- Людмила Валерьевна, примите поздравления с назначением на новую должность. И первый вопрос: вы занимались раньше правозащитной деятельностью, было ли что-то в вашей жизни, что предопределило нынешнее назначение?
- Было. Журналистская работа. Именно она повлияла на мое мировоззрение, мою жизнь в наибольшей степени. По работе приходилось встречаться со множеством людей, вникать в проблемы, помогать их решению. Помню, как мы освещали конфликт собственников жилья с арендаторами-коммерсантами, занявшими первые этажи жилого дома и не подпускавшими жильцов к распределительным узлам коммуникаций. Вопрос тогда разрешился в пользу жителей не без нашей, думаю, поддержки. Нам удалось отстоять конституционные права граждан. И таких ситуаций было немало.
Работа в СМИ дает реальное представление о живых проблемах, о том, что волнует общество. Кроме того, она научила меня не только слушать собеседников, но и слышать их.
Тогда же я поняла, что можно не только помогать решать поднятые другими людьми проблемы, но и самой поднимать требующие решения вопросы, занялась общественной деятельностью.
- Расскажите подробнее.
- Да мы много акций проводили. Например, благотворительный марафон «Новогодний подарок», акцию «День трезвости», направленные на борьбу с пьянством, табакокурением и наркоманией. Очень позитивные воспоминания остались. У нас, оказывается, очень хорошие люди, готовые поступиться личной выгодой ради общего блага.
- Вы принимали участие и в подготовке многих законотворческих инициатив.
- Если я вижу, что есть возможность улучшить жизнь людей изменением законодательства, то, разумеется, приложу и свои усилия к этому. Вместе с «Опорой России» мы участвовали в сборе подписей за отмену социальных страховых взносов для представителей «микробизнеса». Боролась против бездумно проводимых реформ здравоохранения в области. Вопрос о 50-процентном сокращении в области родильных домов нам удалось вынести даже на правительственный уровень. И мы добились, что ситуация начала исправляться. Нынешний губернатор эту проблему решает. Поднимали мы и вопрос о разнице зарплат бюджетников в различных регионах страны. Удалось реализовать инициативу по созданию Общественного комитета по защите конституционных прав детей. Пожалуй, наиболее важное для меня как для ковровчанки дело, в которое мне посчастливилось внести свой посильный вклад, ‑ присвоение Коврову статуса Города воинской славы. Кстати, когда мне выпала честь пообщаться во время предвыборной кампании с Владимиром Владимировичем Путиным, я его спрашивала как раз о статусе Коврова. И он ответил, что очень хорошо, когда люди просят не только материальной поддержки, но и беспокоятся о моральных аспектах.
- И с чего вы начнете свою работу в новой должности?
- С организационных вопросов. Во Владимирской области впервые вводится институт уполномоченного по правам человека. Пока еще новая структура даже не зарегистрирована как юрлицо. Нет помещения, телефонов, почтового адреса. Это первоочередные шаги. Ведь основная задача уполномоченного по правам человека ‑ защита прав каждого конкретного гражданина. В первую очередь, должна быть отлажена система обработки обращений граждан. Значит, нужны средства связи, постоянная приемная. Как только решим эти вопросы, сразу же сообщим прессе и общественности и контакты, и график приемов.
- Насколько актуальна для нас эта структура?
- Владимирская область входит в четверку регионов РФ с наибольшим количеством жалоб о нарушении прав и свобод человека и гражданина в расчете на 100 тысяч населения. Это данные 2012 года уполномоченного по правам человека в РФ.
- Как взаимодействуют региональные и федеральный уполномоченные? Это вертикаль?
- Это не вертикаль ни в коем случае. Если рассматривать институт уполномоченных по правам человека с точки зрения подчиненности, то это абсолютно не зависимые друг от друга структуры. Главных там нет. Взаимодействие строится на обмене опытом и информацией. Уполномоченный по правам человека вообще никому не подчиняется. Только закону.
- А властям?
- Нет. Хотя кандидатура регионального омбудсмена утверждается Законодательным Собранием по представлению губернатора, но в своей деятельности уполномоченный по правам человека абсолютно независим от власти всех уровней. Он, например, не может быть досрочно отстранен от должности, если его позиция не устраивает власти. Законом оговаривается, что досрочное сложение полномочий возможно либо по собственному желанию, либо по решению суда. Это особый институт в системе государственных органов, призванный обеспечивать взаимодействие власти и граждан, который гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина и содействует в восстановлении нарушенных прав, в том числе и нарушенных чиновниками. Было бы нелогично, если бы омбудсмен при этом находился в подчинении тех, чью работу он призван контролировать. А вот конструктивно взаимодействовать на благо граждан мы просто обязаны.
- Непонятно, как эта система общественных противовесов работает. У властных структур есть механизмы реализации своих решений. Решения же омбудсмена, в отличие от нормативных актов власти, прокурорских предписаний и прочего, не являются обязательными к исполнению.
- Да, наши документы носят рекомендательный характер. Но это не слабость института, а его особенность. Ведь уполномоченный является посредником между властью и обществом. Притом, обнаружив факт нарушения прав, мы не просто сигнализируем об этом, а должны использовать все аргументы и правового, и социального характера, чтобы позиция была принята. Это ведь не работа напоказ, а глубокий и системный труд в интересах человека. Уполномоченный не только должен работать по конкретным случаям, жестко реагируя на каждый из них, но и обязан обобщать информацию по соблюдению прав человека государственными и муниципальными органами и учреждениями на территории области, вносить конкретные предложения. Сила уполномоченного - в привлечении внимания широкого круга общественности к наиболее важным и резонансным проблемам защиты прав человека. В развитых обществах жизнь регулируется не только директивно, существуют и более тонкие настройки. Институт уполномоченных по правам человека подтверждает это. По расчетам экономистов, разбирательство дел через уполномоченного по правам человека обходится государству в 10 раз дешевле, чем решение того же вопроса в судебном процессе. Знаете, как рассчитываются эти государственные затраты?
- Ну, наверное, исходя из расходов на обеспечение деятельности чиновников и правоохранителей, занятых в процессе. Количество оплачиваемых рабочих часов и высчитанные пропорционально им затраты на коммуналку, аренду помещений, амортизацию оборудования…
- Примерно так. Главное здесь ‑ количество времени. А теперь посмотрите на эту ситуацию не глазами финансистов, подсчитывающих государственные траты, а с точки зрения гражданина, отстаивающего свои права.
- Получается, он тратит на хождение по инстанциям в 10 раз меньше времени.
- Точно. Представьте, приходит человек с проблемой в один чиновничий кабинет, а там говорят, что это не их вопрос, идите в другую инстанцию. Там его отсылают еще куда-нибудь. Потом он пишет жалобу в прокуратуру. Прокуратура проверяет жалобу и отвечает, что с точки зрения законодательства все правильно. Гражданин по незнанию обращался в те структуры, которые не уполномочены решать его вопрос. Т.е. формально чиновники правы, неправ сам гражданин. Но у человека уже сформировалась уверенность, что государство его не защищает. А это не так. Омбудсмен проконсультирует обратившегося о том, какими законами защищены его права и как эти права отстоять, через какие структуры и механизмы. Это тот минимум поддержки, который мы гарантируем абсолютно всем обратившимся в аппарат омбудсмена. Даже если обращение не попадает в тот перечень вопросов, которыми мы занимаемся. Кстати, у нас очень сжатые сроки рассмотрения обращений: до 10 дней.
- А кроме консультаций чем вы можете помочь?
- Вообще-то уполномоченный по правам человека вступает тогда, когда все другие способы защиты прав исчерпаны. Но я отдаю себе отчет, что бывают случаи, когда нельзя ждать. Например, если поступит жалоба, что к экстренному больному не выезжает «скорая», я не стану советовать написать жалобу в департамент здравоохранения и ждать ответа в месячный срок. Вмешаюсь в ситуацию. Все зависит от конкретного случая. В каких-то случаях будем помогать гражданам грамотно составлять заявления в органы власти, в правоохранительные органы, направлять запросы и от имени уполномоченного по правам человека. Это, как показывает практика, вполне действенно. При вмешательстве омбудсмена проблемы чаще решаются еще на досудебной стадии. По большому счету, наша задача - создание единого правового пространства. Поэтому другая немаловажная часть нашей деятельности ‑ правовое просвещение граждан. Люди должны знать законы, чтобы уметь ими воспользоваться, с одной стороны, и чтобы не испытывать необоснованных ожиданий - с другой. Бывает, что люди требуют того, что не предусмотрено законом. Мы же действуем только в рамках закона.
- Есть еще проблема соотношения закона и справедливости. Случается, что закон и справедливость не всегда совпадают. Как в таких случаях будет действовать уполномоченный по правам человека?
- Знаете, что самое трудное в работе омбудсмена? Беспристрастность. Независимо от своих личных чувств, своего отношения к конкретному человеку или своей субъективной оценки того или иного закона уполномоченный обязан действовать строго в рамках существующего законодательства. Но ведь есть еще понятие «справедливость», «голос совести»… Когда спорящие стороны зашли в тупик, омбудсмен должен предложить новый взгляд на проблему.
Мы будем выезжать в территории, встречаться с людьми на местах, вести регулярные приемы в областном центре. Если увидим, что какая-то проблема, неразрешимая в рамках ныне действующего законодательства, беспокоит большую часть населения, начнем работать над ее решением.
В нашей области будет обязательно создан экспертный совет, привлечем общественность, планируем тесно сотрудничать со всеми общественными правозащитными структурами. Задача уполномоченного ‑ слышать, слушать и помогать, чтобы соблюдение прав и свобод каждого человека стало для нас всех нормой, а их нарушение ‑ аномалией.
Биография
Людмила Романова родилась 21 августа 1975 года в г. Коврове.
Училась в средней школе № 4. После окончания школы поступила на филфак Шуйского государственного педагогического университета. В настоящее время обучается в РАНХиГС, в магистратуре по специальности «государственное и муниципальное управление» и в аспирантуре по специальности «экономика народного хозяйства».
Трудовой путь начала в 1996 году учителем английского языка в средней школе № 15 г. Коврова.
С 1998 года работала в телекомпании «Ковров ТВ» корреспондентом, а затем редактором канала. Готовила и вела авторские программы «Актуальное интервью», «Разговор в прямом эфире», «Итоги недели».
В 2010 году стала советником главы г. Коврова по взаимодействию с общественными организациями.
В 2011-м работала замдиректора по воспитательной работе МОУ ДОД «Родничок».
С 2012-го по 27 ноября 2013-го занимала должность заместителя гендиректора Фонда социальной поддержки населения г. Владимира.
27 ноября 2013 года назначена уполномоченным по правам человека во Владимирской области.
Является доверенным лицом Президента РФ Владимира Путина и губернатора Владимирской области Светланы Орловой.
Член Владимирского регионального отделения всероссийской общественной организации «Союз женщин», Ковровской городской общественной организации Лига женщин «Детям Коврова».
Замужем, воспитывает дочь.
5 декабря 2013 в 19:03
Слушать, слышать, помогать
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Во Владимирской области впервые появился уполномоченный по правам человека. На эту должность Законодательным Собранием была утверждена Людмила Романова. С ней встретился и побеседовал корреспондент «ВВ».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад В Гороховце прокуратура обнаружила «призрачные» газовые трубы
На улицах Кооперативная и Южная в райцентре во время прокурорской проверки были выявлены два участка газопровода протяженность почти 300 метров, у которых нет хозяев.
час назад В заказнике «Давыдовский» Камешковского района обнаружены свалки мусора
Владимирская природоохранная прокуратура добивается их ликвидации, сообщает пресс-служба надзорного ведомства. В частности, мусорные завалы - строительные и бытовые отходы - обнаружены в ходе проверки недалеко от деревни…