5 февраля 2014 в 17:16

На грани адекватности

В сводках происшествий периодически сообщается о ЧП с участием сограждан, мягко говоря, психически не вполне здоровых. Вспомните убийство мальчика в Петушинском районе, облитого кислотой ребенка в Струнино… Насколько вообще сегодня человек защищен от агрессии людей, в психическом здоровье которых возникли сомнения? И насколько, в свою очередь, люди, страдающие психическими расстройствами, могут рассчитывать на наше правильное отношение?

Все мы уповаем на то, что человек, получивший права на вождение автотранспортного средства или ношение оружия, прошел необходимую проверку, в том числе у психиатра. Сегодня это можно сделать не только в государственных больницах, но и в частных клиниках: в любом случае услуга платная. Реклама фирм, где подобные медицинские справки можно оформить буквально за час, не редкость.
Другой разговор ‑ насколько действующая система гарантирует безопасность как самого человека, получившего справку, так и окружающих. В справке написано «годен к управлению транспортным средством на момент обследования». Подразумевается при этом, что обследуемый предоставил медикам полную информацию о своем здоровье. А если кое-что утаил?
Права и свободы - одни на всех
Психическое нездоровье сегодня, как пояснили специалисты «Областной психиатрической больницы № 2» (ОПБ), не подлежит учету в его привычном для обывателя смысле: он отменен еще в начале 90-х годов. Закон гласит, что «лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ». Их ограничение, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законодательством. По закону психиатрическая помощь оказывается только при добровольном обращении лица или с его согласия. И только в особых случаях пациент госпитализируется принудительно.
Казалось бы, в цивилизованном обществе обращение за консультацией к психиатру должно быть столь же обыденным, как и к врачу любого другого профиля. Должно, но всегда ли в жизни бывает именно так? В ОПБ № 2 нам рассказали случай из жизни. За помощью к психиатрам обратилась пациентка, у которой на фоне стрессовой ситуации, вызванной личными обстоятельствами, развилось состояние депрессии. После лечения она вернулась к обычной жизни. Но молва о том, что она лечилась в психиатрическом стационаре, дошла до образовательного учреждения, где женщина работала. Масла в огонь подлили родители ее воспитанников, встревоженные больше собственным воображением, чем ситуацией. В конце концов, женщину вынудили уйти. Очевидно, благодаря тем же слухам она никуда больше не смогла устроиться по специальности, а надо было кормить детей. Еле устроилась мыть полы. В итоге ‑ новый стресс и новые проблемы со здоровьем. Дело кончилось суицидом. Вот так «поддержало в беде» человека наше общество.
Если вовремя заметить
Хотелось бы обратить внимание сограждан на такой момент: не всякий обладатель психиатрического диагноза опасен, как и не всякий считающийся психически здоровым человек не представляет угрозы. Ведь, очевидно, именно поэтому и назначается экспертиза в каждом конкретном случае, когда есть основания подозревать психическое нездоровье.
Несколько лет наша семья жила по соседству с другой: супруги с мальчиком, как рассказали старожилы дома, - пациенты психиатра. Но вот что интересно: вся эта семья вела себя вполне адекватно. Всегда доброжелательно общались с соседями, всегда смотрели за своим ребенком, никогда не слышно было ссор между ними и
т. п. Не все «нормальные» семьи могли порадовать соседей тем же самым.
Вносит свою лепту в состояние психического здоровья сограждан, очевидно, и Интернет, особенно его «взрослые» сайты. Человек «заводит» свои инстинкты до того, что уже не различает грани между виртуальным и реальным миром, и выходит на улицу… Кто может гарантировать, что он не натворит беды?
А вот ситуация, о которой нам рассказали в прокуратуре. Несколько лет назад в регионе был случай, когда вполне благополучный бизнесмен, за которым не замечали никаких отклонений, убил кого-то из близких. Экспертиза выявила психическое заболевание, причем такое, которое без проблем можно было бы скорректировать еще в детском возрасте, если бы родители вовремя обратили внимание на особенности характера ребенка.
Какие же особенности поведения человека, будь то ребенок или взрослый, должны встревожить его близких?
- У маленьких детей психические расстройства проявляются, в первую очередь, нарушениями или странностями поведения. Родителям стоит обратить внимание, если ребенок не стремится к общению со сверстниками, избегает совместных игр, может часами сидеть в углу, совершая монотонные действия, например, крутит в руках веревочку и т.п., - говорит заведующая отделением ОПБ № 2 Татьяна Бровкина. ‑ Возможные признаки начинающегося психического расстройства - немотивированная агрессия, жестокость по отношению к другим детям, животным и даже родителям.
Кстати, психические расстройства могут дебютировать не только в детском возрасте, а практически в любом. И проявляются они различными симптомами, диагноз установит только специалист.
Решать ‑ в комплексе
Рецептов, как уберечься от агрессии психически нездоровых сограждан, нет хотя бы в силу того, что каждый из нас, как говорится, под Богом ходит: сейчас здоров, а через минуту… В каких-то случаях спровоцировать страдающего психическим расстройством на агрессивные действия могут те или иные проявления недоброжелательности, насмешки окружающих. (По версии следствия, именно смех детей спровоцировал ныне задержанного Сергея Козлова на похищение и убийство Богдана Прахова.) Ведь очень часто психически нездоровый человек, считают специалисты ‑ как ребенок, не умеющий ответить на насмешку, выражает свои эмоции единственно доступным ему методом. Не зря ведь на Руси таких людей называли блаженными, и отношение к ним было соответствующим.
Сейчас в нашем обществе отношение и к здоровым-то людям трудно назвать доброжелательным. Страдающих психическими недугами нередко толкает на преступление невозможность (или, в лучшем случае, сложность) трудоустройства. Все новое ‑ хорошо забытое старое: когда-то на ВЭМЗе был цех, где люди с такими заболеваниями выполняли несложную работу. За ними наблюдал специально закрепленный врач. Для этих людей работа была не только трудотерапией, но и финансовым подспорьем. А сейчас даже при наличии программ по трудоустройству инвалидов крайне редко работодатели берут на работу кого-либо с психическим заболеванием, тогда как на Западе это обычная практика; за что предоставляются серьезные преференции.
У нас же, очевидно, начинать надо с совершенствования законодательства. А еще ‑ каждому вырабатывать в себе доброжелательное отношение к окружающим, не гневаться на весь белый свет только из-за того, что пришлось вставать и идти ‑ на работу или учебу. Не обрушивать головную боль от вчерашнего похмелья на случайного прохожего, а дурное настроение от семейных неурядиц ‑ на того, кто сел рядом в общественном транспорте. Ведь если кто-то из случайно встреченных людей на вашем пути психически нездоров, то вы просто убережете себя (и других) от проблем. Может быть, пословица «Доброта спасет мир» - и об этом?

Мнение эксперта

- По закону «…ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза… не допускается». Но приведу пример из жизни: тракторист из глубинки, который трудится по специальности уже лет 20, приезжал к нам на стационарное обследование: позволяет ли ему состояние психического здоровья управлять трактором? ‑ рассказывает заместитель главного врача ОПБ № 2 Ольга Бахирева. ‑ В ходе обследования выяснилось, что в молодости ему устанавливался диагноз «легкая умственная отсталость», или, как тогда писали ‑ «олигофрения в степени легкой дебильности». Однако с этим диагнозом его призвали в армию на срочную службу, которую он благополучно завершил и трудится по сей день. Выходит, оружие доверить можно, а трактор нельзя?

Мнение правоохранителей

- Органами прокуратуры с начала 2011 г. возбуждено порядка 200 дел о лишении водительских прав лиц, чье психическое здоровье не позволяет управлять транспортными средствами, - говорит старший помощник областного прокурора по связям со СМИ Анна Сенькова. ‑ Если еще можно как-то понять ситуации, когда человек сначала получил права, а потом у него возникли проблемы с психическим здоровьем, то совсем другое дело ‑ получение медсправки на оформление водительских прав теми, у кого в карточке есть запись о заболевании, требующем от специалистов как минимум особого внимания и назначения дополнительного обследования.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…