13 апреля 2016 в 16:46

Загадки Пятницкой церкви

Одним из утраченных памятников церковного зодчества Владимира значится Знаменская (или Пятницкая) церковь, стоявшая напротив Торговых рядов к реке Клязьме.

Как писали в 1871 году «Владимирские губернские ведомости», «церковь эта в народе называется Пятницкой или просто Пятницею, и многим из граждан известна только под этим именем. Наименование же церкви Знаменской употребляется только в официальных бумагах», потому что главный алтарь был освящен в честь Знамения Богородицы, а Пятницким был лишь теплый южный придел.

Название Пятницкой церкви известно уже с 1628 года - тогда на этом месте стояла деревянная церковь Парасковеи Пятницы. Выбор местоположения был неслучайным ‑ уже в XII веке при выезде из кремля в Новый город торговым мостом здесь расположился посадский торг, и Пятница была построена при торге, или, как говорят писцовые книги 1677 года, «за рядом». А святая мученица Параскева издавна почиталась на Руси как покровительница торговли. По сравнению с роскошными белокаменными храмами, которые возводила в городе государственная власть, Пятница была скромной деревянной церковью, построенной посадскими людьми, поэтому и прихожанами ее в основном были люди торговые, жившие в сложившейся при церкви слободке. По названию церкви была названа и улица (переулок), ведшая к церкви снизу, с подола и реки Клязьмы.

Пятница стала важным топонимом древнего Владимира. Например, в описи 1647 года башня с воротами, через которую попадали в кремль со стороны Золотых ворот на Торговом мосту, называлась Торговой или Пятницкой.

Почему Пятницкая церковь стала называться Знаменской, неясно, однако известно, что уже в XVII веке при теплой Пятницкой была холодная Знаменская церковь.

Не связано ли это появление второй церкви с чудом исцеления двух больных владимирцев, случившимся, как говорит церковное предание, 8 октября 1650 г. от иконы Знамения? Одного из исцеленных звали Логгин Сапожников, а известно, что купцы Сапожниковы жили на Большой улице как раз рядом с Пятницкой церковью напротив сапожного ряда в гостином дворе.

В 1719 году церковь сгорела. Недавние археологические раскопки показали, что уже через 20 или 30 лет после пожара на этом месте была построена каменная церковь, в стены которой были вмурованы взятые тут же с кладбища два надгробных белых камня ‑ один с северной стороны главного алтаря с надписью о погребении в 1682 году священника девичьего монастыря Василия Иванова, второй - внутри Пятницкого придела в западной стене с надписью: «лета 7192 (1684) июня в 29 день на память святых первоверховных апостол Петра и Павла преставися на Москве раб Божий Володимерского яму ямщик Василий Степанов Тезиков двадцати лет возраста своего и привезен во Владимир погребен зде у сея святыя владычицы Знамения Пресвятыя Богородицы». Очевидно, ямщики Тезиковы оказывали покровительство церкви, потому что на большом колоколе имелась надпись: «лета 7190 (1682) марта в 11 день дал сей колокол во град Владимир к церкви Знамения Пресвятой Богородицы и святыя мученицы Парасковии по обещанию о своих родителей и по своей душе вечный вклад Володимирский ямской охотник Яков Никифоров Тезиков, весу в сем колоколе 28 пуд 1 фунт». Как знать, не этих ли владимирцев останки найдены археологами на этом месте?

Есть и такой примечательный факт, связанный с посадской церковью: 4 ноября 1788 года в ней был крещен сын владимирского губернатора Михаил Петрович Лазарев ‑ великий русский флотоводец и адмирал, строитель и основатель Севастополя и Новороссийска, один из создателей Черноморского флота России. В хранящейся в областном архиве метрической книге дьякон записал: «Владимирского наместнического правления у правящего губернаторскую должность статского советника генерал-поручика и кавалера Петра Гавриловича Лазарева ноября 3 родился сын Михаил и крещен 4 числа». В Пятницкой же церкви 18 марта 1790 года был крещен младший брат Михаила Павел, причем восприемником его при крещении стал его родной дядя капитан в отставке Павел Гаврилович Лазарев, служивший с 1789 г. советником Владимирской гражданской палаты. Кстати, жившая неподалеку во флигеле, где сейчас Старая аптека, семья Лазаревых посещала Пятницкую церковь все время своего пребывания во Владимире.

Еще один именитый владимирец был крещен в Пятницкой церкви 1 декабря 1904 года - Николай Воронин, будущий археолог и крупнейший исследователь древнерусской архитектуры. Его отец - унтер-офицер 10-го Гренадерского Малороссийского полка Николай Николаевич Воронин, как и его предки Воронины, состоял в ее приходе.

Пятницкий храм был заметным владимирским приходом. Церкви благотворили владимирские купцы Сапожниковы, Мартыновы, Моторины, Воронины, прихожанами ее были Антроповы, Столетовы, Шишовы, в начале XX века священниками служили представители образованнейшего городского духовенства Александр Михайлович Альбицкий и Михаил Андреевич Веселовский. Купцы Петровские пристроили в 1780 году к Пятницкой церкви со стороны Торговых рядов Петропавловский придел. Московский купец Калашников и владимирские купцы жертвовали дорогие сосуды, ризы на иконы, церковные облачения и книги. По описанию 1871 года церковь сверкала червонным золотом резных иконостасов, серебром иконных риз, мозаичными полами, росписью стен, а со стройной колокольни со шпилем предупреждал горожан о пожарах старинный 27-пудовый колокол. Большой вклад в благолепие храма внес городской голова Андрей Алексеевич Шилов, бывший более 20 лет церковным ктитором Успенского собора и одновременно Пятницкой церкви. При нем в 1890 году была разобрана стена, отделявшая храм от Петропавловского придела, устроено новое отопление, обновлена живопись и иконостасы.

На фотографии Прокудина-Горского 1911 года церковная маковка и шпиль колокольни свечой вонзаются в небо, а вниз бежит Пятницкий спуск древней слободы. Действительно, вертикали церквей связывали в единый организм весь город и придавали ему тот целостный вид, к которому могут только стремиться современные мегаполисы.

Нельзя не согласиться с мнением Н.Н.Воронина, который в 1953 году в своей записке к проекту реконструкции города Владимира писал, что старые строители заботились о живописности южной панорамы города, обращая парадные фасады зданий к заклязьменским просторам. Позже об этом стали забывать, а в советское время «силуэт города досадно изуродован сломкой колокольни и главы Пятницкой церкви».

Время не пощадило Пятницу. Сначала в 1922 году из храма забрали все серебро. В 1929 году церковь закрыли. Роскошные паникадила и подсвечники, медную утварь отдали на переплавку, золото с иконостасов смыли. В 1947 году церковь была переоборудована под филармонию, а в 1960-м разобрана. Кирпичи пошли на ремонт городских домов.

Алексей Арескин,

ведущий специалист Государственного архива Владимирской области.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…