26 марта 2015 в 18:48

Режиссер-аниматор Сергей Серегин: «Мультфильмы ‑ это серьезно!»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В минувшее воскресенье в Суздале завершился ежегодный фестиваль анимационного кино. И в тот же день в «Киномаксе» зрители еще до старта российского проката впервые увидели большеэкранный мультфильм, историческое фэнтези «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». Этот показ стал подарком владимирцам от директора фестиваля, продюсера Александра Герасимова и съемочной группы «Чародея...» во главе с режиссером Сергеем Серегиным. Он презентовал свое творение лично, а затем дал интервью корреспонденту «ВВ».

- Сергей, у нас сейчас наступил ренессанс отечественной мультипликации? Столько кассовых сериалов и фильмов: «Лунтик», «Смешарики», «Фиксики» «Маша и Медведь», цикл о богатырях. И ваш «Чародей...» ‑ он же тоже «вырос» из сериала...
- Стоит разделить коммерческую анимацию и авторское кино. Авторская анимация у нас и не приходила в упадок. Каждый год фильмы отечественных мультипликаторов привозили награды с международных фестивалей. А вот коммерческая анимация действительно стала развиваться не так давно. Но в нее приходят многие люди из авторского кино, отточив там свое мастерство, поэкспериментировав...
- А фестиваль в Суздале на пользу авторскому или коммерческому кино?
- Любому. Фестиваль в Суздале ‑ это в принципе замечательная площадка. На ней каждый год проводится огромное количество мероприятий, показов... В этом году, например, выступали люди, которые рассказывали, как продвигать свое кино в Интернете. Нам важно общаться, обмениваться опытом в профессиональном сообществе.
Чем хорош именно Суздаль? Это красивый, уютный город. При этом есть площадка, где мы все вместе, а не по разным отелям. Ведь наравне с просмотром фильмов важно общение. Графики у всех очень плотные, так что мы только здесь все и встречаемся. По сути, этот фестиваль уже стал своеобразным съездом мультипликаторов всей России. И замечательно. У нас должно быть место общей тусовки. Хорошо, что это Суздаль.
К слову, я не помню вообще ни одного одинакового фестиваля в этом городе. Всегда придумывается что-то новое. Фишка этого года ‑ открытая премьера: когда в десятках городов по всей России шли показы конкурсной программы Суздаля. И в каждом городе работало свое зрительское жюри.
- Есть люди в той же провинции, которые мечтают попасть в эту индустрию. Что вы им посоветуете? И вообще, есть ли дефицит кадров в анимации?
- Дефицит кадров большой - и художников, и сценаристов. Кстати, на фестиваль в Суздале всегда приглашаются молодые писатели. Пытаемся с ними дружить, чтобы в перспективе получить нужные нам тексты. Но если человек сам по себе придумал некую авторскую историю, то это материал, скорее, для авторского кино.
А дефицит у нас именно в индустрии. Нужны сценаристы, которые могут работать в заданном формате. В рамках сериала, популярного или нового. Если человек может придумать серию в точном формате, с сохранением характеров и интересной историей «внутри» - она пойдет. С этим можно обращаться на студии. И поверьте, никто не украдет ваши идеи. Люди в индустрии работают серьезные, авторское право они соблюдают. Это что касается сценаристов. С художниками проще, хотя это специфическая специальность. Но сейчас эта работа никак не завязана на пребывании в Москве... Все можно делать дома на компьютере.
- Сейчас в коммерческую мультипликацию часто зовут звезд ‑ и берут для персонажей не только их голоса, но и мимику, и жесты. Как вы относитесь к этой практике?
- Анимация и компьютерное преображение - это все же немного разные вещи. Анимация изначально предполагает движение, которого не существовало до этого. Игру рисунка. Аниматоры сами практически актеры. У них ручной труд. Просто так обвести ‑ это смотрится нехорошо. Это неестественно, потому что слишком естественно. А в анимации должна быть некая гипербола.
- Но зачем тогда известных актеров звать на озвучку? У вас вон, например, Станислав Дужников Петра Первого озвучивает.
- Это возможность привлечь дополнительное внимание зрителей. Но звезду ради звездности мы не зовем. Просто звездный артист потому и известен зачастую, что он хороший актер. Но мы все равно проводим кастинг. Тот же Дужников наравне со всеми его проходил. Утвердили его не потому, что он известен, а потому, что подошел персонажу и вписался в актерский ансамбль. Это важно ‑ голоса не должны сливаться в одно целое. Я, кстати, на кастинге актеров слушаю с закрытыми глазами.
- А собираясь в Суздале на ваш «съезд мультипликаторов», вы там не рассуждаете, мол, зачем мы пошли в анимацию, если в игровом кино куда легче прославиться и разбогатеть?
- Нет, так мы не рассуждаем. Если человек доехал до нашего фестиваля, то он для себя уже прошел отборочный этап. Ведь даже из училищ до студий добираются только те художники, кто очень этого хочет. А дальше уже поздно рассуждать. Для всех это стало любимым делом. А любимое дело ни на что не променяешь. Что касается «прославиться и разбогатеть», то наше сообщество не тщеславное. И деньги мы хотим зарабатывать не для поддержки штанов, а на новые проекты. Мы о фильмах все время думаем.
- У анимации есть явный плюс ‑ даже при ограниченности бюджета можно создавать самые фантастичные миры. Рисовать-то можно что угодно.
- Ну, это плюс не только мультипликации. Сейчас практически любое игровое кино снимается с огромным количеством компьютерной графики. Так что там тоже возможности безграничны. Но анимация позволяет изначально больше фантазии. Создать миры, которые в реальности существовать не могут. Или сделать персонажем то, что в игровом кино таковым быть не может: стакан и ложку, например.
- Так все же почему коммерческая анимация только-только оживает?
- Потому, что для нее требуются другие условия. Нужна индустрия. А она у нас отсутствовала после распада «Союзмультфильма». Маленькие студии не могли потянуть конвейерные объемы. Сериал ведь создается быстро и сразу сезонами. С 12 сериями выходить на рынок бессмысленно. Сейчас такие студии стали появляться, потому что появились продюсеры, заинтересованные в развитии индустрии. Вы упомянули «Смешариков» - они появились одними из первых. Стали хорошим коммерческим брендом, в том числе для сопутствующих товаров: игрушек, продуктов... Продюсеры поняли, что бренд - важная вещь. И стали работать на это. Постепенно начал формироваться пул художников, режиссеров, которым интересна эта работа. Потому что у коммерческой анимации есть очень важный плюс: ты понимаешь, что она обязательно дойдет до зрителя.
- Но и в зарабатывании денег нет ничего плохого.
- Плохого нет. Но пока российская анимация в основном с этим неважно справляется. Есть отдельные успехи. Но в целом нашей проблемой является нехватка средств. Пока большая часть нашей анимации снимается на гранты Минкульта. И объемы вложений в мультипликацию в сравнении с Голливудом скромные. Примерно четверть бюджета «Шрека» равна годовой стоимости всей российской анимации.
- Давайте о вашем фильме поговорим. Вам нравится, каким получился «Чародей равновесия»?
- Так не бывает, чтобы все нравилось. Всегда при первом просмотре со всей группой находишь то, что, кажется, можно было бы сделать интереснее. Но это проходит, когда фильм выходит к зрителю. Ты его в этот момент словно отпускаешь... И начинаешь готовиться к следующему. Мы надеемся, что снимем трилогию. Но это будет зависеть от зрителей: если наше кино им понравится. И я буду очень рад, если владимирские зрители его посмотрят. Именно от вас, от каждого, кто пришел в кинотеатры, зависит, увидит ли свет продолжение этой истории.

P.S. Благодарим Юлию Гордееву, менеджера кинотеатра «Киномакс-Буревестник», за организацию этого интервью.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад «Т Плюс» поддержала региональные этапы Всероссийского чемпионата по профмастерству «Профессионалы» во Владимире и Иванове
Владимирский филиал «Т Плюс» стал социальным партнером региональных этапов чемпионата по профмастерству «Профессионалы», которые завершились во Владимире и Иванове.
43 минуты назад В Александрове суд приговорил «черного лесоруба» к 1 году колонии общего режима
Александровский городской суд вынес приговор в отношении 26-летнего гражданина одной из стран ближнего зарубежья. Его признали виновным в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. Об этом сообщает пресс…