4 декабря 2013 в 17:22

Семья Героя

Неизвестные страницы из жизни семьи Героя Советского Союза Сергея Василисина. Одна из улиц во Владимире носит имя Героя Советского Союза Сергея Дмитриевича Василисина. 22 июля 1941 года в бою на подступах к Мурманску он был ранен, но остался в строю. Спустя 10 дней, находясь в окружении, Сергей Дмитриевич заменил погибшего командира и поднял бойцов в атаку. В этом бою 2 августа 1941 года он погиб. Ему только что исполнился 31 год. Большую роль в воспитании Сергея сыграла семья и, прежде всего, отец Дмитрий Николаевич, переживший своего сына на 36 лет.

Герой Первой мировой войны
Родился Дмитрий 8 октября 1886 года во Владимире в бедной мещанской семье. Его отец Николай Кузьмич Василисин прослужил более 25 лет у купца Муравьева дворником-управляющим. Мама Дмитрия Николаевича Татьяна Дмитриевна зарабатывала на жизнь стиркой белья, гладила парадные мужские рубашки. Пришло время, и Дмитрий поступил учиться в церковно-приходскую школу при Предтеченской (Никитской) церкви, которую успешно окончил в 1900 году. Далее продолжать образование он не смог из-за недостатка средств у родителей, имевших 4 сыновей и 3 дочерей. Благодаря «его величеству случаю» и из-за любви к пению ‑ с детства пел в церковном хоре ‑ Дмитрия отдали в музыкальную школу Владимира Семеновича Храповицкого в Муромцеве, где занятия были бесплатными.
Проучившись в музыкальной школе 3,5 года, в 1904 году Дмитрий вернулся во Владимир и хотел продолжить занятия музыкой, надеясь поступить в Московскую консерваторию. Но родители были против, полагая, что эта учеба не дала бы ничего полезного, то есть в дальнейшем у их сына не было бы хороших заработков. Дмитрию пришлось оставить свои намерения.
В мае 1905 года он, обладая красивым почерком, поступил на службу писарем в канцелярию Владимирского губернского акцизного управления.
В 1915 году Дмитрия Николаевича мобилизовали и направили в город Глазов Вятской губернии. Пробыв там меньше месяца, с маршевой ротой он был отправлен в составе 265-го пехотного Вышневолоцкого полка на германский фронт, где и воевал до Февральской революции. С Первой мировой войны Дмитрий Николаевич вернулся во Владимир с Георгиевским крестом, получить который можно было лишь за личную храбрость, проявленную в бою с неприятелем. В течение короткого периода времени ему пришлось поменять несколько мест работы: служил секретарем в Съезде народных судей, во Владимирском губернском совете. С 1 января 1923 года он начал работать секретарем кассационного отделения гражданского отдела Владимирского губернского суда, в должности которого и прослужил два года. Далее в его автобиографии имеется пробел длиной почти в год.
Скудные сведения, содержащиеся в архивных документах, достоверно воспроизводят тяжелую атмосферу того времени. В деле имеется анкета для ответственных советских, профессиональных, кооперативных работников, заполненная самим Дмитрием Николаевичем. В ней он указал, что женат, имеет жену 35 лет и детей Александра, Сергея, Николая, Варвару, Нину, Бориса, «кроме него самого никто не работает». Одной фразой он упоминал о своем участии в Первой мировой войне: «Служил в старой армии, ст. унтер- офицер (писарь), 3 года на фронте в 265 Вышневолоцком полку, личная книжка № 53». В 20-е годы XX в. писать более подробно об этой странице своей биографии было опасно. И сегодня, увы, вряд ли мы сможем узнать, за какой подвиг Дмитрий Николаевич был награжден Георгиевским крестом.
Герой Первой мировой войны Дмитрий Николаевич Василисин никогда сытно не жил. Сначала жизнь впроголодь в многодетной семье родителей, затем своя многодетная семья. На очередной вопрос анкеты «Если не состояли (членом соцпартии. ‑ М.П.), то почему не было желания вступить» он ответил: «Обремененность большой семьей (8 человек) и 2 старика, военная служба и тяжелое материальное положение, все время занимает борьба за кусок хлеба, и не давали возможности заняться политикой».
В этом же деле сохранился его рапорт от 4 декабря 1924 года: «Ввиду того, что мною сего числа отправлена в больницу моя жена, которая в настоящее время находится в весьма тяжелом положении, дома же у меня осталось 6 человек малолетних детей, которые требуют необходимого присмотра и ухода за ними, а потому прошу разрешить мне отпуск на три дня». Тревожно закончился декабрь 1924 года. А в январе следующего года случилась беда. Дмитрия Николаевича Василисина обвинили во взяточничестве, избрав мерой пресечения для него содержание под стражей, и на время ведения следствия его отстранили от занимаемой должности.
17 декабря 1925 года состоялось заседание президиума Владимирского губернского суда. На нем слушали заявление товарища Д.Н.Василисина о выдаче ему зарплаты за время с 18 января по 11 декабря 1925 года и о возвращении его на прежнюю должность как неправильно уволенного. В итоге постановили: «Принимая во внимание, что т. Василисин… хотя и приговором суда и был оправдан (то есть кто-то его оклеветал. ‑ М.П.), но по материалам, имеющимся в деле, видно, что он должен быть признан скомпрометировавшим себя как сотрудник Губсуда теми действиями, что он, работая в суде, поддерживал связь с имеющими дела в таковом, указывая в различные выходы из положения на основании документов, имеющихся в деле (то есть помогал своими советами юридически неграмотным лицам. ‑ М.П.), а посему находя факт увольнения… вполне основательным… в ходатайстве выдачи зарплаты и о принятии обратно на должность отказать». Как жила многодетная семья Василисиных весь этот год, остается лишь догадываться. Где Дмитрий Николаевич находил силы выстоять и не сломаться? Помогали родные ‑ любимая жена Антонина Ивановна, дети, и, конечно, музыка! В особо тяжелые минуты он находил душевный отдых и покой, играя на любимом кларнете, с которым не расставался ни в военное, ни в мирное время.
Лишь в мае 1926 года Дмитрию Николаевичу удалось поступить на службу во Владимирское губернское земельное управление на должность специалиста по спорным судебным земельным делам. Затем из-за появления и ликвидации организаций-однодневок, характерных для 1920-х годов, ему пришлось поменять несколько мест работы и даже стать на какое-то время безработным. Постоянной оставалась лишь его семья, ради которой он жил, которая его всегда поддерживала. Умер Дмитрий Николаевич 27 мая 1954 года и похоронен на Князь-Владимирском кладбище.
Харбинский страдалец
Младший брат Дмитрия Николаевича и родной дядя Героя Советского Союза Сергея Дмитриевича Василисина Сергей Николаевич получил хорошее профессиональное образование в Мальцовском земском ремесленном училище. Он окончил его в 1911 году со званием машинно-сборочного подмастерья. Выпускники училища были весьма востребованы и трудились как на промышленных предприятиях, так и в различных организациях по всей огромной Российской империи. Некоторые из них, в том числе и Сергей Василисин, работал в железнодорожных мастерских в Харбине. Работа ему нравилась и Харбин тоже, там он женился на Марии Петровне и жил до 1936 года. Далекий от Москвы молодой город Харбин был обязан своим появлением строительством Китайско-Восточной железной дороги. После событий октября 1917 года начался наплыв в Харбин эмигрантов и беженцев из России. В 1920‑1930-е годы в нем проживали десятки тысяч эмигрантов и служащих КВЖД. Новый этап в истории Харбина ознаменовала японская оккупация Маньчжурии. В 1935 году СССР заключил соглашение о продаже Китайско-Восточной железной дороги. Многие русские железнодорожники были при этом уволены, а часть тех, у кого было советское подданство, вернулись на родину. Семья Сергея Николаевича Василисина в числе других харбинцев, поверивших советской пропаганде, выехала из Харбина в СССР на постоянное место жительства во Владимир. Поселился он с семьей у матери в доме на 2-й Никольской улице. Устроился Сергей Николаевич работать начальником литейного цеха на Опытный завод прецизионного оборудования (в дальнейшем объединение «Техника»).
20 сентября 1937 года народный комиссар внутренних дел СССР Н.И.Ежов подписал приказ, в котором, в частности, говорилось, что «выехавшие в СССР харбинцы, в подавляющем большинстве, состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности». Далее Н.И.Ежов приказывал с 1 октября 1937 г. приступить к широкой операции по ликвидации диверсионно-шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности. Аресту подлежали практически все харбинцы. Операцию надо было закончить к 25 декабря 1937 года. За Сергеем Николаевичем приехали в 3 часа ночи, посадили в «черный воронок» (автомобиль НКВД) и увезли, больше его никто не видел. Лишь после окончания Великой Отечественной войны 1941 ‑ 1945 годов Сергея Николаевича Василисина реабилитировали. Его жену Марию Петровну забрали в 1941 году, она отсидела в лагерях 10 лет, их дочь Наталью воспитала родственница. Наталья Сергеевна с отличием окончила 7 классов и сельскохозяйственный техникум. Но в комсомол ее не приняли.
Сегодня архив большой и дружной семьи Дмитрия Николаевича Василисина бережно хранит Людмила Дмитриевна, родная сестра Героя Советского Союза Сергея. Некоторые из семейных фотографий она любезно предоставила для данной публикации.

Маргарита Попова, кандидат исторических наук

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
15 минут назад В муниципалитетах Владимирской области завершают отопительный сезон
Отопительный сезон во Владимирской области подходит к концу. Как сообщает пресс-служба «Владимиртеплогаза», в большей части муниципалитетов региона отопление отключат уже на следующей неделе. Отключение объектов социальн…
31 минуту назад Житель Коврова украл со счёта друга 80 тысяч рублей и отдохнул на них в сауне
В Коврове прокурором утверждено обвинительное заключение в отношении местного жителя, похитившего с банковского счёта приятеля 80 тысяч рублей. Подробности дела сообщает пресс-служба Прокуратуры Владимирской области.