До войны
Владимир после революции, когда индустриализация потянула людей из деревни, испытывал острый дефицит жилья. Предприятия в 30-е годы строились одно за другим - «Автоприбор», химкомбинат, Грамзавод. И куда-то надо было селить рабочих и служащих.
Под жилье были заняты все здания, какие возможно. Людей семьями селили и в дом ксендза у бывшего костела, и в бывшую богадельню, и в бывшую старообрядческую церковь, где сейчас находится музей хрусталя. Под общежитие горсовет забрал и полудеревянный дом-синагогу на улице Большие Ременники. Сейчас можно долго возмущаться безбожностью большевиков, но людям действительно жить было негде. А солидных капиталовложений в массовое жилье до войны не предусматривалось.
При этом население Владимира до войны выросло с 40 до 70 тысяч человек. Выручали коммунальные квартиры. В те годы 70% квартир заселялись покомнатно и лишь около 30% ‑ посемейно.
Много тогда строили домов барачного типа. Они появлялись параллельно с несколькими довоенными красивыми домами-сталинками.
Пленная трудармия
Создание Владимирской области и одновременно тракторного завода вновь показало, что жилья, да и административных зданий во Владимире не хватает. А кто строить будет? Война прошлась и по строительным кадрам, как в целом по людскому ресурсу по всей стране.
Выручили пленные немцы. Всего через лагерь № 190, расположенный на территории Владимирской области, с 1943 года до начала 1950-х прошли 30 тысяч пленных - это целая трудовая армия. Военнопленными построено немало зданий. При этом дома-дворцы с фасадами на главных улицах резко контрастировали с простенькими строениями, располагавшимися в глубине кварталов. Это можно и сейчас увидеть в районе улиц Горького и Мира областного центра.
«Хрущевки» и «брежневки»
Сегодня личность и дела Никиты Хрущева оценивают по-разному. За массовое жилищное строительство одни призывают ему памятник поставить, другие говорят, что он лишь продолжил задуманное Сталиным.
Действительно, строительный техникум во Владимире построили еще при Сталине, да и шлакоблочные сталинские дома считаются предшественниками «хрущевок». Новые территории для жилищной застройки тоже вошли в состав города при Сталине ‑ Ново-Ямская слобода на западе (ныне проспект Ленина) - в 1934 году, села Доброе и Красное на востоке ‑ в 1950 году.
Но вот объемы строительства при Хрущеве оказались небывалыми. Отправной точкой для строительного бума стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР».
Впервые был реализован промышленный подход к строительству дешевого жилья и поставлена задача дать каждой семье свою квартиру с кухней и туалетом, а не просто угол или комнату в коммуналке.
Уже в начале 60-х проектная организация «Владпроект», ставшая вскоре институтом «Владгражданпроект», разрабатывает проектно-сметную документацию для крупных жилых районов на проспекте Строителей и в восточном районе, в бывшем селе Добром. На 120 тысяч жителей! Во всем Владимире тогда население перевалило только за 160 тысяч. Вот это прирост! Проекты быстро претворялись в жизнь.
В 1960-е годы в Добром появились пятиэтажные «хрущевки», а в 1973 году построена первая девятиэтажка. Дома выше пяти этажей были уже признаком нового подхода к строительству во времена Брежнева ‑ создавались «спальные районы» с многоэтажками.
Финансирование строительства шло по различным каналам. Много жилья строили предприятия города. Например, при легендарном директоре завода «Автоприбор» Евгении Вьюнове в 1960-1980-х годах завод построил 20 жилых домов.
Часть квартир граждане покупали через жилищно-строительные кооперативы: первый взнос ‑ 40% от стоимости жилья, оставшаяся сумма - в рассрочку.
Метры, метры, метры...
Каждые два года во Владимире в 1970-е годы возводилось жилья столько, сколько его было до революции. Сравните: во Владимире до революции насчитывалось всего 200 тысяч кв. метров жилья, а по данным на январь 1984 года - 4 миллиона 506 тысяч кв. метров! За десятую пятилетку только во Владимире сдали в эксплуатацию 835,5 тыс. кв. метров жилья.
Вместе с домами полагалось возводить и социально-культурные объекты (дома быта, школы, детские сады, библиотеки) - из расчета на определенное количество жителей.
Бывали ли тогда проблемы с качеством строительства? Бывали, конечно. Нередко гнали сдачу домов к концу года или к годовщине Октября.
Помню, несколько лет назад в редакцию газеты обратились активные пенсионерки из Юрьевца. У них на лоджиях буквально разваливалась кирпичная кладка. Требовали от коммунальщиков исправить. А в разговоре признались: они сами работали на предприятии по мелиорации, которое строило этот дом в 1980-е годы, и помнят, как подгоняли строителей, чтобы побыстрее сдать объект в ущерб качеству.
И все-таки жилищное строительство, превращенное в индустрию, небывало расширило площадь города за счет спальных микрорайонов - восточного, юго-западного и северо-западного. Таким образом решалась главная задача ‑ жилье для простого человека. Кстати, до сих пор большинство владимирцев живут в домах, построенных тогда.
Строителям ‑ почет и уважение
В 1960-1970-е годы строительная отрасль и ее труженики в регионе усилили свое значение. Недаром стадион «Локомотив» тогда стал «Строителем» (ныне это «Лыбедь»). И проспект Строителей тогда появился, и строительная больница.
В те годы мощными организациями в городе стали строительные тресты № 1, 94, городской ремонтно-строительный, «Владпромстрой», «Владспецстрой», а также открытый в начале 1970-х годов домостроительный комбинат.
Строительство потащило за собой рост производства стройматериалов. И не только! Спрос на мебель вырос в десятки раз.
Герой - бригадир маляров
Характерной личностью, человеком-символом тех лет во Владимире был бригадир маляров УНР-672 строительно-монтажного треста Леонид Васильевич Якунин. С января 1955 года он приступил к работе в стройтресте № 94. В течение 30 лет был бригадиром.
- Я понимал одно, - говорил Якунин, - это надо сделать. Второстепенного объекта для нас не было - что детский садик, что гостиницу, что жилье - все нужно было отделать так, чтобы душа радовалась.
Его бригада работала во всех микрорайонах города, претензий к качеству не было. Поэтому перед сдачей объектов бригада Якунина шла у начальников нарасхват. Кроме жилых домов маляры под руководством Леонида Васильевича работали на строительстве корпусов тракторного завода, больниц, драматического театра, филармонии, школ.
В 1971 году Леонид Якунин был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1976 году получил звание Героя Социалистического Труда, а в 1985-м ему присвоено звание Почетного гражданина города Владимира.
Метры и дети
В результате массового жилищного строительства 1950 ‑ 1980-х годов впервые в истории страны отдельная квартира стала основным типом городского семейного жилища. Рост численности населения Владимира отражает темпы жилищного строительства.
1926 год - 39 700 человек
1939 год - 66 797 человек
1956 год - 121 000 человек
1959 год - 153 865 человек
1970 год - 234 087 человек
1982 год - 313 000 человек
1989 год - 349 702 человек
6 августа 2014 в 17:48
Владимирская строительная революция
Эпоха массового жилищного строительства 60-80-х годов преобразила областной центр - Владимир стал городом строителей.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад В регионе началась активная подготовка к весеннему сезону
Более 13 млн сеянцев сосны и ели будут высажены на вырубках в весенний период, сообщает региональное Министерство лесного хозяйства. Лесокультурный сезон планируется начать во второй половине апреля.
41 минуту назад Во Владимирской области дополнительно выделено 200 млн рублей на уборку дорог
Губернатор Александр Авдеев направил дополнительно 200 млн рублей на зимнюю уборку местных дорог. Средства выделены из резервного фонда правительства области и будут направлены в муниципальные образования на выполнение р…