- Мы знали, что будут сносить Казанскую церковь, потому что перед ней был поставлен закладной камень мемориала Победы. Стоял он несколько лет, и мы даже к нему привыкли и об угрозе храму забыли, - вспоминает Дудорова (она в то время работала во Владимирской реставрационной мастерской). - И вот однажды, зимой 1970-го, к нам в Никитскую церковь прибежал кто-то из архитекторов: «Ломают Казанский храм!» Мы все поднялись и помчались туда. Ни окон, ни дверей уже в церкви не было. Вокруг стояли танки. Танкисты привязывали к металлическим деталям тросы и тянули в разные стороны на разрыв. Но ничего у них не получалось, тем более что они не очень-то и старались. Мы их уговаривали: «Ребята, ради Бога, не делайте этого! Мы сейчас будем добиваться, чтобы церковь сохранили».
Дудорова пошла звонить в обком партии:
- Прошу к телефону секретаря Сурниченко. Он тогда заведовал культурой. Говорю: «Вы знаете, что ломают церковь XVIII века, а у нее ‑ восьмилопастной сомкнутый свод, который теперь уже не сделают! В ней Герцен венчался! И там под штукатуркой якобы есть имена погибших в войне 1812 года и похороненных на кладбище рядом с церковью!» А Сурниченко мне отвечает: «Вас забыли спросить!»
Пока Лидия Васильевна вела переговоры с областным начальством, к церкви подъехала милицейская машина.
- И тут я говорю Сурниченко: «Ой, наших приехали забирать». Кладу трубку и бегу к своим. Наши ребята стояли под сводами церкви живым щитом. Милиция их вытолкала оттуда. А Сурниченко позвонил в управление культуры и нажаловался: «Ваши безобразничают. Уберите их!» И тогда на место событий приехал замначальника областного управления культуры, грозный Константин Евгеньевич Кудрявцев. Приказал всех реставраторов и архитекторов посадить в уазик и отправить в мастерскую, пообещав, однако, организовать нам встречу «на высшем уровне».
Вскоре «повстанцев» принял зампредседателя Владимирского облисполкома Николай Николаевич Мольков. На переговоры делегировали Дудорову, архитектора Ольгу Гусеву, реставратора Людмилу Зайцеву.
- И вот заходим мы к нему в кабинет. Он смотрит на нас и говорит в телефон: «Нет, приличные женщины, не хулиганки», - с улыбкой вспоминает Лидия Дудорова дела давно минувших дней. Но тогда они умывались слезами, рассказывая Молькову о церкви.
Помощи в спасении храма реставраторы искали и в столице. Написали письма в «Литературку» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Из Москвы приехали искусствовед Плужников с коллегой. С их помощью был принят компромиссный вариант: сносить только теплый храм, а основной объем ‑ оставить, разместив «Вечный огонь» прямо под сводами церкви. Это мог быть памятник защитникам Отечества разных эпох. В кратчайшие сроки «Владимиргражданпроект» представил чертежи, и проект был одобрен.
- Мы успокоились, москвичи уехали, - продолжает Дудорова. - А в это время стены храма разбили гирей. Это было неожиданно и подло. Мы бы ночами там дежурили, если бы нас не заверили, что проект реконструкции церкви утвержден!
Потом были разбирательства в облисполкоме у Сушкова.
- Председатель горисполкома Роберт Магазин заявил, что стены обрушились сами, когда ломали трапезную. Я тогда выступила: «Это неправда!» Выложила на стол фотографии архитектора Владимира Строганова. Ему удалось снять момент разрушения памятника с помощью железной «бабы». Повисла пауза, после чего всех посторонних попросили покинуть помещение. Нас вывели из зала заседаний. Облисполком совещался за закрытыми дверями. Потом нам огласили вердикт: церковь решено сохранить. Деньги на реконструкцию были готовы перебросить с реставрации Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном. Но на тот момент от Казанской церкви остались лишь две стены и купол. «Я не могу поставить рабочих разбирать завалы в церкви, потому что своды могут обрушиться в любой момент, и погибнут люди», - возразил тогда директор реставрационной мастерской Рощин, поставив точку в деле о судьбе памятника.
Чуть позже Лидия Дудорова узнала, откуда пришел приказ ломать стены «бабой» вопреки проекту. Один из членов комиссии проговорился, что Казанскую церковь приговорил обком...
Справка «ВВ». Церковь в Ямской слободе известна с XVII века. В 1782 году был построен каменный храм. В 1833 году здесь венчался писатель Александр Герцен. Богослужение в храме прекратилось в 1938 году. В 1950-м в здании церкви разместили кинотеатр «Буревестник». На кладбище рядом устроили танцплощадку, получившую неофициальное наименование «танцы на косточках». Решение о сносе церкви ради освобождения площади под мемориал Победы было принято горисполкомом 25 июня 1966 года.