Ситуационная борьба
Среди потребителей «голубого топлива» можно выделить три основные группы: население, теплоснабжающие организации (ТСО) и промышленные предприятия. С населением особых проблем нет. Люди в целом платят очень исправно. А вот с двумя другими категориями потребителей газа проблем как раз немало.
Во Владимирской области сегодня работают 4,5 тысячи промышленных предприятий, так или иначе использующих газ. И их общий долг перед поставщиком - около 300 миллионов рублей.
Весомо. Но вот для сравнения - в регионе-33 работают около 80 теплоснабжающих организаций. И как раз они-то и задолжали больше всего - «на круг» 1 миллиард 763 миллиона! И самое неприятное - долги продолжают расти. И это в условиях, повторим, действия соглашения о реструктуризации долгов!
В прошлом году область в целом свои обязательства перед Газпромом выполнила - за счет перевыполнения своих обязательств рядом «сознательных» ТСО. Но как будет в нынешнем - неизвестно. По крайней мере, из 57 организаций-должников, фигурирующих в графике, лишь 5 (!) графику исправно следуют. В «Газпром межрегионгаз Владимир» ситуацию уже характеризуют как тревожную.
А знаете, чем грозит срыв графика и, следовательно, самого соглашения? Газпром свернет все проекты в регионе: как инвестиционные, так и социальные. А это не только газификация области. И экономический, и репутационный негативный эффект окажется оглушительным. И региональной власти это очень не нравится...
Но откуда же берутся эти долги, если население платит не только по прямым договорам за газ, но и за все товары и услуги, в цене которых «забита» газовая составляющая?
Кто кого снабжает?
Нарисовать однозначную схему возникновения долгов практически невозможно. Но назвать основные причины можно.
Основные должники у нас - теплоснабжающие организации. Среди них есть и МУПы, и частные предприятия. Вот как раз они-то и являются «авторами» основной задолженности. В «Межрегионгазе» уверены: очень часто речь идет не о злом умысле, а о бесхозяйственности и непрофессионализме. Руководство предприятий не способно обосновать баланс доходов и расходов. И расходы доминируют. Точнее, в этих МУПах
доминируют собственные интересы. А если учесть, что все эти ТСО имеют социальный статус - как-никак, людей зимой от холода спасают, то прекращения подачи им газа за долги они не опасаются.
Второй момент: если не принимать во внимание наличие возмещаемых тарифной выручкой расходов на покрытие сверхнормативных потерь и потребление топлива, то для большинства ТСО установленные тарифы позволяют своевременно рассчитываться за газ. Однако в ряде организаций по факту хозяйствования собранные средства могут расходоваться не по согласованной регулятором тарифной смете. Руководство этих ТСО зачастую принимает решение о выплате зарплаты сверх уровня, установленного при тарифном регулировании. Мотивация одна - доведение зарплаты до уровня отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ.
По закону, при выявлении фактов несения затрат сверх согласованного уровня регулятор проводит оценку их экономического обоснования. А при его отсутствии обязан исключить такой перерасход из плановой тарифной выручки следующего расчетного периода.
Но эти меры не способствуют погашению задолженности. Здесь более действенным мог бы быть рычаг совместной работы тарифного регулятора и правоохранительных органов, которые уведомляются о выявляемых фактах и должны давать свою оценку действиям ТСО. Например, ситуация с долгами «Александровских коммунальных систем» сейчас подробно исследуется следственными органами.
Муниципальная философия
Стоит напомнить: по закону теплоснабжение относится к ведению органов МСУ. И ответственность за соблюдение договорных отношений по идее лежит на муниципалах. На практике же они зачастую не только не контролируют частников, но и не слишком интересуются и своими муниципальными котельными. Во многих муниципалитетах именно действующие неэффективные схемы теплоснабжения и становятся основным катализатором возникновения долгов.
Однако на непрофессионализм все не спишешь. К примеру, можно ли им объяснить подозрительно активное использование процедуры банкротства ТСО? Набрали долгов - обанкротились - на том же месте создали новое предприятие. Схема стала общей практикой. Практически все ТСО области работают на арендованном оборудовании, но при заключении договоров аренды местные власти даже не интересуются серьезностью намерений арендаторов. Массовая практика - уставный капитал ТСО в 10 тысяч рублей.
Получается, что на бумаге МСУ отвечают за ТСО, а в реальности никто ни за что не отвечает... Может, стоит изменить законодательство? Иначе утонем в долгах... В «Газпром межрегионгаз Владимир» уверены - не должно быть на рынке много теплоснабжающих организаций - две-три на регион максимум...
Примеры эффективности крупных ТСО есть и в нашей области. Но, во-первых, укрупнение - процесс не быстрый, а во-вторых, сначала надо с долгами рассчитаться...
«Бесплатные кредиты»
А вот с третьей группой должников - промышленными предприятиями - ситуация несколько иная. Да, должны они меньше тепловиков, но причины возникновения долгов во многом схожи. Но, казалось бы, у них-то какие проблемы? Продукцию производят, продают, деньги зарабатывают. А если есть долги, газ предприятию могут отключить.
Но это просто только на первый взгляд. На самом деле основные должники - это те, кто или отапливает по старинке от своих котельных окрестные жилые дома, либо является градообразующими предприятиями. То есть у них налицо вновь «социальная составляющая». И многие директора ею весьма охотно пользуются. Шантажируют газовиков именно тем, что если их предприятие отключат от газа, то неминуемо произойдет «социальный взрыв». Не случайно начальник отдела по работе с производственными потребителями управления по реализации газа «Межрегионгаза» Илья Смирнов, объясняя эту схему накопления долгов, характеризует ее одним словом - «недобросовестность»:
- Фактически руководство таких предприятий пользуется газом как беспроцентным кредитом...