14 августа 2013 в 17:52

Мастер молочного цеха Галина Бабаева: «Мы пашем без выходных и праздников»

Фото: Екатерины Носовой
Так сложилось, что в основном медийными персонами становятся политики, актеры, спортсмены и бизнесмены. Считается, что именно эти люди определяют повестку нашей жизни. Но так ли это на самом деле? Где бы были эти политики, актеры, спортсмены и бизнесмены без человека труда? Без таких вот людей, как Галина Владимировна Бабаева, мастер молочного цеха в компании «Поречье». Ведь в нашей жизни ровным счетом ничего не изменится, если мы неделю не посмотрим концертов «звезд» и «звездулек», не прочтем ни строчки о наших кривоногих футбольных кумирах. Зато если не будет таких как Галина Владимировна, мы назавтра положим зубы на полку.

- Галина Владимировна, Вы ведь родом из села Павловское Суздальского района. После окончания техникума вернулись в родное село, работали в совхозной бухгалтерии. А сегодня ‑ мастер молочного цеха в компании «Поречье». Как Вы из бухгалтерии попали на производство?
- Когда-то у нас совхоз сильный был. Работы всем хватало, жили неплохо. Потом наступили нелегкие для села времена. Ну а жить-то надо, надо семью кормить. На производстве предложили достойную зарплату. Вот и ушла. Сначала работала в «Суздальских зорях», теперь в «Поречье». Работа не из легких. Но селяне работы никогда не боялись.
- Что самое трудное в Вашей работе?
- График. Приходишь к утренней дойке, к четырем утра: нужно молоко принять, переработать, что-то отправить на склад, что-то в магазины. И крутишься до 10 часов вечера. Всякое же бывает. Например, из-за поломки оборудования коров на ферме с опозданием подоят, а ты ждешь, не уходишь с работы, пока молоко не переработаешь. Оно-то ждать не может. Это скоропортящийся продукт. И пашем мы без выходных и праздников. Коровы же на выходные не уходят.
- Самые тяжелые для российской экономики времена вроде бы позади. Безработицы практически нет. Не было искушения поискать другую работу?
- Меня зарплата устраивает. А потом, на производстве тоже кто-то должен работать. И по мне, так лучше с фермы сутками не уходить, чем нянечкой в детском саду за 4 тысячи трудиться, да еще за детишек огромную ответственность нести.
- Попробовали бы найти работу в городе.
- Я совсем не городская. Мне городским воздухом дышать трудно. Я на работе могу сутки бегать, и еще силы остаются на огород. А в город соберусь, до рынка доеду ‑ уже устала. Да и что в городе делать? У нас все в селе есть. И магазины, и садик, и школа, и спортивный центр, куда владимирцы приезжают. А театры и кинотеатры... Вы, городские, сами-то часто ходите? Да и что за проблема? Сел за руль, и через 20 минут во Владимире. Сейчас же у всех машины. А у нас еще и администрация коллективные поездки устраивает. Недавно организовали поездку в Дивеево, во владимирский театр ездили. Все городские удовольствия доступны. Но жить лучше на селе.
- А почему же тогда молодежь из села уезжает?
- У нас она особо не уезжает. Даже работая в Суздале или Владимире, жить предпочитают в Павловском. Опять же, имея автомобиль, на дорогу много времени не тратишь. У меня сын - индивидуальный предприниматель, занимается перевозками. Хотя денег частнику особо не заработать: налоги съедают. Но он решил, что лучше работать на себя, ни от кого не зависеть. Мог бы жить в городе. Не хочет. Молодежь не уезжала бы и вовсе, если бы государство обеспечивало бюджетным жильем, как раньше. Или бы ипотека была доступной. Сейчас все дорого: и стройматериалы, и готовое жилье. Кредит нужно большой брать, а выплачивать его с наших зарплат нереально. Пока дом за городом доступен только обеспеченным людям. Вот они в деревню охотно едут. Посмотрите, у нас в районе села и деревни, совсем недавно умиравшие, застраиваются коттеджами. Это из города люди бегут.
- Можно говорить о том, что сегодня на селе тот, кто хочет заработать, имеет такую возможность, в отличие, скажем, от времен всеобщего советского равенства в бедности?
- Не совсем так. В совхозе бедно не жили. Кто не ленился, тот и зарабатывал. Богатых, правда, не было. Ровно все жили. Тех же учителей и нянечек государство не обижало. Справедливости социальной больше было. Только нашему поколению пожить нормально не удалось. Не успели во взрослую жизнь вступить, детишек нарожали, тут перестройка началась, потом 90-е, кризисы всякие. Лет пять только, как жизнь снова стала налаживаться. До этого было трудно. Но тот, кто не страшится работы, кто мастер в своем деле - тот на земле не пропадет. Муж у меня всю жизнь в совхозе проработал. С 12 лет уже на тракторе. Хотя, конечно, в трудовой стаж это не вошло. Но и официальный стаж у него тоже немалый ‑ 43 года. Ветеран труда, передовик, награды министерские имеет. И сегодня специалист востребованный.
- Но у Вас все же достаточно крутой разворот в трудовой биографии произошел: из бухгалтеров в мастера молочного производства. Наверное, непросто было. Дело же новое, незнакомое?
- Почему незнакомое? На селе раньше все коров держали. Умели и ухаживать за ними, и доить, и сметану из молока делать. Корова ‑ кормилица крестьянская. И у моих родителей, и у свекров скотина была. Мы сами выросли на молоке и детей на нем вырастили. Даже получив квартиры в панельном доме, мы с мужем 15 лет держали двух коров. И пять поросят откармливали. Сараи для этого специальные строили. А еще гектар картошки обрабатывали, не считая огорода. Помню, у нас корова должна была отелиться зимой. Зима выдалась суровая, мороз за 30 градусов опускался. Как-то раз заходим в сарай, глядим ‑ теленок валяется, вроде как уже и не совсем живой. Так мы его сразу укутали, на саночки погрузили и в квартиру повезли. Очень переживали, что не выходим. Но отогрели, спасли.
Это сегодня мало кто скотину держит. Да на производстве мы коров и не видим, хотя цех переработки находится прямо на ферме. Молоко поступает по трубопроводу.
- Что еще изменилось в производстве молока за эти годы?
- Раньше в совхозе молоко сдавали на молокозавод. Теперь в селе собственная переработка. Дойка и уход за коровами все больше автоматизируются, рабочие места сокращаются, а переработка позволяет нашим землякам трудоустроиться, не покидая села. К тому же у производства полного цикла рентабельность выше, вот и работаем на ассортимент. Делаем и молоко в упаковке, ряженку, кефир, сметану, творог, йогурты. Наша продукция не только в регионе расходится, но и в Москву идет. Для столицы даже тару другую используем, стеклянную. Приятно, что результат нашего труда пользуется спросом. Не зря стараемся. Я и своим - а у меня двое сыновей, две внучки - всем говорю: берите наше молоко. Натуральное, без порошка, без раскислителей. А у нас и овощи свои, экологически чистые. Знаете, я думаю, скоро качественная натуральная еда станет большой ценностью. Вот тогда жить в селе, к земле поближе, вообще станет престижным.
- По-Вашему, перспективы села связаны с производством экологического продовольствия, а если шире, то с экологическим аспектом как таковым?
- Безусловно. Но это не главное. Главная наша перспектива - дети. Сельские дети от городских отличаются. Они другие, не избалованные. Городских сегодня как растят? На уборку территории школы ребенка привлекать нельзя ‑ эксплуатация. Дежурить в классе и мыть полы ‑ тоже нельзя, это дело уборщицы. Но если ребенок к 17 годам к труду не приучен, он так лодырем и останется. Да и родителей они за работой не видят. А мы тут все друг у друга на глазах. Дети видят, как их родители вкалывают. Знают, как деньги достаются. Сами по дому и в огороде всегда помогают. И к учебе они относятся, как к работе. По-крестьянски ответственно. Большинство павловских выпускников школу заканчивают на «хорошо» и «отлично». В вузы легко поступают, даже в МГУ на бюджет. Вот они и есть наша главная перспектива. Им по силам будет поднять село.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад В Вязниковском районе по решению суда ликвидирована религиозная организация
Владимирский областной суд принял решение о ликвидации религиозной организации Церковь Евангельских Христиан-Баптистов города Вязники и Вязниковского района. Её также исключили из Единого государственного реестра юридиче…
8 минут назад Жители Владимирской области попали на 2 место топа длительности онлайн-шопинга
Россияне все больше пользуются маркетплейсами — трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. Общероссийский тренд подтверждается и среди мужчин Владимира - их вовлеч…