Тяжеловозы переезжают
О грандиозных перспективах своего беспокойного хозяйства директор предложил нам рассказать у себя в кабинете. Но бухгалтер посоветовала: «Идите сразу на конюшню ‑ там теплее: лошади надышали».
- Скоро здесь будет детский сад, - озадачил Илья Симаков, пока мы проходили по темным коридорам трехэтажной «конторы». - Это здание снесут, построят микрорайон на 4 тысячи жителей, а нам ‑ новую конюшню.
- Не боитесь, что новое местное население выживет вас отсюда, как это произошло с совхозом «Коммунар»?
- Нет! - уверенно отвечает Симаков. - Все санитарные и природоохранные нормы соблюдены. 17 января получено положительное заключение госэкспертизы. Здесь изначально запроектирован центр коневодства. Было в планах построить его в Собинском районе, под Вяткино, но приняли правильное решение оставить его здесь. Это городская черта, ребятишки смогут добираться сюда на автобусах, конным спортом заниматься. Кстати, с нашим переездом в новую конюшню и ДЮСШ получит возможность развиваться. А то сейчас у них все денники заняты.
- Вот здесь, - показывает Илья Симаков на площадку слева от входа на конюшню, - будет новый, просторный и комфортабельный дом для наших тяжеловозов. Конюшню построим на 50 голов: будем содержать 25 жеребцов-производителей, которые обеспечивают полностью потребность конезаводчиков, и 25 кобыл. Так что станем мы племенной фермой. Заведем конематок, сможем торговать молодняком, заниматься саморемонтом табуна, потому что животные выбраковываются по старости и по болезни.
Будет два крыла, разделенных галереей. Все удобства: душевые кабины, стиральные машины, комната отдыха коневодов, комната дежурного коневода, кабинеты специалистов, ветврачей, предусмотрены карантинные денники. В них могут отстояться жеребцы, вернувшиеся со случки, молодняк купленный. Если кобыла готова ожеребиться, то ее тоже можем перевести туда, чтобы все было спокойно и тихо. Газовое отопление, канализация, водопровод! Для нас это однозначно благо! Там будет манеж, будет склад для хранения овса, сена, карет. Проект создавался не просто с учетом нашего мнения, мы работали с проектировщиками, которые без нас ни одного штриха не сделали. Все, что нам нужно, предусмотрено!
Порода меняет специализацию
В этот момент заходим в действующую конюшню и слышим окрик девушки, ловко управляющей тачкой с навозом.
- Закрывайте дверь! На улице мороз!
В конюшне действительно теплее, чем в офисе. Кони заинтересованно выглядывают из денников. Кое-кто начинает нетерпеливо бить копытом.
- Сахарку просят, - объясняет Илья Борисович. ‑ Они у нас набалованные, заласканные.
В проходе возвышается копна сена.
- Как с кормами? ‑ спрашиваю, памятуя о прежних голодных зимах.
- Проблем с кормами нет. Как перешли в подчинение области с 2010 года, обеспеченность - 100%. Финансирование идет хорошо, департаменту сельского хозяйства спасибо, все потребности удовлетворяют. Кроме того, мы теперь сдаем жеребцов за небольшую плату ‑ порядка 12 тысяч рублей. На эти деньги покупаем витаминно-минеральные добавки. У всех, посмотрите, соль: и белая, и красная. Уже знаем, кто любит соль с селеном, кто с железом. Вначале ее съедали моментально, сейчас, видно, поднаелись, организм насытился ‑ спокойно уже относятся. Добавляем по килограмму отрубей, подкормки фосфорно-кальциевые. Лошади получают полный рацион. Так что голодных нет.
Вот стоит Багдад ‑ самый сильный конь России. Мы с ним давно знакомы. Интересно, какие у него теперь успехи?
- Да больше никаких. С 2008 года, когда Багдад победил в Нижнем Новгороде, испытаний тяжеловозов в нашей стране не проводилось. Москве ‑ Минсельхозу - это не надо. А на участие в испытаниях за границей у нас денег нет. Жалко. Все-таки это общение было, приезжали со всей России. Но тренинг лошадей у нас все равно идет, иначе традиции совсем потерять можно. А насчет испытаний письма мы пишем, надеемся на возрождение. Но нет организатора, который мог бы принять всероссийские испытания тяжеловозов.
Перевозка тяжелых грузов ‑ конек владимирской породы. В советские времена эти лошади, бывало, вытягивали застрявшие в грязи трактора, использовались на фермах в качестве тягловой силы. В Сибири они вытаскивают на большаки срубленный лес. Когда Гаврилово-Посадский конезавод перешел в частные руки и распродавал поголовье, больше всего тяжеловозов забрали именно в Сибирь и на Дальний Восток. Там сила наших лошадок пока еще востребована. А у нас, в средней полосе, владимирская порода постепенно меняет специализацию.
- Очень много в Подмосковье берут, - делится наблюдениями директор госконюшни. - Они же сейчас становятся хобби-класса. Не только телега-сани. Можно и верхом, пожалуйста. Мужчина приезжал из Подмосковья, 140 кило веса. Не мог подобрать под себя лошадь, ни одна не держит. В итоге купил владимирскую породу, доволен.
На госконюшне этот тренд уловили и пропагандируют породу теперь по-новому.
- В прошлом году начали выступать с жеребцами-тяжеловозами на соревнованиях по выездке, - с гордостью говорит Симаков. - Гит ‑ наш первопроходец. Судьи московские даже удивлялись: лошадь, которая в санях должна ходить, заняла третье место в ЦФО по выездке! И это племенной жеребец! Причем управляет им хрупкая девушка Наталья Меньшикова. Она у нас работала заведующей стадом. 6 февраля мы едем в Ярославль, участвуем в открытом чемпионате города по выездке. В этом году у нас будут еще три выезда на соревнования.
А в пойме будет конный парк?
Симаков продолжает:
- А рядом с новой конюшней уже в этом году появится конкурное поле, которое подходит и для выездки. А в будущем у нас большие планы на пойму. Там подсыпят 4 метра грунта и сделают ипподром с трибунами, взамен нашего старого, который мы продаем, чтобы достроить конюшню. Выделено из бюджета пока 17 млн рублей, а надо 44 млн. Если нам удастся продать землю под ипподромом, то конюшню достроят уже в этом году.
- А на чьи же деньги будет строиться новый ипподром?
- Строительной компании «Игротэк», которой теперь принадлежат бывшие земли плем-объединения. Она обещает открыть ипподром, а также современные конкурное и выездковое поля в середине 2016 года. И остается еще 300 гектаров поймы. Внесено предложение: 100 гектаров отдать нам, мы будем пасти там кобыл и тем самым экономить на кормах. Еще 100 гектаров ‑ спортшколе и 100 гектаров оставить для развития ландшафтного парка. Губернатор предложила запроектировать здесь же вертолетную площадку.
- А лошадей вертолеты не перепугают? Не придется их потом по всей пойме отлавливать?
- Нет. Она же будет не рядом с конюшней. Здесь же появятся гостиница и кафе. Люди смогут приехать, взять лошадку, прокатиться, переночевать, - строит планы директор. - Будут пешеходные, велосипедные и конные маршруты: сначала однодневные, на несколько часов. А в дальнейшем можно посмотреть и с ночевками. У нас есть новый фаэтон восьмиместный, департамент купил. На жеребцах-производителях по технике безопасности прокат запрещен. Но у нас же будут кобылы. Так что сможем зарабатывать.
Останавливаемся у денника с симпатичной лошадью.
- Кобыла Мироносица, - представляет Симаков. - Она не наша, из женского монастыря в Ивановской области. Вообще-то мы обычно отдаем жеребцов-производителей конезаводчикам. Но с монастырями по этическим соображениям работаем наоборот, они ставят к нам своих кобыл. Монастырь тяжеловозов держит для работы. У них есть косилка конная, сено заготавливают для хозяйства, там и овцы, и коровы, и лошади. Сейчас и у них появилась техника, но конюшню не нарушают. А это - самый старый наш жеребец Хорист, 20 лет. В этом году пойдет на выбраковку. И еще один будет выбраковываться, 15-летний Гольф. Мы на мясокомбинат никого не сдаем, - предупреждает мой вопрос Илья Борисович. - Они еще 15 лет, может, проживут. Даже не продаем ‑ обмениваем. Собираемся взять вместо них кобыл. Начинаем формировать поголовье. Сейчас у нас их уже четыре, правда, все от одной матери. Но их можно будет обменивать, так что начало положено.
Переходим к деннику напротив.
- Вот наша первая ласточка с мамкой так и стоит. Отнять надо было в шесть месяцев, еще в ноябре, но ставить некуда. Так до сих пор и сосет. Порода очень молочная! В Казахстане, кстати, ее разводят для кумыса.
У нас, по словам Ильи Симакова, этот продукт спросом не пользуется, а коневоды кобылье молоко пьют с удовольствием.
- В прошлую нашу встречу вы говорили, что в мире осталось всего три сотни владимирских тяжеловозов...
- Сейчас порядка 1000 голов. Владимирскую породу разводят в Москве, Питере... Екатеринбург получил племенное свидетельство. Малочисленная, разбросанная, но дай Бог ‑ выкарабкается. Лошадь ведь универсальная, неприхотливая к кормам, ход красивый. И вспахать, и на телеге, и на санях, и верхом. Никакого джипа не надо!
5 февраля 2014 в 17:41
Новая жизнь владимирских тяжеловозов
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Мой репортаж с госконюшни «Владимирская», вышедший в «ВВ» в 2008 году, был очень грустным. «Порода погибает, осталось всего около 300 голов… За зиму из-за нехватки кормов пали два жеребца-производителя… Минсельхоз далеко…» - такие горькие речи звучали тогда из уст директора Ильи Симакова. Вот и нынче я ехала в Заклязьменский с тяжелым сердцем. Однако, встретившись с Ильей Борисовичем, сразу почувствовала перемены. Несмотря на холод в офисе, половина которого вообще отрезана от отопления, у директора, что называется, глаза горели.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
20 минут назад Кольчугинец спас двоих провалившихся в прорубь мальчишек
22 декабря, в воскресенье, около 13:30 в городе Кольчугино Владимирской области произошло ЧП. Двое братьев провалились в полынью, но их оперативно спас проходивший мимо мужчина. Кольчугинец Иван Быков не растерялся, сбро…
37 минут назад Во Владимире осуждены 11 участников преступной группы по сбыту наркотиков
Фрунзенский районный суд города Владимира вынес приговор в отношении 11 жителей Владимирской, Вологодской, и Ярославской областей. Они признаны виновными в совершении 39 преступлений по незаконному сбыту наркотиков и пси…