За семь месяцев года зарегистрировано 88 ДТП с участием автобусов. Рост по сравнению с АППГ - почти на четверть (+22,2%). Погибли 15 человек (рост аж на 36,4%), ранены 120 (+7,1%). Число аварий по вине водителей автобусов - почти 30. Рост - на 28,6%.
Практически во всех происшествиях причиной стал человеческий фактор. Самое распространенное нарушение - несоблюдение правил перевозки пассажиров. Оно стало причиной 1/3 всех ДТП. Из-за неправильного выбора водителем дистанции произошло пять ДТП. Превышение скорости - 15 процентов ДТП. И нередко автобусы «летают» даже на красный свет светофора.
Всего за семь месяцев ГИБДД зафиксировала около 5 тысяч нарушений ПДД автобусами. В прошлом году - 3,5 тысячи. И ладно бы речь шла о мелочах. Выявлено шесть фактов управления автобусами людьми без прав! Три - в состоянии алкогольного опьянения! К примеру, недавно пассажиры рейса «Владимир - Садовый» обратили внимание на неадекватное поведение водителя. Вызвали наряд ДПС. «Гайцы» установили - водитель пьян. Это уже ни в какие ворота не лезет. Тут вопросы не только к самому водителю, но и к руководству предприятия, на котором он работает.
Но и тут засада - проверки регионального управления Госавтодорнадзора (и не тотальные, а выборочные!) выявили в этом году 258 нарушений в ПАТП. Основное - несоблюдение режима труда и отдыха. Водители нередко проводят за рулем по 15 и более часов в сутки. Переработки достигают 50 часов в месяц. Стоит ли удивляться росту аварийности?
Недосып водителей - система. У предприятия, которое практикует потогонный метод работы, хоть сейчас можно отбирать лицензию. Но надзорные органы активности не проявляют, жалуясь на «недопонимание» их позиции в судах.
И еще деталь: в автотранспортных предприятиях областного центра, занятых пассажироперевозками, текучка водителей - обычное дело. Но ведь с хорошей работы так просто не уходят...
Есть статистическая позиция: соотношение числа выявленных нарушений ПДД водителями того или иного перевозчика к числу автобусов, числящихся у них на балансе. В среднем по области этот показатель - 0,7. В областном центре «лидер» - «Владимирпассажиртранс», который с сентября 2014 года занялся городскими автобусными перевозками. У него - 1,5 нарушения на автобус. Для сравнения - у «БАТ» - 0,6. Но абсолютным «рекордсменом» стало судогодское ООО «СпецТранс» - 3,3 нарушения на машину. Девять их автобусов уже накопили 26 нарушений ПДД. И у «СпецТранса» абсолютно «убитый» подвижной состав. Вплоть до того, что на автобусах, имеющих двускатные задние колеса, наружные покрышки еще нормальные, а внутренние - абсолютно «лысые».
Руководство предприятия в оправдание кивает на районную власть, которая урезала тариф на перевозку с 2,41 рубля, утвержденных областным ДЦТ, до 2,03. Без компенсации. А тут еще «левые» конкуренты... Работаем, мол, в убыток. Хотя как связаны финансовое состояние и дисциплинированность водителей на дорогах?
И к областному центру вопросов немало. Владимирские власти хронически не проводят оценку пассажиропотока. Доходит до курьезов. Недавно город провел конкурс по двум маршрутам. На одном из них автобус не появился ни разу - невыгодный маршрут. До сих пор не разработаны графики движения автобусов по маршрутам. И это опасно: «гонки» за клиентами до добра не доводят.
С 2013 года ГИБДД принуждает мэрию обязать перевозчиков устанавливать на городские автобусы видеорегистраторы. Это позволило бы лучше контролировать дисциплину. Ответ пока: «вопрос прорабатывается».
И - на десерт. С 1 июля постановлением правительства все школьные автобусы должны быть обязательно оснащены тахографами. На 20 августа из 211 таких экипажей в нашей области оборудованы приборами только 170...