Выбор пал на Киржач
Легендарный летчик 1930-х Николай Каманин в войну успешно освоил ИЛ-2 и довел до совершенства тактику боя на этом штурмовике. А после войны его мастерство и опыт пригодились в освоении космоса. Во многих своих идеях Николай Петрович опередил время. Например, он отстаивал необходимость использования космоса в военных целях. Идея была реализована спустя многие годы. Сегодня самолеты находят цели по данным со спутников.
Именно генералу Каманину Главнокомандующий ВВС поручил организовать обучение и подготовку к полетам в космос первой группы молодых военных. Каманин остановил свой выбор на аэродроме на окраине Киржача. Там и стали психологически и физически готовить первых космонавтов. Генерала Каманина покорители космоса называли Батей.
Сами киржачане называют несколько причин выбора именно Киржача для тренировки первопроходцев космоса. Во-первых, тихая лесистая местность, удаленная от автотрасс, зато удобно и недалеко ехать от Звездного городка. Во-вторых, это был реально действующий испытательный центр парашютостроения с соответствующим опытным персоналом. Ну а в-третьих, уверены киржачане, генерал не мог забыть их город и его отзывчивых жителей со времен войны. Ведь в 1942 году именно под Киржачом Каманин занимался обучением летчиков штурмовой авиации.
Жили первые космонавты в поселке испытателей парашютов в казармах, оставшихся со времен войны. Позже появилась специальная гостиница и столовая для космонавтов. Для отдыха будущие герои космоса выбирали обычно местность под романтичным названием «Вшивая горка» у реки Киржач. Купались, удили рыбу... Не посвященные в секреты киржачане встретились с Гагариным официально только в 1963 году, когда тот был уже в зените славы. Говорят, однажды Юрий Гагарин сказал: «Дорога в космос начинается из Киржача».
Никак нельзя без парашюта!
Особое внимание в Киржаче уделялось парашютной подготовке. Кстати, парашют космонавту был практически необходим. Ведь приземление с корабля типа «Восток», на котором летал Гагарин, завершалось именно прыжком с парашютом. Спускаемая капсула серии «Союз» - это уже следующий этап эволюции пилотируемых кораблей.
За короткий срок все слушатели совершили по 40 прыжков с различных высот, в разных вариантах. Не всегда все шло гладко. В мемуарах генерала Каманина описывается такой случай:
«...В тот день все шло хорошо. Космонавты один за другим оставляли самолеты. Встречный поток наполнял белые купола. Плыла навстречу земля. И только одного купола недосчитались тогда: Герман Титов попал в сложную ситуацию - стропы перехлестнулись. Купол сразу обвис, не успев наполниться воздухом.
Вот тут-то и проявилось самообладание космонавта Германа Титова. Расчетливым, спокойным движением он рванул кольцо запасного. Сработал! Но стропы этого запасного могли запутаться в главном. Помня об этом, Герман Титов двумя руками отбросил стропы главного парашюта в сторону. И как раз вовремя. Рывок. И вот уже взметнулся над ним тугой шелк».
В народе прочно утвердилось представление о Каманине как о наставнике космонавтов. Если академик Королев всецело отвечал за технику, то генерал Каманин нес всю ответственность за «человеческий фактор».
Первый среди равных
9 марта 1934 года из порта Петропавловска-Камчатского вышел курсом на север пароход «Смоленск», на борту которого находился отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5. Перед летчиками отряда была поставлена задача: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев и вывезти их на континент. Возглавлял отряд Каманин. Удивительно, что именно в этот день на Смоленщине в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра, судьба которого тесно переплетется с судьбой Николая Петровича.
В январе 1961 года приказом Главкома ВВС Вершинина была сформирована комиссия для приема выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов. Председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант авиации Николай Каманин. После окончания экзаменов он объявил экзаменуемым, что комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
Для первых космонавтов это был приказ, который не обсуждают - решения принимают генералы. Самому же генералу Каманину решиться было непросто, ведь все слушатели Центра подготовки космонавтов показали отличные результаты. Лучшими были Гагарин и Титов, и генерал до последнего выбирал между ними.
В «Космических дневниках генерала Каманина», которые были опубликованы под названием «Скрытый космос» уже после кончины автора, читаем:
«Меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полет, Гагарина или Титова? И тот, и другой - отличные кандидаты, но в последние дни я все больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него. Титов все упражнения и тренировки выполняет более четко, отточенно и никогда не говорит лишних слов. А вот Гагарин высказывал сомнение в необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, во время облета района посадки, наблюдая оголенную, обледенелую землю, он со вздохом сказал: «Да, здесь можно крепко приложиться».
Во время одной из бесед с космонавтами, когда я рекомендовал им пройти катапультирование с самолета, Гагарин отнесся к этому предложению довольно неохотно. Титов обладает более сильным характером.
Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова - это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет. Второй полет на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полета. Но новый полет и имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующие забудутся так же легко, как забываются очередные рекорды.
Итак, кто же - Гагарин или Титов? У меня есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2-3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».
Спустя несколько дней генерал Каманин представил госкомиссии старшего лейтенанта Юрия Гагарина для первого полета в космос.