18 мая 2016 в 17:48

Страсти по ярмарке

Фото: из архива В.П. Машковцева.​​
Самая широкая улица во Владимире ‑ Никитская ‑ имеет богатую историю. В старину на ее месте располагался земляной оборонительный вал. С утратой оборонительного значения вала вдоль него стали постепенно возникать дома. Так появилась Никитская улица, получившая свое название от церкви, расположенной на остатках вала XII века. В годы советской власти улица стала называться Первомайской, а в начале XXI века ей вернули первоначальное имя.

В уже далеком для нас прошлом на Никитской площади торговали сеном. Находилась здесь и водопроводная ветвь, идущая от Золотых ворот, и сарай Добровольного пожарного общества. В 1883 году купец-старожил Николай Философов на свои средства благоустроил напротив Никитской церкви бульвар. Городская дума даже предлагала переименовать это место в бульвар Философова, но инициативу не поддержали. Знаменита же Никитская была ежегодной ярмаркой.

Царе-Константиновская ярмарка

Владимирская Царе-Константиновская ярмарка, учрежденная в середине XIX века, открывалась 21 мая. В этот день в городе начинался крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери, принесенной накануне из Боголюбского монастыря в Константино-Еленинский храм.

На ярмарку приезжали купцы из соседних с Владимирской губерний и привозили такие товары, каких вовсе не было в местной продаже или цены были более высокие по сравнению с ярмарочными. Среди других торжищ, проходивших во Владимирской губернии, Царе-Константиновская по своим торговым оборотам была весьма скромной. Так, например, торговый оборот гусевской ярмарки доходил до 120 тысяч рублей, суздальской - до 40 тысяч рублей, ковровской - до 30 тысяч рублей, а владимирской - лишь до 10 тысяч рублей. Ярмарочной торговле законом Российской империи предоставлялась льгота в виде освобождения от платежа промыслового налога всех торговых предприятий на ярмарках, продолжавшихся не более 14 дней. Соответственно имелось немало купцов, торговавших специально на краткосрочных ярмарках и поэтому никогда не плативших ни копейки промыслового налога.

Семидневная ярмарка во Владимире целый ряд лет фактически продолжалась 13-14 дней, и потому у ярмарочных торговцев составилось убеждение, что она двухнедельная и, как таковая, являлась льготной. Обычно они вносили во Владимирскую городскую управу налог за места на Никитской площади за неделю, а торговали беспошлинно почти две недели. Купец выгоду не упустит, но и горожанам ярмарка помогала экономить - приобретать некоторые товары по дешевке. В общем, никто претензий торговым людям не предъявлял, пока в 1911 году не поссорились местные и приезжие купцы.

Подготовка и открытие ярмарки

В начале мая 1911-го на Никитской площади, как обычно, торопясь, готовили разные балаганы и торговые лавки, карусели и качели, павильоны для увеселительных зрелищ к предстоявшей ярмарке.

За неделю до открытия ярмарки «на бульваре к углу Ходов прилепил уже беседку для торговли мороженым и водами». Незадолго до этого, в апреле, крестьянин Тверской губернии Иван Петрович Ходов обратился в управу по поводу окончания трехлетнего срока аренды участка городской земли в Липках. В Липках Ходов держал киоск для торговли мороженым и прохладительными напитками. Бизнес оказался весьма выгодным, и Иван Петрович намерен был дело продолжить и для этого собирался построить взамен существовавшего новый, более красивой архитектуры киоск. Управа разрешила и строительство, и перенос старого павильона на Никитский бульвар. За аренду земли под киоском на Никитской (около 20 кв. м) «положили» платить по 25 рублей в год. Срок аренды - 5 лет.

Неподалеку от ходовской торговой точки начали возводить летний цирк. Кстати, именно на Никитской площади во Владимире останавливались приезжавшие во Владимир передвижные цирки. В 1911-м нашелся новый предприниматель ‑ директор цирка, он внес в городскую управу залог.

Наконец, как сообщила газета «Старый владимирец», «открылась днем 21 мая ярмарка на Никитской площади и сразу же наполнилась шумом и гамом. Преобладает публика деревенская и детвора, глазеющая на массу выставленных игрушек. Толпятся около дешевок, балагана и «зверинца», в котором показывают даже летающих собак. Около торговцев квасом, мороженым и прохладительными напитками ‑ по случаю жаркой и пыльной погоды ‑ давка. Над площадью носится туча пыли и нестройная балаганная музыка».

В другой газете в стихотворной форме описывалось важное для владимирцев событие следующим образом: «Приехал также господин с моржами / Из прошлогодних. Будет карусель, / Шеренга баб с грошовыми лотками, / Подсолнухи, орехи, карамель. / Кондитерский товар ‑ прямо из столицы / Булавки, пряжки, иглы, спицы. / Манжеты, галстуки, кони и колесницы, / оружие ‑ все, что любит детвора. / И... На Никитской шум и гам».

Несмотря на такие отзывы, ярмарочная торговля шла не бойко. Днем стояла тишина, лишь кое-где бродили покупатели от одного прилавка к другому, да продавцы перебрасывались между собой крылатыми словечками. Ярмарка оживала к вечеру.

Происки конкурентов

Во время работы ярмарки к помощнику податного инспектора и торговому депутату обратились владимирские торговцы с заявлением, что ярмарка незаконно работает 13 дней, нанося таким образом ущерб местным купцам, и высказали пожелание впредь подобной незаконной торговли не допускать. 26 мая защитник интересов государственной казны и торговый депутат пришли на Никитскую площадь и объявили приезжим предпринимателям о закрытии ярмарки 27 мая и о необходимости оформить годовые промысловые свидетельства.

В ответ купцы сообщили, что торговля в этот раз находилась в особо неблагоприятных условиях ‑ происходила в будние дни и была крайне убыточна из-за отсутствия публики. Предприниматели приводили такие аргументы: в течение нескольких лет они торговали без всяких промысловых документов две недели и если бы знали, что в 1911 году Царе-Константиновская ярмарка ‑ недельная, то, безусловно, не поехали бы во Владимир. Плата за документы (18 рублей), за место и киоск большинство торговцев разорила бы и привела вообще к закрытию ярмарки.

Сообщая о случившемся управляющему Владимирской казенной палатой, помощник податного инспектора высказал свое мнение: единственным выходом из подобных обстоятельств стало бы обсуждение Владимирской городской думой назревшего конфликта без замедления, чтобы в ближайшем будущем ни приезжие купцы, ни торговый надзор не были поставлены в крайне неприятное положение.

Борьба за свои интересы

Не ожидая «милостей от природы», приезжие торговцы, обеспокоенные судьбой своих доходов, обратились во Владимирскую управу с письменной просьбой: «Имеем честь покорнейше просить Гор. Думу составить проект и представить в Министерство с ходатайством об установлении в губ. гор. Владимире двухнедельной ярмарки, считая с 21 мая месяца, вместо установленной в настоящее время семидневной, которая является для ярмарочных торговцев весьма кратковременной; ввиду того, что все торговцы приезжают из мест, находящихся на далеком расстоянии от гор. Владимира, делая большие затраты на приобретение мест, помещений, на перевозку товара и другие расходы, не имеют возможности во-первых, своевременно получить товар, отправленный по жел. дороге ввиду случайных задержек груза, а во-вторых, продать товар, не принимая во внимание ненастную погоду, которая для всех торговцев имеет очень важное значение ввиду непродолжительной ярмарки, а в продолжение же двухнедельного срока вышеуказанные недостатки м.б. улучшены». Относительно же увеличения платы за продолжительный срок ярмарки коммерсанты ничего не имели против и хотели лишь иметь одни и те же места за постоянными торговцами.

Учитывая интересы местных жителей и приезжих торговцев, Владимирская городская дума объявила купцам на ярмарке, что срок ее заканчивается 27 мая и если они пожелали бы остаться на предстоявшие праздники 29 и 30 мая, то должны были явиться в управу для взноса дополнительных платежей за занимаемые места ярмарочной площади. То есть, как и в прежние годы, местные власти не потребовали от них выкупать промысловые свидетельства.

Обратная

сторона медали

Вопрос о продлении Царе-Константиновской ярмарки рассматривался в следующем году. Владимирская казенная палата, разделяя мнение помощника податного инспектора, отправила его донесение в городскую управу, обратившую, в свою очередь, внимание на весьма важный момент. По ее мнению, подрывом местной торговли владимирская ярмарка не служила и служить не могла, так как привлекала большое число покупателей из крестьян и других приезжих людей, чем оживляла всю торговлю в городе, особенно в базарные и праздничные дни. Кроме того, не в ущерб, а в пользу местных купцов говорило то обстоятельство, что многие из них по окончании ярмарки скупали у заезжих торговцев оставшийся не проданным товар по пониженным ценам и потом сбывали его с выгодой.

В августе 1912 года гласные на заседании Владимирской думы внимательно изучили все имевшиеся документы и постановили уполномочить управу ходатайствовать о продлении срока для Царе-Константиновской ярмарки до 14 дней в установленном порядке. Но последовавшие в скором времени Первая мировая и гражданская войны привели все-таки к закрытию старинной ярмарки во Владимире.

Маргарита ВЛАДИМИРСКАЯ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
19 минут назад Жительница города Кольчугино заплатит за задержку трамваев в Москве из-за ДТП
ГУП «Мосгортранс» обратилось в Кольчугинский городской суд с иском о взыскании убытков с водителя, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия, из-за которого произошла задержка движения трамваев маршрута №…
36 минут назад Владимирцы участвуют в программе «Время героев», инициированной Владимиром Путиным
Из Владимирской области заявки на участие в проекте подали не менее 12 человек, среди которых ветеран СВО, бывший уполномоченный по правам детей в регионе-33 Геннадий Прохорычев.