6 августа 2014 в 17:48

Владимирская строительная революция

Эпоха массового жилищного строительства 60-80-х годов преобразила областной центр - Владимир стал городом строителей.

До войны
Владимир после революции, когда индустриализация потянула людей из деревни, испытывал острый дефицит жилья. Предприятия в 30-е годы строились одно за другим - «Автоприбор», химкомбинат, Грамзавод. И куда-то надо было селить рабочих и служащих.
Под жилье были заняты все здания, какие возможно. Людей семьями селили и в дом ксендза у бывшего костела, и в бывшую богадельню, и в бывшую старообрядческую церковь, где сейчас находится музей хрусталя. Под общежитие горсовет забрал и полудеревянный дом-синагогу на улице Большие Ременники. Сейчас можно долго возмущаться безбожностью большевиков, но людям действительно жить было негде. А солидных капиталовложений в массовое жилье до войны не предусматривалось.
При этом население Владимира до войны выросло с 40 до 70 тысяч человек. Выручали коммунальные квартиры. В те годы 70% квартир заселялись покомнатно и лишь около 30% ‑ посемейно.
Много тогда строили домов барачного типа. Они появлялись параллельно с несколькими довоенными красивыми домами-сталинками.
Пленная трудармия
Создание Владимирской области и одновременно тракторного завода вновь показало, что жилья, да и административных зданий во Владимире не хватает. А кто строить будет? Война прошлась и по строительным кадрам, как в целом по людскому ресурсу по всей стране.
Выручили пленные немцы. Всего через лагерь № 190, расположенный на территории Владимирской области, с 1943 года до начала 1950-х прошли 30 тысяч пленных - это целая трудовая армия. Военнопленными построено немало зданий. При этом дома-дворцы с фасадами на главных улицах резко контрастировали с простенькими строениями, располагавшимися в глубине кварталов. Это можно и сейчас увидеть в районе улиц Горького и Мира областного центра.
«Хрущевки» и «брежневки»
Сегодня личность и дела Никиты Хрущева оценивают по-разному. За массовое жилищное строительство одни призывают ему памятник поставить, другие говорят, что он лишь продолжил задуманное Сталиным.
Действительно, строительный техникум во Владимире построили еще при Сталине, да и шлакоблочные сталинские дома считаются предшественниками «хрущевок». Новые территории для жилищной застройки тоже вошли в состав города при Сталине ‑ Ново-Ямская слобода на западе (ныне проспект Ленина) - в 1934 году, села Доброе и Красное на востоке ‑ в 1950 году.
Но вот объемы строительства при Хрущеве оказались небывалыми. Отправной точкой для строительного бума стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР».
Впервые был реализован промышленный подход к строительству дешевого жилья и поставлена задача дать каждой семье свою квартиру с кухней и туалетом, а не просто угол или комнату в коммуналке.
Уже в начале 60-х проектная организация «Владпроект», ставшая вскоре институтом «Владгражданпроект», разрабатывает проектно-сметную документацию для крупных жилых районов на проспекте Строителей и в восточном районе, в бывшем селе Добром. На 120 тысяч жителей! Во всем Владимире тогда население перевалило только за 160 тысяч. Вот это прирост! Проекты быстро претворялись в жизнь.
В 1960-е годы в Добром появились пятиэтажные «хрущевки», а в 1973 году построена первая девятиэтажка. Дома выше пяти этажей были уже признаком нового подхода к строительству во времена Брежнева ‑ создавались «спальные районы» с многоэтажками.
Финансирование строительства шло по различным каналам. Много жилья строили предприятия города. Например, при легендарном директоре завода «Автоприбор» Евгении Вьюнове в 1960-1980-х годах завод построил 20 жилых домов.
Часть квартир граждане покупали через жилищно-строительные кооперативы: первый взнос ‑ 40% от стоимости жилья, оставшаяся сумма - в рассрочку.
Метры, метры, метры...
Каждые два года во Владимире в 1970-е годы возводилось жилья столько, сколько его было до революции. Сравните: во Владимире до революции насчитывалось всего 200 тысяч кв. метров жилья, а по данным на январь 1984 года - 4 миллиона 506 тысяч кв. метров! За десятую пятилетку только во Владимире сдали в эксплуатацию 835,5 тыс. кв. метров жилья.
Вместе с домами полагалось возводить и социально-культурные объекты (дома быта, школы, детские сады, библиотеки) - из расчета на определенное количество жителей.
Бывали ли тогда проблемы с качеством строительства? Бывали, конечно. Нередко гнали сдачу домов к концу года или к годовщине Октября.
Помню, несколько лет назад в редакцию газеты обратились активные пенсионерки из Юрьевца. У них на лоджиях буквально разваливалась кирпичная кладка. Требовали от коммунальщиков исправить. А в разговоре признались: они сами работали на предприятии по мелиорации, которое строило этот дом в 1980-е годы, и помнят, как подгоняли строителей, чтобы побыстрее сдать объект в ущерб качеству.
И все-таки жилищное строительство, превращенное в индустрию, небывало расширило площадь города за счет спальных микрорайонов - восточного, юго-западного и северо-западного. Таким образом решалась главная задача ‑ жилье для простого человека. Кстати, до сих пор большинство владимирцев живут в домах, построенных тогда.
Строителям ‑ почет и уважение
В 1960-1970-е годы строительная отрасль и ее труженики в регионе усилили свое значение. Недаром стадион «Локомотив» тогда стал «Строителем» (ныне это «Лыбедь»). И проспект Строителей тогда появился, и строительная больница.
В те годы мощными организациями в городе стали строительные тресты № 1, 94, городской ремонтно-строительный, «Владпромстрой», «Владспецстрой», а также открытый в начале 1970-х годов домостроительный комбинат.
Строительство потащило за собой рост производства стройматериалов. И не только! Спрос на мебель вырос в десятки раз.
Герой - бригадир маляров
Характерной личностью, человеком-символом тех лет во Владимире был бригадир маляров УНР-672 строительно-монтажного треста Леонид Васильевич Якунин. С января 1955 года он приступил к работе в строй­тресте № 94. В течение 30 лет был бригадиром.
- Я понимал одно, - говорил Якунин, - это надо сделать. Второстепенного объекта для нас не было - что детский садик, что гостиницу, что жилье - все нужно было отделать так, чтобы душа радовалась.
Его бригада работала во всех микрорайонах города, претензий к качеству не было. Поэтому перед сдачей объектов бригада Якунина шла у начальников нарасхват. Кроме жилых домов маляры под руководством Леонида Васильевича работали на строительстве корпусов тракторного завода, больниц, драматического театра, филармонии, школ.
В 1971 году Леонид Якунин был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1976 году получил звание Героя Социалистического Труда, а в 1985-м ему присвоено звание Почетного гражданина города Владимира.

Метры и дети
В результате массового жилищного строительства 1950 ‑ 1980-х годов впервые в истории страны отдельная квартира стала основным типом городского семейного жилища. Рост численности населения Владимира отражает темпы жилищного строительства.
1926 год - 39 700 человек
1939 год - 66 797 человек
1956 год - 121 000 человек
1959 год - 153 865 человек
1970 год - 234 087 человек
1982 год - 313 000 человек
1989 год - 349 702 человек

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
28 минут назад Во Владимире закрыли два нерегулируемых пешеходных перехода в центре и в Добром
Администрация города сообщает о выполнении рекомендаций Госавтоиснпекции и ликвидации двух пешеходников. Теперь нельзя перейти дорогу у стадиона «Торпедо» (ул. Дворянская, дом № 13) и в районе городской больницы № 5 (ул.…
сегодня в 15:38 Житель Мурома стал фигурантом уголовного дела, проигнорировав визит в военкомат
Прокуратура Владимирской области сообщает о привлечении к ответственности горожанина, который решил не служить. Но законных оснований для этого не нашел.