Диспозиция
25 сентября «Владимирские ведомости» (статья «Не зря Сигал приезжал...») писали: «Многолетняя монополия ижевских оружейников на поставку в войска автоматического стрелкового оружия, похоже, нарушена. Удивительную новость опубликовали федеральные СМИ - Министерство обороны не допустило до государственных испытаний новинку концерна «Ижмаш» - автомат АК-12 «Калашников», который был разработан в рамках создания боевой экипировки нового поколения «Ратник». Чины Сухопутных войск ВС РФ утверждают - ижевский автомат и другие изделия на его основе не прошли предварительных испытаний и на государственные испытания не заявлены вообще! Это сенсация.
Вместо них для государственных испытаний в качестве боевого комплекса экипировки «Ратник» выбран автомат завода имени Дегтярева!
По всей видимости, ковровские оружейники смогли предложить что-то новенькое, созданное на базе своего изделия АЕК-971».
Мы также напоминали, что ковровский ЗиД объявил о скором создании концерна «Дегтярев» и при помощи властей региона и вице-премьера Дмитрия Рогозина начал активную промо-кампанию. В частности, в ее рамках Ковров посещал известный голливудский актер Стивен Сигал.
И хотя автор статьи в «ВВ» закончил ее ура-патриотично: «Мы-то с вами еще 15 лет назад знали, что ковровское оружие - самое лучшее и надежное», наша газета далека от мысли, что «эра Калашникова» - окончательно в прошлом. Да, не исключено, что столица российского автоматического стрелкового оружия может переместиться во Владимирскую область. Но было бы глупо думать, что Ижевск беззвучно проглотит пилюлю.
Оборонительные бои
Сразу же после того как стало известно, что ижевский АК-12 не допустили к государственным испытаниям, удмуртские СМИ открыли свои страницы и эфиры удмуртским же оружейникам. Коллеги сделали то, что и должны были сделать, что сделали бы на их месте все региональные журналисты: они потребовали ответа за провал «Калашникова».
Например, ижевская вкладка «Комсомолки» пишет: «На предварительных испытаниях автомат (АК-12. - Прим. авт.) показал надежность: нет запирания затвора после нескольких выстрелов. Он на 200 граммов легче, чем требовали в Министерстве. Но специалисты Минобра (видимо, ошибка репортера - все же не Министерства образования, а Министерства обороны. - Прим. авт.) нашли недостатки: точность и кучность. Точнее, по этим показателям ижевский образец не превзошел автомат АЕК ковровского завода имени Дегтярева. Именно он станет главным конкурентом «Калашникова». Причем концерн на базе Дегтярева создадут полностью на частные инвестиции. Получается, первую заочную гонку Ижевск проиграл Коврову, - подумали многие, но ижевский завод опроверг информацию. Неужели началась война между концернами (один из которых еще не создан) с участием информационных технологий и СМИ?»
Да, коллеги, началась. Ижевские оружейники, на страницах своих газет сотый раз пропев осанну «калашам» всех времен и народов, утверждают, что руководители ЗиДа используют внеконкурентные и внерыночные формы лоббирования своей продукции.
То, что сейчас происходит в Ижевске, ‑ это состояние, близкое к панике.
Сначала появилась информация, что за тот месяц, что дали «Калашникову» на устранение дефектов АК-12, автомат доведут до ума. Потом руководство «Калашникова» объявило, что будут участвовать в испытаниях за свой счет. «А не за государственный, как Ковров», - подкалывают нас удмуртские СМИ. Впрочем, даже местные газетчики не верят, что миссия выполнима - «в главкоме Сухопутных войск не уверены в реальности этой миссии, объясняя, что госиспытания на то и госиспытания, чтобы отстреливаться за счет бюджетных средств. Да и времени на доработку слишком мало».
Дальше ‑ сообщается, что «Калашников» официально опроверг информацию об исключении их образцов с госиспытаний. А вот и нет! Концерн опроверг не это ‑ он, как водится, недоволен реакцией СМИ.
«Оба автомата показали примерно равноценные результаты по кучности стрельбы, при этом АК-12 легче своего конкурента больше чем на полкилограмма. Предпочтение было отдано ковровским разработкам лишь в связи с тем, что автоматы различных калибров завода им. Дегтярева были созданы на одной конструктивной платформе», - это из пресс-релиза генерального конструктора концерна «Калашников» Владимира Злобина.
«Понятнее ничего не стало. Ни слова о конкретных параметрах, ни слова о преимуществе над конкурентом. Очевидно, что концерн уже через несколько дней после помпезного открытия оказался в роли догоняющего», - иронизируют ижевские «комсомольцы».
Но руководство концерна «Калашников» делает хорошую мину: «Есть уверенность, что АК-12 выдержит эти испытания и будет рекомендован к постановке на вооружение Российской армии», - цитирует «КП в Ижевске» официальное письмо генерального директора концерна «Калашников» Константина Бусыгина.
Свою лепту в объяснение провала
АК-12 внес глава удмуртского Минпромэнерго Олег Радионов. Он говорит, что в отрасли серьезная конкуренция. Есть место человеческому фактору и лоббированию интересов.
- В части изготовления спецпродукции острая конкуренция. Сам сталкивался со случаями, когда большую роль играл человеческий фактор. И руководству тех войск, куда поставляется продукция, часто доносится необъективная информация. Конкуренция серьезная, и лоббирование интересов тоже есть, поэтому все факторы в совокупности повлияли на ситуацию с автоматом АК, - предположил Олег Радионов. - Думаю, что все замечания будут учтены и автомат пройдет гос-испытания.
Это цитата из ижевской вкладки АиФ.
Что говорят
в Ижевске?
В городе мнения полярные.
Одни считают, что «Ижмаш» (предтеча концерна «Калашников») слишком долго почивал на лаврах. Мол, «ижевцы так оборзели, что обвешанный планками Пикатини «калаш» выдают за супермегаэкстра новинку? Никаких принципиальных отличий от АК-74. Ах, отсечка по три выстрела, ох ‑ складной приклад... Затворная задержка ‑ прорыв инженерной мысли»... (Планка Пикатини ‑ это система направляющих, кронштейн, с помощью которого на оружие крепятся прицелы и пр. - Прим. авт.)
Другие говорят так: «Завод Дегтярева» ‑ это частная собственность. Владеют им лица кавказской национальности, которые на «откатах» не экономят. Вот и весь ответ, как сверхвыгодный контракт на вооружение армии попал в руки предприятия, которое практически оружие не выпускает и мощности для массового производства автоматов не имеет» (обе цитаты ‑ с сайта «КП в Ижевске». - Прим. авт.).
О чем говорят
в Коврове?
Новость об успехе ковровских оружейников ‑ допуске зидовского автомата к госиспытаниям в качестве боевого комплекса экипировки «Ратник» и о «пролете» ижевских конкурентов - стала в Коврове одной из наиболее обсуждаемых. Главный конструктор завода Владимир Громов пообщался с федеральными «Известиями» и сообщил им об успехах ЗиДа: «Предварительные испытания проводились по пяти номинациям: два автомата, два пулемета и снайперская винтовка. По всем пяти позициям мы допущены до государственных испытаний».
Но потом ЗиД вдруг стал осторожничать. На предприятии пока не комментируют свой успех ни собственной пресс-службе, ни корпоративной газете «Дегтяревец» - видимо, боятся спугнуть удачу. Но «ВВ» удалось связаться с главным конструктором Владимиром Громовым. Вот что он сообщил нам по телефону:
- Вся эта шумиха в прессе преждевременна. В «Известиях» дан не совсем мой комментарий. Скорее - вольное изложение. Есть неточности. Но сейчас уточнять что-либо да и вообще распространяться на эту тему не считаю нужным. Речь идет пока что о предварительных испытаниях. Далее ‑ сами государственные испытания. И только потом ‑ в случае положительного заключения ‑ первый пробный заказ. Это вопрос не дней, а месяцев. Вот если заказ будет размещен, тогда и поговорим.
Под пробным заказом подразумевается партия из 500 автоматов. Разумеется, для Российской армии это очень немного. Так что еще один вопрос: а готов ли «ЗиД» к роли завода № 1. Вот что ответил Владимир Громов:
- Потенциал ОАО «ЗиД» очевиден для всякого, кто хотя бы раз просто бывал у нас. Завод имени Дегтярева ‑ крупнейшее предприятие региона. У нас есть и современная техника, и квалифицированные кадры. Возможно, после выхода в серию понадобится кое-что из станков докупить, но это уже текущие рабочие моменты.
Нам удалось пообщаться и с пресс-службой ГК «Меркурий». Это владелец контрольного пакета ОАО «ЗиД», фактически собственник предприятия. Представитель пресс-службы Анатолий Ширяев сообщил «ВВ»:
- Сведения, опубликованные в федеральных СМИ, на сегодня мы расцениваем как информационную утечку. Не скажу, что все это неправда, но пока что никто не видел ни одного официального документа, подтверждающего или опровергающего тот факт, что продукция «ЗиДа» прошла испытания. Однако мы с волнением ожидаем официальных новостей. Придут они от военно-промышленной комиссии. Пока без комментариев. Но как только подтвержденная информация появится, мы тут же оповестим журналистов и с удовольствием все расскажем.
Словом, интрига закручивается страшная. Конечно, как бы там ни было, мы болеем за Ковров и следим за развитием событий.
«Калашников» vs «Дегтярев»: кто кого перестреляет?
Сельский учитель Борис Воронин с боями дошел от Москвы до Берлина
Сегодня старший сын Валерий Борисович Воронин остается единственным ныне здравствующим из пятерых детей фронтовика. Взял он на себя и роль семейного летописца.
Воинскую традицию в семье Валерий Борисович проследил еще с Первой мировой, в которой участвовал дед Николай Владимирович Воронин, потомок разветвленного купеческого рода из Владимира.
На Первой мировой Николай Владимирович попал в плен, откуда бежал и вернулся на родину через Турцию. У него уже подрастали дети, в том числе сын Борис, 1912 года рождения.
В мирной советской жизни Николай Владимирович Воронин стал педагогом и очень авторитетным деятелем образования в районе. Впоследствии награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сын Борис пошел по стопам отца и с середины 30-х годов стал учителем географии в той же Ратисловской школе.
А в 1941 году сельский учитель Борис Воронин стал солдатом. Оборонял Москву.
"Стоя на посту в подмосковном Серпухове, отец увидел на небе лик Пресвятой Богородицы. Не иначе как ее покровительством он и выжил в боях, которые вскоре для него начались", - рассказывает сын Валерий Борисович.
По рассказам отца, его часть сначала строила укрепления для обороны Москвы. А при подходе фашистов к столице заняли оборону. Сегодня разное говорят о вооружении защитников Москвы. Похоже, тогда было — как кому повезло.
"В той части, где служил папа, на троих выдали одну винтовку и по бутылке с зажигательной смесью на каждого. В тридцатиградусный мороз, плохо вооруженные, в простых шинелях и ботинках с обмотками, отстояли Москву и по сугробам пошли в наступление. Папа рассказывал нам о сожженных деревнях, повешенных и расстрелянных фашистами людях, тела которых видели наши солдаты, и немногочисленных уцелевших голодных, грязных, в лохмотьях женщинах и детях, живущих в землянках. Гнев был таким, что первого врага, с которым удалось ему встретиться лицом к лицу, отец задушил", - говорит сын.
Под Москвой Борис Воронин был ранен в первый раз. Передал свою винтовку безоружному товарищу со словами: «Идите вперед, вынут пулю - догоню». Однако после госпиталя он был направлен в другую, артиллерийскую часть. Вскоре полк попал в окружение. Когда съели лошадей и заканчивался боезапас, решили идти на прорыв, в штыки. Из всего подразделения к своим прорвались только двое, оба раненые, оба поседевшие от пережитого. Одним из них был Борис Воронин. После госпиталя снова были бои и снова окружение, на этот раз его с товарищами выручили наши войска.
"Отец на тот раз был ранен в ногу. Началась гангрена. Ногу врачи поначалу предложили отнять, папа не согласился, попросил полечить. Ногу в итоге медики спасли, и он снова вернулся в строй. Дошел до самого нацистского логова. Со своей ротой, где он тогда был старшиной, участвовал во взятии Берлина", - говорит сын.
В те победные дни фронтовая газета рассказывала о подвиге Бориса Воронина и его товарищей: «Отважно сражалась рота, много вписала славных страниц в боевую историю полка, и одной из примечательных была битва за Штеттинский вокзал. Тут рота принудила немецкий гарнизон сложить оружие».
- Реку Шпрее, протекающую по Берлину, рота форсировала на подручных средствах, так как мосты были взорваны. Потом участвовала во взятии рейхстага. И уже в нескольких десятках метров от него папа был ранен в голову. Накануне 1 мая 1945 года Борис Николаевич увидел над рейхстагом Знамя Победы.
Среди его наград ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».
А в тылу семья учителя, у которого до войны родилось трое детей, непросто выживала в селе Ратислове.
- Я помню, как во время войны мама сушила в русской печке картошку для фронта, которую для сушки выделял колхоз. Было очень голодно. Мы, малыши, не могли удержаться, чтобы немножко не погрызть этой сушеной картошки. Очистки тоже не пропадали. Их сушили, измельчали и мололи, а потом из этой «муки» пекли хлеб, - вспоминает сын фронтовика.
Отец вернулся домой после демобилизации в феврале 1946-го:
- Когда отец в 41-м уходил на фронт, мне было всего четыре года. Конечно, я отца, вернувшегося домой спустя пять лет, сразу не узнал. А тот зашел в дом с односельчанином, вместе с которым ехал в поезде. Смотрю и гадаю, кто же из них папа. И только когда фронтовик попрощался и ушел, понял — вот он, мой отец, с войны вернулся! - вспоминает сын спустя 79 лет.
После армии отец работал один год директором Ратисловской школы, потом еще долго учительствовал. Скончался фронтовик в 1985 году.
Удивительное стечение судеб! В те же годы, до войны и после, в Ратисловской школе, а потом в районо работал Константин Яковлевич Буреев - отец военного корреспондента, полковника в отставке Адольфа Буреева, многолетнего автора «Владимирских ведомостей» и целого ряда книг.
И об отце Адольф Буреев книгу написал. Константин Яковлевич Буреев начинал военную службу командиром бронемашины еще в 1939 году. С первых дней Великой Отечественной войны попал на фронт. Четырьмя снарядами подбил три немецких танка, за что в июле 1941 года из рук Калинина получил орден Красного Знамени.
Вот какие были, ратисловские педагоги на фронте!
А Валерий Борисович Воронин вспоминает, что воевали и братья отца — Юрий и Вячеслав.
Юрий Николаевич защищал блокадный Ленинград, вернулся с войны и работал в строительстве.
Судьба Вячеслава Николаевича Воронина осталась невыясненной. В начале войны он нес службу на границе Литвы и Восточной Пруссии. И пропал без вести.
Так сложилось, что педагогическую профессию сыновья Бориса Воронина не унаследовали. Однако прошли, конечно, службу в армии по призыву.
Валерия Воронина в конце 50-х годов после московской школы авиационных механиков распределили в Ярославль, направили в полк авиационным механиком на самолете МИГ-17. Полк входил в состав противовоздушной армии, командовал которой трижды Герой Советского Союза Покрышкин. Эта армия участвовала в боях в Северной Корее.
Одним из летчиков полка, с которыми довелось служить Валерию Воронину, был Борис Волынов. Вскоре стало известно, что Волынов зачислен в первый отряд космонавтов. Ныне дважды Герой Советского Союза Борис Валентинович Волынов остается единственным здравствующим участником первого, Гагаринского отряда космонавтов.
...Поколения внуков боевые действия тоже коснулись. Тяжелую потерю в 1985 году понесла семья не только в связи с кончиной фронтовика Бориса Николаевича Воронина. В том же году в Афганистане погиб его внук, старший сын дочери Альбины Борисовны Михаил Тихонов.
Выпускник 11-й школы города Владимира ушел на Афганскую войну добровольцем. Вот строки о нем из «Книги памяти»: Тихонов Михаил Владимирович, родился 17 июня 1963 года во Владимире. Рядовой, старший радиотелеграфист экипажа радиостанции погранвойск. Оказывал интернациональную помощь народу Республики Афганистан, неоднократно участвовал в боевых операциях. При выполнении поставленных задач проявил себя смелым, мужественным воином. 25 января 1985 года погиб в бою с мятежниками в районе г. Джелалабад. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на городском кладбище г. Владимира».
А уже совсем недавно один из правнуков Бориса Николаевича отслужил срочную в Курской области. Так продолжается семейная традиция, когда воинский долг зовет служить Родине с оружием в руках.
Три человека пострадали при пожаре в многоэтажке на улице Егорова во Владимире
Как рассказали в Главном управлении МЧС России по Владимирской области, площадь пожара составила 20 квадратных метров.
Из дома с помощью дыхательных устройств было спасено 12 человек, еще 20 человек эвакуировано. На пожаре пострадали 3 человека.
Дознаватели МЧС России выясняют причины возникновения пожара.
Пьяный водитель устроил крупное ДТП на улице Тракторной во Владимире
Как рассказали редакции в пресс-службе УМВД России по Владимирской области, авария случилась около 20 часов 20 минут. Двигаясь со стороны «Мегаторга» в сторону проспекта Строителей, водитель «Пежо» - мужчина 1990 года рождения совершил столкновение с грузовым автомобилем «Донфенг», после чего сбил опору дорожного знака и совершил наезд на стоящий автомобиль «Рено».
В аварии никто не пострадал. По результатам проведённого медосвидетельствования, виновник аварии оказался пьян.
Сотрудниками ГАИ в отношении него составлен административный материал по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление ТС в нетрезвом виде, наказывается лишением прав и крупным штрафом), а также 2 материала – по ст. 20.25 КоАП РФ (Уклонение от исполнения административного наказания. Наказывается штрафом либо административным арестом).