13 июля 2015 в 19:00

Оставьте Красную церковь музею!

Алиса Ивановна Аксенова - она не нуждается в перечне ее должностей, званий и регалий - с присущей ей страстью и в то же время корректно и доказательно выступает против возможной передачи старообрядцам здания Троицкой (Красной) церкви во Владимире. Сейчас здесь Музей хрусталя и художественных изделий мстерской лаковой миниатюры и вышивки ВСМЗ. Вот мысли Алисы Ивановны по этому поводу.

В центре города возвышается выразительная, со ступенчатым верхом Троицкая старообрядческая церковь. Владимирцы обычно называют ее Красной ‑ она сложена из добротного красного кирпича.
С 1976 года здесь размещается Музей хрусталя и художественных изделий мстерской лаковой миниатюры и вышивки, одна из самых посещаемых экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В прошлом году его посетило 55 тысяч, за последние пять лет ‑ 250 тысяч гостей и жителей города. В книге посетителей - сплошь восторженные отзывы на разных языках.
Рассказать об истории Троицкой церкви и создании замечательного музея меня побудила тревога за его будущее. Ею я хочу поделиться с жителями города.
Строительство старообрядческих храмов в России было разрешено лишь после революции 1905 года. В 1912 году старообрядческая община Владимира (в ней состояли богатые купцы) выкупила участок земли близ Золотых ворот и пригласила для работы над проектом будущей церкви известного московского архитектора Жарова, который по рекомендации академика Бенуа с 1910 года был губернским архитектором. Проект был выполнен в модном в те годы нововизантийском стиле. Строительство церкви шло с 1913 по 1916 год. 30 октября 1916 года Троицкая церковь была освящена.
После революции богослужения в ней не прекратились. Община была немногочисленной ‑ в 1926 году в ней числилось 98 человек. В 1928 году губисполком принял решение о закрытии церкви в связи с необходимостью разместить в церкви губернский архив.
Использование храма в дальнейшие годы было разнообразным. На моей памяти там было жилье для цыган, а после ремонта обустроили кинотеатр. Затем там был склад универмага.
В конце 60-х годов ХХ века после сноса части старой жилой застройки началось строительство нового здания областного драмтеатра. В Троицкой церкви планировалось устроить склад декораций, а в цокольной части разместить кассы. Однако в обкоме партии родилось мнение: церковь надо снести, поскольку она перекрывает вид на нарядный фасад нового театра.
Помню, как во время экскурсии у Золотых ворот первый секретарь обкома партии Пономарев рассказывал высоким гостям, что у него накануне были военные с проектом организации взрыва церкви, при котором весь корпус здания осядет и осколки и камни не разлетятся вокруг. Я как бы между прочим довольно громко сказала: «Еще как разлетятся. Может быть, далеко».
Пономарев посмотрел на меня зло, но ничего не сказал. Он понял, о каких «осколках» было упомянуто.
Ведь на памяти был почти что бунт, недопустимый, но непредотвращенный.
В феврале 1970 года вопреки общественному мнению против планируемого взрыва Казанской церкви (она стояла на месте нынешнего Вечного огня и вновь выстроенного храма) подошел танк, чтобы обрушить старые стены. Навстречу ему вышла группа молодых архитекторов и реставраторов, которые стали горячо уговаривать танкистов оставить храм в покое. Танк развернулся и ушел.
Но через неделю утром подошла строительная техника и ударами железной «бабы» разрушила стены. Разразился скандал. Из Министерства культуры срочно приехала комиссия. Официально было объявлено, что это произошло без разрешения, начальнику УНР был объявлен выговор. Очевидно, что на новый скандал - с Троицкой церковью - власти не решились. И она была спасена.
Музей-заповедник попросил передать церковь не театру, а музею. В областном центре был необходим музей, презентующий туристам произведения всемирно известных художественных центров, Гусь-Хрустального и Мстеры, гордости области. В 1971 году склад универмага был вывезен, и памятник включен в состав музея-заповедника.
Три года шла реставрация, подключение коммуникаций. Особо трудным оказалось решить вопрос с отоплением: объем огромный, в первую же зиму смонтированное по проекту отопление не сработало, стены промерзли и почернели. Смелое решение принял директор реставрационной мастерской Гощин: на глазок, по интуиции, увеличить втрое количество батарей, дополнительно утеплить окна на фасаде.
Следующая зима была очень суровой. Это был экзамен. Его выдержали.
Создавать в культовом здании музей очень сложно. Необходимо создать образ экспозиции, смонтировать оборудование и подсветку и в то же время бережно и уважительно отнестись к архитектуре храма, не перекрыть интересные детали интерьера и т.д.
В просторном высоком объеме Троицкой церкви (высота 32 метра!) нелегко было найти решение, чтобы небольшие по размеру произведения из хрусталя, миниатюрные шкатулки с росписью не потерялись. Но все получилось. 1 мая 1974 года, сразу после демонстрации, было торжественное открытие замечательного музея.
За 40 лет трижды была полная реэкспозиция, новое решение оборудования, использовались современные оформительские материалы, светильники и, конечно, предварительно необходимый ремонт. Только в 2001-2011 годах на ремонтно-реставрационные работы было затрачено 21,3 миллиона рублей. Обратите внимание: какие красивые фасады ‑ весь кирпич пришлось реставрировать, чинить, укреплять, тонировать.
Я пишу об этом, чтобы было понятно, какой труд и средства стоят за уже привычным видом ухоженного памятника архитектуры, за впечатляющей, продуманной экспозицией.
В 1977 году наш музей-заповедник первым в стране был удостоен Государственной премии РСФСР за музеефикацию памятников архитектуры (почти все - культовые). Музей-заповедник просил поставить на его баланс заброшенные или приспособленные под склады церкви, изыскивал средства, реставрировал, приспосабливал под экспозиции, выставочные залы, хранилища экспонатов и реставрационные мастерские.
Пришла перестройка. Изменилось положение Церкви в обществе. Возрождающимся общинам надо было входить в храмы, желательно отреставрированные, пригодные для службы. Музей-заповедник в 90-е годы освободил для передачи верующим 18 (!) освоенных храмов. Это было очень трудное время ‑ куда уходить нам? Как в течение шести лет Палаты, отданные нам взамен переданных храмов, освобождались от 35 организаций, как они ремонтировались ‑ особая песня.
А что же старообрядческая община? Напомню, что на основании распоряжения комитета по управлению госимуществом по Владимирской области № 44 от 19.01.1993 г. музей уже передал ей Богородицкую церковь XVII века площадью 287 кв. м. Не случайно именно этот памятник из 18 был передан старообрядческой общине. Годы его постройки - 1644-1649, т.е. до церковного раскола, когда патриарх Никон в 1653 году начал проводить реформы.
Ранее в этом памятнике был склад имущества военного училища. Музей, получив его в оперативное управление в 70-е годы, провел реставрацию, подвел все коммуникации, наладил температурный режим и устроил хранилище коллекции живописи, графики и скульптуры. На храме нарядные кружевные кресты были заменены на строгие, старообрядческие. Община старообрядцев у нас немногочисленная.
Казалось, все у них обустроилось.
Однако - уже не первый раз - в комитет по управлению государственным имуществом вновь поступило требование передать Троицкую церковь, построенную старообрядцами, «по принадлежности».
К чему это приведет в случае положительного решения?
Город лишается замечательно музея. Некуда будет девать, негде хранить более 800 предметов, большая часть из которых - уникальны. В здании Палат? Оно перенасыщено.
Содержание памятника, отопление, коммунальные услуги, охрана: 1,1 млн в год. Потянет ли эти расходы община? Судя по плачевному состоянию той же Богородицкой церкви (облезлые фасады, на верхнем ярусе много лет стоят почерневшие, деревянные леса) - вряд ли.
На мой взгляд, комментарии излишни...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
10 минут назад Во Владимирской области мужчину судят за убийство из хулиганских побуждений
Перед судом предстанет житель Гороховца, обвиняемый в убийстве из хулиганских побуждений. В июле прошлого года он находился в гостях у знакомых. На почве большого количества употребленного спиртного стал вести себя агрес…
48 минут назад В кинологическую службу владимирского УФСИН прибыли новые щенки
Кинологическая служба УФСИН России по Владимирской области приняла на службу новых щенков немецкой овчарки. Они прибыли из племенного питомника служебного собаководства ФКУ ИК-6 УФСИН России по Московской области.