Мы в «ВВ» включили логику: полисы у нас есть, работодатели страховые взносы платят - как нам могут отказать от поликлиники, даже если мы не придем до нового года специально «прикрепляться»? Ерунда какая-то... Но чтобы развеять все сомнения, отправились за комментарием к Ольге Ефимовой, директору территориального ФОМС Владимирской области. Она подтвердила: эти слухи действительно относятся к области народного мифотворчества.
По словам директора ТФОМС, Владимирская область к переходу на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи до сих пор только готовилась. Примерно в трети регионов РФ этот принцип, прописанный как рекомендуемый в базовой программе госгарантий, уже работает. У нас все пройдет поэтапно. Сначала ‑ в 2015-м - на подушевое финансирование мягко переведут самые сильные и продвинутые учреждения вроде поликлиники ОКБ или Владимирской городской поликлиники № 5 (бывшей «Автоприбор-Точмаш»). Какие именно лечебные учреждения будут переведены - решит департамент здравоохранения. А вот роддома, стоматологические поликлиники и диспансеризация в подушевые нормативы не попадут в принципе.
- Ольга Михайловна, первый и главный вопрос: если я не напишу заявление о прикреплении к поликлинике по месту жительства, меня будут там обслуживать бесплатно?
- Разумеется, будут. Если человек специально не заявит о своем желании обслуживаться в конкретной поликлинике, то его автоматически учитывают как прикрепившегося к той поликлинике, в зоне обслуживания которой он проживает. Обслуживала вас 10 лет одна поликлиника ‑ она и будет дальше это делать. Вы числитесь на своей территории по своему адресу. По месту фактического проживания. Идти писать заявление нужно только в двух случаях. Первый: если вы по каким-то причинам решили поменять свою поликлинику на другую (хотя в нашем регионе это единичные случаи). Второй: если вы поменяли место жительства. Особенно это важно, если вы переехали в новостройку. Вот тут я очень рекомендую пойти и прикрепиться к ближайшей поликлинике: вот он я - теперь живу в зоне вашего обслуживания. Поскольку обновление баз данных по новостройкам может запаздывать.
- Но по полису человека обязаны принять даже без прикрепления?
- Обязаны. И примут. Но при подушевом финансировании поликлиника пострадает, если в нее в массовом порядке пойдут неприкрепленные пациенты. Фактически ей придется тратить на неприкрепленных деньги, рассчитанные на прикрепленных. Ведь, получив подушевое финансирование на свое прикрепленное население, амбулаторно-поликлиническое учреждение должно будет организовать предоставление ему медицинской помощи на своем уровне в полном объеме. Поэтому неприкрепленным гражданам при обращении будут рекомендовать прикрепляться, если они хотят и впредь без проблем обслуживаться в конкретной поликлинике.
- У всех поликлиник будет одинаковый норматив подушевого финансирования?
- Нет. Нормативы будут дифференцированными ‑ в зависимости от того, какого возраста население, какая востребованность медицинской помощи и т.п. Скажем, для детских учреждений свой повышающий коэффициент. Для учреждений, где прикреплено много стариков, - свой.
- Панику на форумах в Интернете вольно или невольно поддерживают поликлиники по всей стране, которые вешают объявления «Придите! Прикрепитесь!». Зачем они это делают?
- Чем больше прикрепленных, тем больше будет объем финансирования. Просто поликлиники уже сейчас хотят подтвердить свой статус и количество прикрепленных.
- А если человек в три поликлиники захочет прикрепиться?
- Не получится. Прикрепления по заявлению мы очень четко проверяем.
- Есть информация, что «скорая помощь» тоже будет в этой системе. Но она же ездит по всему городу... Оказывает помощь приезжим и тем, у кого даже жилья и полисов нет... Кто это оплатит?
- Счета за оказанную помощь иногородним оплатит ФОМС. За тех, у кого нет полисов, заплатит бюджет.
- Почему внедрение подушевого финансирования начнут с больших поликлиник?
- Мы отдаем все деньги учреждению на его прикрепленных и говорим: вы теперь гарантируете им полное обследование, в том числе если требуется УЗИ, МРТ и т.д. Если в ресурсе учреждения нет возможности проведения необходимых диагностических процедур, оно должно будет рассчитываться за своего пациента с другой поликлиникой, где такой ресурс есть. Маленьким лечебным учреждениям со слабой финансово-экономической службой сложно осуществлять эти взаиморасчеты. Кстати, именно поэтому сейчас проводится оптимизация сельских больниц и поликлиник.
- «Оптимизация» - это уже какое-то ругательное слово...
- Напрасно. Смотрите: на недавнем съезде врачей выступала руководитель сельской участковой амбулатории, ставшей после оптимизации подразделением крупного учреждения. Что там было до того? Терапевт и в лучшем случае два-три специалиста. Если, к примеру, нужен лор, то пациент должен ехать в крупную больницу. А она рассчитана на свое прикрепленное население. И ставки специалистов на нагрузку именно этой больницы. Вариант идти на прием за деньги человека не порадует. А теперь, когда сельская больница стала подразделением, сельские пациенты точно так же уже считаются прикрепленным населением крупного учреждения. И к тому же лору люди попадут без проблем. У крупного лечебного комплекса с одним руководителем порядка всегда больше, потому что он знает весь свой ресурс и ресурс своего района. Если объяснять опять на примере той же сельской амбулатории: когда она была самостоятельным юрлицом, то в случае болезни или отпуска врача там можно было вешать замок на дверь. А когда эта же амбулатория ‑ подразделение крупного лечебного учреждения, то в нее в этом случае временно командируют нужного специалиста. Так что смысл в оптимизации есть.
сказано
Ольга
Ефимова,
директор
террито-
риального
ФОМС
Владимирской области:
- Если человек специально не заявит о своем желании обслуживаться в конкретной поликлинике, то его автоматически учитывают как прикрепившегося к той поликлинике, в зоне обслуживания которой он проживает. Обслуживала вас 10 лет одна поликлиника ‑ она и будет дальше это делать.