Уже через пять лет после окончания Великой Отечественной войны бывшие союзники ‑ СССР и Запад ‑ стали врагами. Одной из точек, где «холодная война» переросла в настоящую, была Корея. Между КНДР, которую поддерживали СССР, Китай и социалистический блок, и Южной Кореей, которая опиралась на США и Запад, возник военный конфликт. 25 июня 1950 года армия Северной Кореи перешла в наступление, чтобы захватить весь Корейский полуостров. С помощью войск ООН (в них первую скрипку играли американцы) наступление к сентябрю 1950 года было отбито, и северокорейцы отброшены чуть ли не к китайской границе.
В октябре того же года в дело вмешались т.н. «китайские добровольцы», а на самом деле ‑ китайская армия. Примерно с того же времени на помощь союзникам были направлены советские летчики - 64-й авиационный истребительный корпус. В его составе в ходе войны были 2-3 авиационные истребительные дивизии, отдельный ночной истребительный полк, две зенитно-артиллерийские дивизии, прожекторный полк, 1-2 авиационно-технические дивизии, а также части обеспечения радиолокационной разведки и связи.
Численность личного состава группировки составляла 26 тысяч человек. Летчики и зенитчики корпуса в основном прикрывали стратегические объекты Северной Кореи: мосты, плотины, электростанции... На вооружении авиакорпуса были реактивные истребители МИГ-15. Их противниками были американские бомбардировщики B-29 «Суперкрепость», истребители Локхид F-80 «Шутинг Стар», Рипаблик F-84 «Тандерджет» и позже - Норт Американ F-86 «Сейбр», ставший впоследствии основным и наиболее опасным противником наших Ван-Ю-Шинов и Ли-Си-Цинов.
Официально СССР сказал, что «это не наша война». И потому наши летуны оделись в китайскую форму и имели при себе удостоверение на корейском и китайском языках. Их обували в коричневые сапоги, а китайские летчики носили черные сапоги - видимо, чтобы отличаться друг от друга, хотя отличить русского от китайца или корейца можно было не только по сапогам.
Андрей Михайлович Артамонов вспоминает, что на наших самолетах были опознавательные знаки КНР. Аэродромы также были на китайской территории. Впрочем, некоторые другие участники тех событий упоминают, что летали все-таки они на самолетах с «опознавалками» КНДР, но это, по большому счету, и неважно.
Американцы очень хотели предъявить миру, что военнослужащие СССР в нарушение резолюции ООН принимают участие в войне. Их войска и спецслужбы из кожи вон лезли, чтобы захватить хотя бы одного нашего военнослужащего в плен. Но удивительный факт ‑ за три года войны ни один советский солдат и офицер в плен захвачен не был! При этом противоположная сторона захватила в плен 262 летчика союзников, в основном - американцев.
На первом этапе войны в воздушных боях участвовали наши летчики, имевшие боевой опыт Великой Отечественной. Соотношение потерь было 8:1 в нашу пользу, т.е. мы теряли один самолет, сбивая 8 самолетов противника. Позднее соотношение изменилось ‑ на театр военных действий прибыли «Сейбры». На заключительном этапе войны в воздухе шла равная борьба.
В разное время войны в составе 64-го авиакорпуса воевали наши владимирцы - старший лейтенант Юрин (летчик-истребитель, который выполнил свыше 80 боевых вылетов, сбил два «Сейбра»), старший лейтенант Артамонов (летчик-истребитель 298 отдельного ночного авиаполка), старший лейтенант Майков (старший техник полка по радиотехническому оборудованию), лейтенанты Гончаров (заместитель командира роты по политчасти), Лютиков (техник самолета) и сержант Назаров (механик самолета).
- 298-й отдельный ночной авиаполк, в состав которого я был включен, был сформирован под Ленинградом, - вспоминает Андрей Михайлович Артамонов. - В 20-х числах января 1953 года наш полк прибыл в Китай. Приступили к боевой работе. Боевые вылеты выполнялись ночью на перехват стратегических бомбардировщиков В-29 и штурмовиков. Объектами их постоянных атак были мост через реку Ялуцзян и гидростанция, снабжающая электричеством Северную Корею и Китай.
Днем американцы на В-29 несли большие потери, и они старались бомбить ночью. Так что боев было много. Ну а утром нас сменяли летчики-«дневники».
Это установленный факт ‑ храбрость и мастерство наших летчиков, которые не позволили разрушить военную и промышленную инфраструктуру Северной Кореи, а также огромные потери в живой силе и технике, которые несли американцы, заставили воюющие страны заключить перемирие. 27 июля 1953 года война закончилась.
Советские летчики в воздушных боях сбили 1106 самолетов врага. Наши потери ‑ 305 машин. 22 наших летчика за время войны стали Героями Советского Союза. А КНДР осталась нашим союзником и другом.
История неумолима, и ее нельзя исправить росчерком пера. А мы, летчики ночного полка, только через год после окончания войны вернулись на Родину усталые, но с чувством исполненного интернационального долга.
Мы, владимирцы, участники той войны, часто вспоминаем свою боевую молодость и стремимся через местные СМИ донести правду о войне, о которой сегодня мало кто помнит.
В Корее, по некоторым данным, погибло более 280 советских военнослужащих. Вечная им память.
НАША СПРАВКА
Пепеляев против Макконнела
Воздушная война над Кореей стала последним вооруженным конфликтом, в котором заметную роль играли поршневые самолеты. У северян и китайцев поначалу еще воевали поршневые Як-9 и Ла-9, на стороне южан - F-51 «Мустанг», F-4U «Корсар» и другие машины.
Советский 64-й истребительный авиакорпус был изначально вооружен новейшими МиГ-15. Хорошие характеристики машины, мощное вооружение в сочетании с богатым боевым опытом наших пилотов ‑ большинство из них прошли Великую Отечественную войну ‑ привели к феноменальному соотношению потерь - советская сторона заявляла о 1106 воздушных победах при потере 335 сбитых МиГов.
Лучшими асами воздушной войны в Корее считаются советские пилоты Герои Советского Союза Евгений Георгиевич Пепеляев (23 победы) и Николай Васильевич Сутягин (22 или 21 победа). У американцев признанными лидерами были Джозеф Макконнел (16 официальных побед) и Джеймс Джабара (15 побед).
Недурно воевали на МиГах северокорейские и китайские пилоты. Лучший из них, Ким Ги Ок, сбил 17 вражеских машин. Китайский ас Дун Вен записал на свой счет 10 самолетов противника.
31 июля 2013 в 20:55
Владимирские летчики в Корее
27 июля 1953 года ‑ ровно 60 лет назад ‑ закончилась трехлетняя Корейская война. Пятеро владимирских участников той ожесточенной битвы (многие считают Корейскую войну самой кровопролитной после окончания WWII) входят в состав Владимирской региональной общественной организации воинов-интернационалистов, ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Влазер» (владимирцы за рубежом) (председатель ‑ Н.А. Шмуротко). Они, несмотря на возраст (большинство из них 1926-1927 годов рождения), ведут большую патриотическую работу с молодежью региона. Один из них, подполковник, летчик-истребитель Андрей Михайлович Артамонов, поделился своими воспоминаниями о той войне.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…