27 апреля 2016 в 16:50

Что это за улица такая - Годова Гора?

Фото: Натальи Лариной
Годова Гора - крутой спуск от кафедрального Успенского собора к берегам Клязьмы. Первоначально улицу называли Годовской горой - по имени купца 2-й гильдии Ивана Васильевича Годова - у него на косогоре стоял дом. Именно такой вариант мы находим в списке улиц города Владимира 1877 года. Первая и единственная попытка изменить название улицы была предпринята в 1905 году - ее собирались переименовать в Подсоборный съезд. Удивительно, но в советские времена, когда значительная часть городских улиц была переименована, Годова Гора, названная в честь «чуждого элемента», устояла. Скорее всего, потому, что про купца Годова просто забыли.

Дорога к дому

В Государственном архиве Владимирской области хранится любопытный документ: 28 апреля 1872 года на заседании Владимирской городской думы гласный Иван Годов заявил, что им был приобретен во владение после смерти чиновницы Заведеевой, не имевшей наследников, земельный участок под Успенским собором с деревянным домом. Дом этот купец сломал и приступил к постройке нового. Но проезд с горы к дому был крайне узок и неудобен, почему «в видах улучшения этого пути и доставления возможно большего удобства в проезде жителям» Иван Васильевич выразил пожелание за свой счет расширить дорогу, а для удобства пешеходов устроить для входа на вал лестницу.

Получив разрешение властей, Годов в ближайшее же время выполнил задуманное. Дом купец построил деревянный на каменном фундаменте, дорогу сделал, как и обещал.

Кто такой Годов?

Судя по архивным документам, Годов зарабатывал на жизнь поставкой дров и свечей для отопления и освещения тюремного замка и рабоче-смирительного дома. Сведений о купце Годове немного, часть из них свидетельствует, что предприниматель не всегда точно следовал букве закона и, как бы сказали сегодня, в делах его усматривается коррупционная составляющая.

Летом 1871 года во Владимире работала Поверочная комиссия - проводили ревизию деятельности предыдущей городской думы. Во время проверки вскрылся такой факт: в аренде у Ивана Годова числились 11 десятин 150 кв. саженей берега реки Клязьмы, отданных под склад лесных материалов. Члены комиссии измерили участок земли. Выяснилось, что на самом деле купец занял около 40 десятин. По какому праву? Ревизоры запросили «бумаги».

Рассмотрев контракт Годова с прежней городской думой, комиссия нашла, что по ведомости значился срок арендного содержания 3 года начиная с 4 августа 1869 года, а по контракту - с 1 января 1870 года. Время заключения Годовым контракта 1 января 1870 года вызвало большие сомнения - дата эта была «написана по подчищенному» и не оговорена в конце контракта, как следовало бы.

Кроме того, прежняя дума предоставила Годову за 400 рублей в год в арендное содержание весь выгон по обеим сторонам реки Клязьмы, кроме бечевника (полоса суши общего пользования вдоль берега реки), а не 11 десятин 150 кв. саженей, как было указано в ведомости. Получалось, что купец пользовался оброком с 40 десятин земли, занимавшихся дровами и лесным материалом, на законных основаниях.

В документах имелись и иные разночтения. В контракте оговаривались тарифы ‑ сколько и за что мог брать Годов с субарендаторов городских земель. По контракту - по копейке за сажень плота с одного предпринимателя. Однако в комиссии хранилась расписка Годова, по которой он брал по 18 копеек за сажень. При этом пять строк в контракте (после пункта о тарифах) были вычищены и по исправленному написано, что Иван Васильевич в залог предоставил свидетельство на дом городского головы Андрея Никитича Никитина.

В итоге 30 декабря 1871 года городская дума расторгла с Годовым контракт.

Еще об одном «проекте» купца 2-й гильдии Ивана Годова известно следующее: с торгов в городской управе 11 ноября 1872 года он получил право снабжать дровами городские учреждения. В обеспечение подряда представил свидетельство Владимирской гражданской палаты стоимостью 15 тысяч рублей, данное ему по доверенности опять-таки «мэром» Никитиным. Удивительная лояльность власти к предпринимателю!

А вот с налогами у Ивана Васильевича проблем не было. Так, в 1874 году по недвижимому имуществу он заплатил налог в размере 8 рублей 25 копеек, а по производству промыслов ‑ 10 рублей 20 копеек.

Доверенное лицо городского головы

Владимирский купец Годов был замечен на ниве общественной деятельности: несколько раз избирался в гласные городской думы, был членом и казначеем управы и даже небольшой срок исполнял обязанности заступающего, то есть заместителя, городского головы.

Интересный факт: не самый богатый и успешный владимирский купец Годов был доверенным лицом по торговым делам городского головы Никитина. А тот в свою очередь гарантировал подряды Ивана Васильевича своей недвижимостью и ценными бумагами. Более того, в 1877 году Никитин дал в долг Годову на год без уплаты процентов огромную по тем временам сумму - 2385 рублей.

Однажды на заседании городской думы гласный Беляев поднял вопрос: может ли доверенное лицо городского головы входить в ревизионную комиссию по рассмотрению отчетов управы? Годову пришлось оправдываться. Иван Васильевич ответил, что отношения у него с Никитиным частные, а это не противоречит Городовому положению. Ответ удовлетворил.

7 февраля 1872 года на заседании городской думы обсуждался вопрос о принятии в собственность города дополнительных водопроводных ветвей, построенных Никитиным за свой счет. Гласный Иван Годов обратился к собравшимся с проникновенной речью, в которой, в частности, сказал: «Окончить водопроводные ветви стоило господину Никитину более 25 тысяч руб.; но сверх этого, кто из Вас не видел нашего Почтеннейшего Голову с раннего утра на работах при устройстве означенных ветвей? Он везде сам, своим лицом все предупреждал, устраивал, предполагал и располагал; и вот мы теперь, благодаря этой щедрости, этим неусыпным трудам Андрея Никитича, видим исполнение давнишних наших желаний, мы приняли уже от него окончание водопровода». Завершил свое выступление Иван Васильевич призывом ходатайствовать перед правительством о награждении Андрея Никитича за крупное пожертвование. Гласные проголосовали положительно, и 18 января 1874 года Никитин был пожалован орденом св. Станислава 2-й степени.

Проекты гласного

21 марта 1872 года был зачитан доклад управы с обязательными правилами о найме ночных сторожей и трубочистов. Иван Годов предложил «для правильности дела» поручить управе дополнить все это сведениями как о разделении города на участки для ночной стражи, так и о том, в какой сумме должен быть городской расход по упомянутым мероприятиям. Его мнение поддержал гласный Артлебен. Постановление утвердили с учетом предложения, высказанного Годовым.

В 1875 году Иван Васильевич как член управы занимался покупкой в Москве 25 уличных фонарей для освещения Владимира и устройством столбов для них.

В здании пожарного депо под его руководством были сделаны у сарая четыре мостика, в конюшне, в стойлах и в коридоре отремонтированы полы и лестницы, поставлено 18 новых столбов для чистки лошадей, отремонтирована каланча и куплено четыре лошади.

2 февраля 1878 года Иван Васильевич подал во Владимирскую городскую управу заявление об отставке. Просьбу его уважили и 2 марта уволили.

Кадастр и капремонт позапрошлого века

Но вернемся к истории «купеческих» дома и улицы Годова Гора. По владимирской городской раскладной ведомости 1872 года о налогах с недвижимого имущества дом купца Годова был показан как вновь выстроенный. Оценили новостройку в три тысячи рублей. Семь лет налог высчитывали по этой сумме.

В апреле 1879 года Степанида Годова, жена Ивана Васильевича, попросила городскую управу распорядиться о понижении стоимости дома, так как, поясняла купчиха, строение сильно упало в цене и требует ремонта. Члены управы пошли навстречу ходатайству - понизили оценку дома до 1500 рублей, а доходность с него определили в 150 рублей.

Но на этом дело не закончилось. Через год Степанида Годова обратилась в управу с просьбой о выдаче ссуды из городского вспомогательного капитала в размере 1428 рублей для ремонта принадлежавшего ей дома. Для убедительности просительница перечислила необходимые работы: в нижнем этаже переменить сгнивший накатник, по новой сделать пол, перебрать печи, в верхнем - отремонтировать и покрасить пол, окна, двери. Также упоминала купчиха и о приведении в порядок надворных построек.

6 мая член управы Луковников и городовой техник Кнопф, осматривавшие дом Годовой, подтвердили, что предполагаемый ремонт необходим и на его проведение потребовалось бы до 2 тысяч рублей. В итоге Степанида Годова получила ссуду на самых выгодных условиях: 1428 рублей (больше не давали) сроком на 26 лет (максимальный срок).

В список домов и улиц города Владимира, изданный в 1899 году, включена улица Годова Гора, состоявшая из 10 домов. По правой стороне под № 4 указан полукаменный дом Годова, вероятно, потомка Ивана Васильевича. Правда, сегодняшние владимирцы мало знают об этом торговом человеке и общественном деятеле позапрошлого века.

Маргарита ВЛАДИМИРСКАЯ

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
сегодня в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…