Трудовые резервы
Проблему катастрофической нехватки кадров в «Скорой» решают за счет привлечения медсестер. Сейчас в бригаде могут работать два фельдшера или врач и фельдшер. С 1 июля фельдшеров рассадят по разным машинам, а в напарники им дадут медсестер. Таким образом, во Владимире число «скорых» может приблизиться к нормативу (30 единиц). Сейчас на линии работают в лучшем случае 19 бригад. Главное теперь, чтобы медицинские сестры захотели идти на эту нелегкую работу. А технически Владимирская станция скорой помощи к реформе готова: машин у нас, по словам директора облздрава Александра Кирюхина, - в два раза больше, чем бригад.
Врачебных бригад по новым нормативам должно остаться не более 20 процентов. Это реанимационные, психиатрические, неонатологические и санитарная авиация. Что касается больного для Владимира вопроса с детской «скорой», то академик Багненко считает, что это должны быть полноценные бригады с педиатром в составе, чтобы такую машину можно было послать без юридических последствий и к совершеннолетнему пациенту, например, на ДТП.
А в целом тенденция развития системы такова: гораздо эффективнее становится возить пациента к врачу, а не наоборот. Узкий специалист намного полезнее в стационаре, где есть все необходимое оборудование, нежели в полевых условиях, где его функции сводятся к стабилизации состояния больного. Медицина во многих областях достигла такого уровня, что врач работает не со свершившимся фактом (инфарктом, например), а с процессом (острый коронарный синдром). С появлением кардио- и сосудистых центров и обучением фельдшеров тромболизису отпала необходимость в специализированных кардиологических бригадах.
Еще пара рабочих рук добавится в бригады за счет водителей. С 1 июля они официально подчинены врачу или фельдшеру и обязаны помогать медикам переносить больного и оборудование. Раньше, случалось, они отказывались это делать, кивая на должностные инструкции. И медики вместе с родными больного теряли драгоценное время в попытках донести до машины человека, который не мог сам передвигаться. Отныне это не вопрос совести, а часть работы водителя.
Карета класса «В»
Минздрав и академик Багненко рекомендуют покупать машины не ниже класса «В», поскольку от «пустой» «скорой» с носилками в экстренной ситуации толку мало. В нашей области на 145 бригад сейчас 300 автомобилей. И большая часть из которых - как раз низшего класса «А». Однако облздрав закупил на 20 миллионов оборудования, чтобы оснастить их до нужной категории «В». В прошлом году такой «апгрейд» был произведен на 35 машинах. В этом году область купит 10 машин за свой счет и еще 70 надеется приобрести за федеральные деньги. Треть новых машин пойдет на замену изношенных. В итоге должно стать 65 карет класса «В».
Академик Багненко предостерег региональные власти от перехода на аутсорсинг в транспортном обеспечении «Скорой». В Волгограде и Перми сотрудничество с частниками закончилось плохо: однажды машины просто не вышли на линию, и это парализовало работу службы.
Другое дело ‑ частная служба «Скорой помощи». Путин поручил Минздраву проработать этот вопрос. Директор НИИ Склифосовского Могели Хубутия считает, что негосударственная «Скорая» имеет право на существование при условии лицензирования и подчинения государственной системе здравоохранения.
- Мы уже столкнулись в Москве с тем, что они везут человека туда, куда хочет он, а не туда, куда надо везти, - сказал Хубутия.
Губернатор нашей области Светлана Орлова высказалась против аутсорсинга и частной «Скорой», по крайней мере на современном этапе.
- Мы уже проходили частные вузы. Смысл-то какой? Тем более что на кону стоит человеческая жизнь. В перспективе это возможно, но до нее еще нужно дорасти, - считает она.
Здравая логистика
20-минутный норматив доезда «скорой помощи», по словам Багненко, не распространяется на труднодоступные малонаселенные территории.
- Если мы в маленьком селе за рекой, куда бывает один вызов в год, поставим машину и будем ее там держать, чтобы в случае чего не нарушить норматив - это будет самый дорогой памятник нашей глупости, - заявил ректор.
В нашей области это стоит иметь в виду жителям Гусь-Хрустального района, где, по словам Александра Кирюхина, именно такая ситуация.
Еще один логистический казус «ВВ» уже описывали в своих публикациях. Помните, доктор Ашаев недоумевал, зачем возить терапевтических больных из Юрьевца в Доброе? Академик Багненко с Ашаевым согласен. По его подсчетам, 2/3 больных, вызвавших «скорую», относятся к категории «легких» и должны лечиться в своем районе. Абсолютно ни к чему везти их в межмуниципальные центры, предназначенные для помощи больным с более серьезными проблемами.
Еще одно актуальное для Владимира замечание Багненко касалось пандусов, с которыми во Владимире вообще беда. В новом Перинатальном центре «скорая» упирается в козырек, в пятой горбольнице каталку на крыльцо может закатить только Шварценеггер. В областном сосудистом центре можно наблюдать, как машины с пациентами, чья жизнь висит на волоске, стоят в очереди в ожидании разгрузки.
- Пандус должен быть на пять машин, а не на одну! И он должен быть крытым, с дверями, потому что в нашей стране полгода холодно, - подсказывает Багненко.
Александр Кирюхин надеется, что в этом году после ремонта приемного отделения пятая больница Владимира получит наконец нормальный пандус.
- Это важно, потому что больница - одна из самых значимых в городе. «Скорая помощь» и журналисты нам по этому поводу замечания делали, - сказал директор облздрава.
Как в кино
Ну и напоследок самое интересное! Регионам рекомендовали обзавестись отделениями «Скорой помощи» как в одноименном американском сериале или отечественном фильме «Склифосовский». Там приемное отделение ‑ это и сортировка, и диагностика, и реанимация. В «зеленой» зоне для легких больных должен быть зал, как в аэропорту: с туалетами, водой и телевизором, чтобы пациентам и сопровождающим родственникам было комфортно.
И да, пациент не должен рассказывать врачу прилюдно о симптомах своей болезни. Для этого нужны индивидуальные смотровые.
- Кто говорит, что это не важно, тот не понимает ценность человеческой личности, - утверждает академик Багненко. - Иначе и дальше все будут считать, что попасть в больницу ‑ это ужас.
«Желтая» зона ‑ она для больных средней тяжести с кроватями, разделенными занавесками. Здесь должно быть передвижное диагностическое оборудование для неходячих пациентов.
«Красная» зона ‑ это реанимация.
Такие отделения «Скорой» уже работают в Татарстане. Волгоград, Тюмень, Ульяновск и Калининград - строят. И хотя директору «Склифа» понравился наш «Красный Крест», общее мнение специалистов - городскую больницу скорой помощи надо модернизировать.
- Она требует другой логистики. Есть варианты по устройству противошоковых палат. Есть планы расширения приемного отделения. Там нужен дополнительный корпус, - согласился Александр Кирюхин.
- У нас бюджет не Тюмени, но мы сделаем, - пообещала Светлана Орлова.