19 августа 2013 в 18:16

Аналитическая справка о результатах антикоррупционного мониторинга на территории области по итогам I полугодия 2013 года

Антикоррупционный мониторинг I полугодия 2013 года связан с периодом практических изменений в управлении регионом, критических оценок работы различных институтов государства и общества. Поэтому его содержание и базовые выводы основаны не только на традиционных оценках уголовной и иной статистики, но и на результатах публичной работы руководителей области в городских округах, муниципальных районах, правоохранительных и контролирующих органах.

По общим оценкам, в I полугодии 2013 года отмечается снижение массива преступлений коррупционной специализации, несколько изменились их структура и динамика в соотношении с результатами исследования за предыдущий период.
Правоохранительными органами выявлено 349 (АППГ ‑ 482; -27,6%) коррупционных преступлений, из них 41 (АППГ - 142) ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения), 58 (АППГ - 131) ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения), 39 (АППГ - 2) ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 23 (АППГ - 32) ст. 290 УК РФ (получение взятки), 42 (АППГ - 36) ст. 291 УК РФ (дача взятки), 5 (АППГ - 4) ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), 138 (АППГ - 134) ст. 292 УК РФ (служебный подлог), 2 (АППГ - 0) ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество при получении выплат), 1 (АППГ - 1) ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
В суд с обвинительным заключением направлено 236 (АППГ ‑ 348; -32,2%) уголовных дел. На четверть увеличилось общее количество дел, находившихся в производстве ‑ 74 (АППГ ‑ 61; +21,3%), в судах рассмотрено 61 уголовное дело о преступлениях коррупционной специализации в отношении 69 лиц (АППГ ‑ 38 - в отношении 43 чел.). По 57 делам в отношении 64 чел. вынесены обвинительные приговоры (из них 23 - должностные лица: по 1 - сотрудники УФСКН и УМВД, 6 ‑ УФСИН, 2 - УФССП, 1 преподаватель, 7 врачей, 5 руководителей и сотрудников муниципальных и государственных унитарных предприятий).
В то же время по ЖКХ, энергетическому комплексу, дорогам, земельным отношениям число уголовных дел невелико. Недостаточно контролируются правовыми средствами сферы оказания услуг, проведения торгов и закупок, медленно повышается уровень их открытости и прозрачности. Например, достаточно много негативной информации по незаконной продаже земли в подмосковной зоне, особенно в Петушинском районе. Есть серьезные проблемы в хозяйствовании в Кольчугинском, Гороховецком, Александровском, Киржачском, Собинском, в целом ряде других территорий. Экономика региона продолжает нести большие потери от бесхозяйственности, нераспорядительности, злоупотреблений. Причиненный ущерб только от выявленных преступлений превышает 54 млн рублей, это на треть больше, чем в прошлом году.
Продолжает снижаться выявляемость взяток (на 4,4%). Очень мало крупных, многоэпизодных уголовных дел.
В текущем году прокуратурой изучено 2817 областных и муниципальных нормативных правовых актов (на уровне правовой экспертизы), в 550 из них выявлены коррупциогенные факторы. Принесено 538 протестов, внесено 10 требований, из которых 63,2% и 80% удовлетворены, остальные ‑ находятся на рассмотрении и, в идеале, должны сопровождаться результатом, когда:
- реально восстановлено право собственности;
- возвращено имущество;
- возвращены деньги в бюджет;
- возмещен ущерб по уголовному делу на стадии расследования или по суду.
Именно с этих позиций обществом будут оцениваться усилия правоохранительных органов, тем более что руководством региона в текущем году приняты серьезные меры по целому ряду важных направлений: в ценообразовании, тарифах, в вопросах недвижимости, земли, дорожного строительства, проведения аукционов, конкурсов, заключения договоров. Вскрыто много вопросов законодательного характера, о которых 31 мая временно исполняющий обязанности губернатора С.Ю.Орлова докладывала Президенту РФ В.В.Путину на Госсовете. Но здесь же оказалось не меньше региональных проблем, связанных с нарушением действующего законодательства, злоупотреблением властью, коррупцией, олигархической монополией энергоресурсов и вывозом капитала за рубеж.
По различным основаниям был уволен целый ряд должностных лиц, которым руководство региона выразило недоверие и сомнение в способности обеспечивать эффективное развитие, прорыв в экономике и социальной сфере, придание креативного облика региону.
Ряду муниципальных представительных органов были разъяснены права о возможности отзыва некоторых местных депутатов-руководителей, отстранения неэффективных глав администраций, не обеспечивающих результативности работы в интересах населения.
Выявлены факты конфликта интересов у главы администрации Кольчугинского района в связи с реализацией процедур по размещению муниципальных заказов. В запросах котировок и аукционов в 2012-2013 гг. (документация, связанная с поставкой продуктов питания для детских учреждений) на системной основе участвовала ИП Митрошкина Р.В. ‑ мать главы администрации Митрошкина А.С. В результате проведенных проверок выявлены серьезные нарушения требований федерального антикоррупционного законодательства. 9 июля 2013 г. в суд направлено заявление об увольнении главы администрации Кольчугинского района, 17 июля т.г. решением Совета народных депутатов Митрошкин А.С. уволен в связи с утратой доверия. 29 июля возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации г. Киржач А.М. Струкова по факту получения взятки в крупном размере - 900 тыс. руб. (ч. 2 ст. 290 УК РФ). До этого - 3 июля - уголовное дело возбуждено в отношении бывшего мэра Гусь-Хрустального Ю.В.Гришкина за злоупотребление полномочиями, выразившееся в склонении другого лица к совершению преступления путем указаний и уговоров (ч. 4, 5 ст. 33, ч. 1 ст. 201 УК РФ).
За полугодие в области выявлено 30 преступлений в сферах правоприменения (неправильное толкование и использование юридических актов):
- 3 - при прохождении государственной и муниципальной службы;
- 4 - при распоряжении и использовании бюджетных денежных средств;
- столько же - при осуществлении сделок с государственным и муниципальным имуществом;
- 3 - при осуществлении разрешительных, согласительных и регистрационных процедур;
- 2 - в сфере оборота земельных участков;
- 5 - в сфере здравоохранения;
- 3 - в сфере образования;
- 7 - в иных сферах деятельности.
Зарегистрировано 3 (АППГ ‑ 14) сообщения о фактах захвата имущества, денежных средств предприятий (рейдерства), нарушений имущественных и неимущественных прав. По этим признакам возбуждено 3 (АППГ - 6) уголовных дела по ст. 170.1 УК РФ (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета). В июне т.г. возбуждено уголовное дело по с. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) в отношении председателя правления ПО «Инвест-Мастер» И.О.Капустина. Имея задолженности перед третьими лицами, он заключил договор купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения за 14,6 млн рублей (рыночная стоимость участков составляла 27,4 млн рублей). Эта сделка выходила за рамки деятельности ПО «Инвест-Мастер» и представляла собой операцию по приобретению неликвидного имущества. Дело имеет широкий общественный резонанс и неоднократно освещалось в СМИ, поскольку связано с деятельностью «финансовой пирамиды», большим объемом следственных действий, изучением значительного количества бухгалтерских, налоговых и банковских документов.
Временно исполняющий обязанности губернатора области С.Ю.Орлова много работает в территориях, где обсуждаются очень острые вопросы жизни людей. В целом ряде территорий вскрыты серьезные проблемы в управлении муниципальными образованиями, особенно затрагивающие институты социальной защиты населения и правовых гарантий этого.
В Собинском районе оказалась неутвержденной схема теплоснабжения, не восстанавливаются дороги, не убирается мусор, не ремонтируется жилье. Многие города запущены, заросли травой, совсем не развивается инфраструктура, нет ни одной детской площадки, ни одного места отдыха или парка. Выявлены нарушения при проведении торгов, конкурсов, закупок. Более 10 лет продолжается строительство муниципального газопровода, хотя деньги с людей собрали. В ущерб городу продана муниципальная фабрика «Лакинская мануфактура». Инвесторы деньги вложили, а теперь по суду сделка признана недействительной. Много нерешенных вопросов с многодетными семьями, с выделением им земельных участков. И это проблема не только Собинского района.
Некачественно построили социальный дом в Киржаче, протекает крыша. В Судогде такой дом (со стенами в полкирпича) строят уже 4 года. Скупаются земли сельхозназначения (скуплено около 45%). Использование земель контролируется плохо. Отчуждается муниципальное имущество ЖКХ, неэффективны меры по выявлению бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной сферы. Много прокурорских представлений, связанных с водоснабжением населения. Беспокоят экологические проблемы. В Судогде заводами на территории Красного Химика выбрасываются вредные вещества в атмосферу, хотя в 100 метрах от них находятся 3 дошкольных учреждения, где воспитываются 400 детей. По этому вопросу написано много представлений прокуратуры, но результат пока не достигается.
Причина такого положения везде одна ‑ не выполняется федеральное законодательство и, прежде всего, Указ Президента РФ от 12.03.2012 № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», майские (2012 года) указы Президента РФ (особенно по социальной сфере).
На основе критических оценок и большого потенциала нашего региона сегодня определен новый вектор его развития, разрабатываются крупные инвестиционные проекты стратегического уровня. Этому будет способствовать развитие институтов электронного правительства, работа по созданию многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению, пунктов удаленного доступа (инфометов). За счет этого ликвидируется рынок посреднических услуг, будет повышаться их качество и доступность, развиваться упрощенная процедура по принципу «одного окна». Регион ориентируется на дебюрократизацию управленческих процессов, минимизацию государственного вмешательства в частноправовые отношения. Область вошла практически во все Федеральные программы и должна стать привлекательной для федеральных вложений. За счет этого будет развиваться бизнес, конкурентоспособность, возрождаться реальный сектор экономики.
Администрация области считает, что формирование эффективных механизмов борьбы с коррупцией является одним из наиболее важных приоритетов развития регионального законодательства, исходя из этого, выстраивает антикоррупционную политику, стремится создать эффективную систему предупреждения коррупции, устранения факторов, порождающих коррупционные правоотношения.
В соответствии с поручением временно исполняющего обязанности губернатора Владимирской области С.Ю.Орловой в июле текущего года вынесен на обсуждение предпринимателей проект Антикоррупционной Хартии о взаимодействии администрации и делового сообщества.
До этого приняты крупные решения по сдерживанию тарифов ЖКХ, по строительству дорог и развитию дорожной карты, восстановлению прав обманутых дольщиков, поддержке институтов материнства и детства. Эти вопросы в мае-июле детально обсуждались на совещаниях в прокуратуре, УМВД, на областном экономическом форуме. Впереди правовой форум, на котором будут выработаны важные решения по изменению областной законодательной базы, некоторые из них планируется предложить федеральному центру в порядке законодательной инициативы. Значимой ее частью станут новеллы в области миграционной политики, чтобы контролировать незаконный въезд и перемещение иностранцев, эффективно распределять рабочую силу, препятствовать нелегальным рынкам и фондам, используемым для достижения криминальных целей и подкупа должностных лиц.
Будут предложены другие меры, которые обеспечивали бы осознанную ассимиляцию мигрантов, оптимальный уровень толерантности, контроль над распространением в этой среде наркотиков, болезней, неприемлемого менталитета и поведения.
На основе выводов правового форума будет продолжена практика проведения антикоррупционных экспертиз государственных и муниципальных актов и их проектов; учета в работе государственных структур результатов антикоррупционного мониторинга, предстоит полнее использовать потенциал институтов гражданского общества и средств массовой информации, обеспечивая открытость и прозрачность власти.
В интересах доступности для граждан и организаций актуальной и своевременной информации об условиях и порядке оказания государственных и муниципальных услуг и обеспечения их электронного взаимодействия создан региональный портал, на котором областной администрацией размещаются регламенты их предоставления. В 2013 году здесь размещено 165 информационных материалов; проведено 3949 (АППГ - 3813) открытых аукционов государственных и муниципальных закупок.
В этих же целях сформирован ряд задач прикладного характера, позволяющих влиять на уровень коррупционности региона. Среди них:
- организация изучения гражданскими служащими требований антикоррупционного законодательства, повышение роли комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы управления и распоряжения государственным имуществом Владимирской области;
- повышение качества подготовки конкурсной (аукционной) документации на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
- создание условий добросовестной конкуренции при размещении заказов для нужд заказчиков;
- защита имущественных интересов региона в судебном порядке в случаях неправомерного их использования третьими лицами, незаконного распоряжения, преднамеренного банкротства; мониторинг социально значимых организаций в целях выявления признаков рейдерских захватов и информирования об этом органов власти;
- анализ практики реагирования органов исполнительной власти и местного самоуправления на сообщения правоохранительных органов и средств массовой информации о преступлениях экономического характера, злоупотреблениях служебным положением и других событиях коррупционного окраса.
Проведенное исследование свидетельствует в целом о росте доверия населения к антикоррупционной политике, проводимой в 2013 году. В то же время мнение о недостаточности принимаемых мер подтверждает заинтересованность общества в достижении положительных результатов в этом. Задача региональной власти на ближайшую перспективу будет заключаться в том, чтобы оправдать такую общественную заинтересованность.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад В областной детской больнице скоро начнет работу новый сверхмощный томограф
Во Владимирской ОДКБ полным ходом идет установка современного сверхмощного аппарата МСКТ на 128 срезов. Новый томограф имеет высокое качество изображения при низкой лучевой нагрузке.
32 минуты назад С начала года из Владимирской области выдворили 331 нелегального мигранта
С начала 2024 года судебными приставами Владимирской области доставлен до пункта пропуска через границу 331 нелегальный мигрант. До процедуры выдворения иностранцы находились в специализированном учреждении для временног…