегодня «качество» работы инспектора госпожнадзора по факту оценивается по количеству составленных актов, предписаний, протоколов и соответственно наложенных штрафов. Чтобы быть на хорошем счету, получать премии и продвигаться по службе, проверяющий должен найти как можно больше нарушений. Вот и ищут.
На Муромском радиозаводе «искатели» попытались на 15 тысяч оштрафовать уборщицу, чья зарплата составляет всего 12 тысяч, за то, что выставила во время уборки пакет с мусором на пять минут из кабинета в коридор.
- Мужчине, приехавшему забирать мусор, не дали этого сделать, пока не сфотографировали пакет как доказательство загромождения путей эвакуации. Это в нашем огромном коридоре! Да пусть они посмотрят, как узенькие проходы в магазинах постоянно тележками заставлены, - возмущается заместитель директора по безопасности режима, подполковник запаса, бывший начальник пожарной части Владимир Павлов.
Инспекторы объясняют свои действия заботой о людях. Результатом такой заботы стал приступ у переволновавшегося заводского завхоза: ей пришлось оказывать медицинскую помощь. Суд же и вовсе отклонил рассмотрение дела о наложении штрафа по этому поводу за незначительностью «нарушения». К тому же в акте проверки этот эпизод не был зафиксирован. Хотя и акт проверки - недостаточное основание для взыскания штрафа, для этого необходим правильно составленный протокол.
- Да они в ряде случаев вообще протоколы не составляли. А в тех, которые все же оформили, не обошлось без процессуальных нарушений. Приходили без понятых, например, - продолжает свой рассказ Павлов.
Другой великий подвиг на ниве охраны заводчан от пожаров ‑ попытка оштрафовать заводских за смену перегоревших лампочек.
- У нас две лампочки в цеху перегорели. Электрик выкрутил, предварительно сняв рассеиватель. Тут же инспекторы решили зафиксировать «эксплуатацию светильников без защитных колпаков». Даже не уточнив, предусмотрен ли рассеиватель конструкцией этого светильника, - удивляется Павлов «находчивости» проверяющих.
Никто не спорит, что пожарная безопасность ‑ дело крайне серьезное. И предпринимать всевозможные меры по профилактике пожаров необходимо. И наказывать рублем тех, кто сознательно не желает работать в этом направлении. Только какое отношение к этой важной задаче имеет охота на уборщицу?
Кривая
мотивация
- Четыре года назад пожнадзором было составлено 215 предписаний для нашего предприятия. Тут стоит отметить, что бывают режимные нарушения, которые устранить проще. А бывают нарушения капитального характера, вызванные тем, что здания старой постройки не соответствуют современным требованиям пожарной безопасности, к тому же быстро меняющимся. На устранение этих несоответствий требуются не только большие деньги, но и время: заказать проект, экспертизу, провести работы, - поясняет Лев Лазарев.
Большую часть предписаний четырехлетней давности муромляне выполнили. Заменили, например, резиновые полы на негорючий камень, внедряют средства автоматической противопожарной защиты. Все работы на перспективу отражены в документах завода, в том числе и финансовых. Очевидно же, если предприятие заказало и оплатило проект системы АПЗ, закупило необходимое оборудование, заложило в бюджет средства на его монтаж, то работа будет выполнена!
Однако создается ощущение, что не этот результат интересует окружной пожнадзор, а «улов» с предприятия. Иначе как объяснить, что, например, протоколы составляются не на юрлицо, а на каждое подразделение, даже на цех, в котором идет серьезная реконструкция под новую линию и в котором пока сигнализацию крепить просто некуда.
- Отобранные в виде штрафов деньги могли бы пойти не только на закупку новых технологических линий, но и на ту же пожарную безопасность. А так они даже в области не остаются. Было бы меньше возражений, если бы эти средства направлялись на меры по защите от пожаров в регионе. Так нет. Деньги уходят в Москву.
Кстати, московский проверяющий, приехавший по жалобе заводчан, и сам был удивлен ретивостью муромских подчиненных.
- Проверив наши документы, походив по цехам, увидев, что мы действительно ведем огромную работу в плане пожарной безопасности, он у местных инспекторов поинтересовался, почему они не корректируют сроки исполнения предписаний, если по капитальным нарушениям они заведомо неисполнимы. А те ссылаются на прокуратуру. Мол, та запрещает. Прокуратура же только отслеживает, чтобы сроки исполнялись, и все! А устанавливает их пожнадзор! Он же вправе их сдвинуть.
Но тогда не получится оштрафовать предприятие. Вот если бы инспекторы пожнадзора были замотивированы своей зарплатой не на взимание штрафов правдами и неправдами, а их премиальные, к примеру, зависели бы от количества исправленных нарушений или от объема средств, вложенных предпринимателями в систему пожарной безопасности своего бизнеса, тогда и внедрение новых противопожарных стандартов шло бы быстрее. И не было бы искушения у проверяющих использовать свои полномочия как инструмент мести за обиды. В муромской же ситуации одной из причин возникновения конфликта стали как раз такие обиды.
Обидчивые и мстительные
В прошлом году, приехав забирать предписания, генеральный директор ОАО «Муромский радиозавод» с удивлением обнаружил, что в здании, где обитают борцы противопожарного порядка, нормы пожарной безопасности нарушены сплошь и рядом. Что, между прочим, отличный маркер их реального отношения к этим самым нормам. И нет бы Лазареву промолчать. Так он свое удивление высказал. После чего радийщиков стали допускать только в одну комнату, которая вроде бы по виду соответствовала требованиям регламента.
- Но у нас же специалисты работают! Мы же видим, что там не действующая пожарная сигнализация, а муляж, - поделился наблюдениями Лазарев. ‑ Ну как же так, спрашиваю, нас штрафуете, а у самих нарушений полно? Отвечают, что у них нет денег. А у нас их что, избыток?
Потом выяснилось, что те же товарищи, не имея лицензии, проводят с рядом крупных предприятий проверку и обслуживание наружного противопожарного водоснабжения, обучение пожарно-техническому минимуму. На договорных, естественно, началах.
И пошло-поехало. Инспектора в отместку стерегут уборщиц с мусорными мешками, штрафуют завод за сантиметровую разницу при развеске огнетушителей. Причем замеряют расстояние урезанным метром. Заводские отслеживают упущения инспекторов, подают иски в суд, где успешно отстаивают свои интересы, пишут жалобы по инстанциям. В результате таких обращений ГУ МЧС по Владимирской области отменило 10 пунктов предписания, а ЦРЦ МЧС ‑ еще 3 пункта. Помимо этого муромляне написали еще и в Генпрокуратуру, и президенту В.В.Путину, из приемной которого получен предварительный ответ о том, что обращение уже в работе.
Заводским это противостояние не нужно совсем, но и разбрасываться деньгами предприятия ради амбиций окружного пожнадзора они не намерены.
Бумажка важнее человека
У пожнадзора свои аргументы: пекутся о человеческих жизнях. Как мантру повторяя про трагедию «Хромой лошади».
При этом существующая надзорная и лицензионная практика, к сожалению, создает предпосылки для повторения такой трагедии.
Вот вам пример. Завод обладает собственной высокопрофессиональной пожарной командой: здесь трудятся трое бывших начальников пожарных частей. Когда-то в Муроме таких частей было семь, сегодня ‑ три. Не хватает пожарных машин, а у завода на ходу два пожарных экипажа. Однако по закону лицензию на деятельность по тушению пожаров нужно выправлять раз в пять лет. Закон есть закон. Еще до истечения старой лицензии ОАО «Муромский радиозавод» отправило в лицензирующий орган документы на ее переоформление. Есть отметка об их получении адресатом. А потом вдруг выяснилось, что документы исчезли. И завод потерял право выезжать на пожары.
- Странная ситуация сложилась. У нас сейчас право на тушение пожаров на территории завода есть. Нет права выезжать за пределы заводской территории, т. к. нет лицензии на пользование спецсигналом. Для чего все эти препоны? - недоумевает Павлов. - Ну пусть я приеду на пять минут позже, постояв на светофорах без этой мигалки. Но приеду! Это же лучше, чем не приехать на помощь вовсе. А на соседний завод я прибуду через минуту, в то время как городская часть ‑ через 15 минут. Есть разница? Но наши пожарные машины не могут покидать территорию завода!
У настоящих пожарных, не у тех, кто перекладывает бумажки, а у тех, кто, рискуя жизнью, идет в огонь, спасая жизни своих сограждан, никакой ревности частные или ведомственные коллеги не вызывают. У них другая мотивация: дополнительный экипаж на месте ЧП ‑ это снижение их рисков. Когда рискуешь жизнью, не до подсчетов коммерческой выгоды.
В 2010 году пожарные экипажи Муромского радиозавода бесплатно тушили пожар в одном из загородных детских лагерей. Тогда они имели право спасать государственное имущество и жизни детей и работников лагеря. Сегодня надзорные органы этого права их лишили. Стоимость оформления лицензии на мигалку и ощущение собственной власти над предпринимателями, которых можно погонять по инстанциям, видимо, оказались большей ценностью, чем детские жизни.
Несовершенство системы взаимоотношений бизнеса и госпожнадзора оставляет довольно широкие возможности для желающих, несмотря на жесткий путинский запрет, «покошмарить» бизнес. Отстраивать систему нужно не только сверху, но и снизу, уверены на Муромском радиозаводе. А для этого предпринимателям необходимо объединяться.
- У нас накоплен большой опыт успешного сопротивления неправомерным санкциям со стороны пожарной инспекции. Как в досудебном, так и в судебном порядке. И мы готовы выступить в роли общественных защитников для всех бизнесменов, - заявил Лев Лазарев. - Звоните, приезжайте. Мы поделимся опытом, проконсультируем, поможем составить необходимую документацию.
Телефон в Муроме:
(49234) 3-11-60

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
28 минут назад Во Владимирской области система «Стрелец-мониторинг» предотвратила пожар в школе
В Новоалександровской общеобразовательной школе в Суздальском районе вечером 28 марта сработала пожарная сигнализация. Сигнал в 19:30 передал программно-аппаратный комплекс «Стрелец-мониторинг». Как сообщил охранник, пос…
35 минут назад Группа ВТБ: олимпийские чемпионы выйдут на старт Югорского лыжного марафона
В Ханты-Мансийске на дистанцию 50 км Югорского лыжного марафона выйдут знаменитые олимпийские чемпионы – золотой призер Сочи-2014 по лыжным гонкам Александр Легков, бронзовые медалисты Иван Алыпов и Алексей Петухов, а та…